Обучение младших школьников правилам дорожного движения

0
0
Материал опубликован 10 March 2023

МБОО «ЫКСОШ №1»



Обучение младших школьников

правилам дорожного движения


Методическая разработка для изучения

ПДД младших школьников





Автор Чохов В.А.

преподаватель автодела









Человеческая жизнь и здоровье бесценна, особенно жизнь и здоровье ребенка. Безопасность дорожного движения имеет множество сторон. Век быстрого роста количества автомобилей на улицах, дорогах дети с детства становятся участниками дорожного движения, как никогда обучение правилам безопасного поведения на улице, дорогах становится актуальной проблемой.

Обеспечение безопасности дорожного движения оказывается важной государственной задачей, и приобретает своевременную подготовку юных пешеходов и пассажиров – маленьких детей, подстерегают опасности и серьёзные трудности уже со двора своего дома.

Около каждого дома паркуются легковой нередко и грузовой транспорт. Дети встречаются с транспортом везде: во дворе, по дороге в школу, даже на территории школы. Детям необходимо внимательно следить за движением транспорта на улице, где есть (знаки, светофоры и так далее), но и во дворах. Кустарники, деревья и здания, мешают заблаговременно увидеть приближающиеся транспортное средство.

Во дворе дома дети представлены самим себе, они не умеют реально оценить опасности. Дети не умеют правильно определить расстояние и скорость приближающейся транспорта, способность предвидеть опасность у них ещё не выработалась. Часто играя в мяч, выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде, безмятежно выбегают на дорогу.

Актуальность этой проблемы на сегодняшней реалии очевидна, потому что круг проблем, связанная с безопасностью детей – трудно решить в рамках школы. Поэтому с раннего возраста надо учить детей безопасному поведению на дорогах, улицах, в транспорте и ПДД. Должны принимать активное участие школа, родители и другие образовательные учреждения. Необходимо знать основные формы обучения детей, в зависимости их психофизиологических особенностей. В начальной школе педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения а именно: самостоятельно владеть правилами безопасного передвижения, с начало территории двора дома, района. Одним из способов формирования у школьника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций на занятиях автогородке, получение объективной информации от родителей и педагога и. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективным методом педагоги, ставят моделирование дорожных ситуаций.

Кроме этого, широко используется:

-рассматривание слайдов, презентаций, фильмов;

- развивающие и обучающие игры;

-изготовление по теме дорожной безопасности атрибутов для занятий;

- творческая, художественная деятельность детей и др.

Поиск действенных технологий и стратегий создания основы культуры безопасности по ПДД, воспитании личности, актуальным которая владеет понятием по безопасному поведению, но и ценит жизнь и здоровье другого человека, проявляет гуманные чувства: сострадания, доброты и отзывчивости. Это определяет положительные изменения, которые обозначатся в образовании и выражены в федеральных документах.

Как планировать образовательный процесс по  организации культуры безопасности у школьников и защитить детей на дороге? В соответствии вступивших в силу ФГОС требует от педагогов, проведении новых педагогических технологий по усвоении детьми основных правил  поведения на дороге, в процессе  реализации деятельностного подхода, идущего из положений  о том, что полновестное развитие школьника должно проводиться в интересных, важных видах деятельности и постоянного поиска. В своей работе педагоги применяют следующие технологии: проектной деятельности; игровая технология; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Ребенок учится законам дороги, на примере взрослых, родителей, педагогов. У ребенка пример взрослых должен способствовать выработке привычки поведения согласно с правилами дорожного движения. Это основной показатель воспитания правильного поведения на дороге.

Последовательная работа с школьниками по обучению правилам дорожного движения, применение приводящих к нужным результатам, инновационных приемов и методов, принятие во внимание возрастных особенностей дают хорошие результаты.

Цель работы – внедрение современных педагогических технологий и создание условий позволяющих более успешному изучению школьников с ПДД и навыкам правильного поведения на дорогах, во дворе и транспорте.

Задачи:

1. Учить школьников безопасному действию на дороге.

2. Знакомить школьников с функцией дорожных знаков, научить разбираться их схематическое изображение для ориентации на дорогах.

3. Развивать и формировать и у детей полное восприятие дорожной среды.

4. Развивать у школьников умения и навыки контроля за дорожной ситуацией и предвидеть опасные обстановки, способность обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить с минимальным вредом себе и окружающим.

5 Изменение модели сотрудничества педагога с обучающимися с помощью объединения педагогических технологий в общую деятельность

6. Воспитывать сознательное, дисциплинированность и соблюдение ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортном движении.

7. Усиливать работу по распространению ПДД среди родителей.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что начальная школа является ступенью в системе непрерывного образования, основное внимание предоставляется обучению детей ПДД. Наша школа расположена в районе с очень интенсивным движением, необходимость обучения детей ПДД жизненная необходимость.

Начали эту работу с исследования семьи, взглядов на рассматриваемую проблему ее потребностей, запросов. Использовали анкетирование, как одну из неформальных форм коммуникации. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения открыло, что 45% анкетированных не уделяют особого внимания необходимости и важности обучения школьников ПДД дома, а 41% родителей регулярно нарушают правила. Отсутствием контроля за соблюдением ПДД школьниками со стороны родителей стало неправильное применение или неумение имеющихся знаний о безопасном поведении на дороге. Система работы педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает ПДД, подвергая опасность жизнь ребенка и свою жизнь. Многих детей привозят в школу на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаю необходимым в школе изучение с детьми ПДД и формирование у них навыков безопасного поведения на дороге.

Для исполнения поставленной цели и задач главное внимание уделили на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

насыщенность среды - представлена в виде сюжетно-ролевых игр, дидактических, пособий; многофункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, речевое развитие. развиваются сенсорные эталоны, вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение. доступность безопасность

Для организации в школе таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда.

Кроме этого, в развивающей среде используются: -комплекты дорожных знаков; -макет улицы с транспортными средствами; -схема маршрута безопасного движения в школу; -наглядно-иллюстративный материал; -обучающие и развивающие игры; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; -слайды с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон"; -мультфильмы.

В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе оформлены информационные "Уголки безопасности". (Приложение 1)

НОД строится с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся.     

С целью воспитания культуры поведения у детей младшего школьного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:

игры – (объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.); дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный знак»«Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д).              

с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры

способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию).

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций.  Имеются макеты улицы, используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.                                     

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в школе является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Педагоги используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если не было бы светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трѐхглазый? И др.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребенка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие.

Информационно – коммуникативные технологии

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация

- группы дорожных знаков

- участники дорожного движения

- виды транспорта

   Педагоги считают , что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти учащихся: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.               

Мультипликация

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на школьников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для школьников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения

излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос

побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

ставим конкретные вопросы

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, школы, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

   Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:

- эвристические беседы

- наблюдения

- дидактические и развивающие игры

- игровые ситуации

     Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта  «Эти разные машины» школьники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В ходе акции «Пешеход засветись!» дети узнали, что такое фликер, для чего он нужен и каков принцип его действия.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей направляем на развитие  творческих способностей  в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге мы, воспитатели, осуществляем совместно с родителями. Используем консультации, беседы, разрабатываем папки-передвижки, используем плакаты.

     Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Наше общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

В своей работе с родителями мы используем с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.

В своих сообщениях рассказываем им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием школьников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаем внимание родителей на то, что школьников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют педагогам установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Предлагаем им прочитать специально разработанные памятки.

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

- «Что нужно знать детям о ПДД».

На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваем моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения школьники учатся, прежде всего, у взрослых.

Результативность работы.

     Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса  позволяют сделать вывод об итогах работы:

-   Школьники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Школьники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

 Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей, правилам дорожного движения в семье и в сотрудничестве с школой. Все родители считают , что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком. Беседуют с детьми по данной теме часто. Есть в каждой семье книги, пазлы, настольные игры, машинки.
Самыми продуктивными формами работы в школе хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы.
Таким образом: из результатов анкетирование видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей.
Поэтому необходимо в школе больше проводить совместных мероприятий по ПДД, оформлять в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД.

Выводы:

Изучение правил дорожного движения в школе благотворно влияет на безопасность ребёнка. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия со школой. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

 

Список учебно-методической литературы:

Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.

Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.