12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чохов Валерий Александрович24

МБОО «ЫКСОШ №1»













«Учим Правила дорожного движения»





Методическая разработка

по обучению детей младших школьников правилам дорожного движения








































Автор-составитель: Чохов Валерий Александрович

Преподаватель автодела МБОО «ЫКСОШ №1»

















2022







Содержание методической разработки







Пояснительная записка.

выбор темы;

целевая аудитория;

роль работы педагога;

цель проекта;

форма проведения;

педагогические технологии;

необходимые ресурсы;

рекомендации.



Основная часть:

план мероприятия;

организация, проведения и подведение итогов мероприятия;

список использованной литературы;

приложение.























































Пояснительная записка.

1.1 Выбор темы

Актуальность разработки данной темы заключается в том, что обучение Правилам дорожного движения должно происходить у детей в младшем школьном возрасте. В Российской Федерации вопрос дорожно-транспортного детского травматизма стоит очень остро. В связи с увеличением количества автомобилей, увеличением мощности автомобилей, пропускной поток на дорогах становится напряжённой, аварий на дорогах становится больше.

Причиной ДТП с участием детей в большинство случаев связан что дети не способны правильно оценить дорожную обстановку. У детей возрастом двигательная активность возрастает. Взрослые должны быть примером поведения на дороге для детей. Дети копируют поведение родителей, старших братьев и сестер. Именно в младшем школьном возрасте необходимо закладывать детям культуру поведения на дорогах.

1.2 Целевая аудитория.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит скачок физического развития. Известный психолог Ж.Пиаже утверждал, что мышление детей устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. В мышлении ребенка мало логики и много фантазии, дети не способны до конца понять связи между событиями или явлениями. В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, который в последствии переходит в логическое мышление.

С такими понятиями как: дорожные знаки, светофор, водитель, пешеход. дети знакомятся в игровой форме.

Проблема обучения детей правилам дорожного движения всегда актуальна. Ребенку трудно заучивать дорожные знаки, сигналы светофора. Главная задача учителя стоит: в игровой форме учить правила дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно реализовать при помощи следующих видах деятельности: коммуникативной, трудовой, коллективной, продуктивной, музыкально-художественной.

1.3 Роль работы педагога.

Обучение детей ПДД обязательная необходимость, в любой школе проходят мероприятия знакомящие ПДД. Учитель пытается донести до детей правила безопасности, которые пригодиться им в дальнейшей жизни. Родители заинтересованы в успешном освоении программы безопасности дорожного движения, родители и учителя совместно проводим мероприятия. Большая роль школы в формировании умения. Запоминать значение дорожных знаков, сигналы светофора и регулировщика. Знание правил соблюдение ПДД становятся нормой для детей.



1.4 Цель проекта.

Формирование знаний у детей ПДД, представления организации дорожного движения.

Задачи:

Развивающие: развивать интерес к законам села, города; дать понятие о различии в дорожных знаках.

Образовательные: дать понятие о дороге и участниках движения, понимать сигналы светофора, дорожных знаков.

Воспитательные: слушать взрослых, расширить словарный запас, воспитывать культуру поведения на дороге, осознанную позицию участника дорожного движения.

1.5 Форма проведения:

рассказ учителя, беседа с детьми, чтение литературы, игры, прогулки к остановке, перекрестку, светофору.

Педагогические технологии:

использованы технологии:

- информационная;

- игровая;

- технология сотрудничества.

-анализ ситуации (кейс-технология);



Игровая технология в данной ситуации эффективна. В соревнования, игры дети быстро вовлекаются. Дети играя обучаются ПДД и отдыхают. Дети играют с удовольствием, им очень нравится играть с предметами (знаки дорожного движения, светофор).

Применение информационных технологий позволяет сделать занятие наглядным, неповторимым. При помощи компьютера и проектора ребята смотрят ролики с ПДД, обучающие фильмы. Использование презентаций развивает интерес к теме. Благодаря воздействию на несколько чувств восприятия новые знания закрепляются лучше.

Кейс – это методическая технология, обучение проводится в коллективе, дети самостоятельно обмениваются информацией, ищут решения проблемы, поставленные перед ними. Широко применяются кейс-фото, кейс-иллюстрации. Мы рассматриваем иллюстрации, дети обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. Мы делаем вывод, чего не следует делать в опасных ситуациях, как следует вести себя на дороге.

Технологии сотрудничества в процессе реализации детям младшего школьного возраста дает овладевать необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

В своей работе я использую следующие приемы:

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например, сравниваем светофор и запрещающие знаки. Находим и различия и сходства.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Например, ответь на вопрос: «Как следует вести себя вблизи проезжей части во время гололеда».

Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.



Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игра «Воробушки», «Собери машинку».

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний. Например, учитель просит ребенка рассказать, как он добрался до школы. В повествование можно включать элементы сказки.

Воспитывая младших школьников, педагог должен также применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы школы нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, образовательной деятельности, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Особенно важен принцип наглядности, который обязательно должен применяться в работе с младшими школьниками. Дети должны сами увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

В целом план проведения образовательной деятельности с младшими школьниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

1.7 Необходимые ресуры.

Самый важный ресурс – люди. Назначьте организаторов, которые проконтролируют мероприятие. Сформируйте инициативную группу: команду исполнителей, волонтеров, детей, которые желают взять на себя ответственность за проведение.

Время – один из главных ресурсов при планировании мероприятия. Предусмотрите план подготовки к мероприятию с точками контроля и крайними сроками этапов.

Следующий ресурс – материально-техническое обеспечение. Выберите площадку мероприятия: это может быть актовый зал детского сада, стадион, класс, территория социальных партнеров. Определитесь с оборудованием, которое потребуется: компьютер, проектор, мультимедийная доска, фото-видео-аудио аппаратура, специальный инвентарь. Обеспечьте комфорт: столы, стулья, кулеры.

Важный инструмент для мероприятия – это информационное сопровождение. Продумайте, как ваша аудитория узнает о предстоящем мероприятии: создайте анонс для сайта и социальных сетей школы, афиши, объявления, приглашения и т. д. Помогите ребятам разработать план информационного обеспечения и следить за его выполнением.



Ресурс

Детализация

Ответственные

Участники и организаторы

(люди)

1. Учащиеся.

2.Родители, желающие помочь.


1. Учитель, преподаватель автодела


Оборудование

Мобильный автогородок аудиоаппаратура, видеокамера, телефон.

Техническая группа

(технический специалист – ученик школы)

 

Обеспечение комфорта

Стулья в актовом зале, машины игрушечные.

Организаторы

Оформление зала

(декор)

Выставочные стенды, рисунки и плакаты на тему «Правила дорожного движения».

Дети совместно с родителями рисуют плакаты, оформляют помещение

 

Музыкальное сопровождение

Детские песни

Педагог по музыке, дети

Информационное сопровождение

Приглашение родителей на мероприятие

Учитель

 

Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в собственном «автогородке», в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.



В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог».

Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у младших школьников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

1.8 Рекомендации.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими учениками. Показателями эффективности нашей работы являются:

- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Каждому педагогу, которому доверено обучение, воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.





Основная часть:



2.1 План мероприятия.



Преподователь : Здравствуйте, ребята! Я очень хотел прийти к вам в школу, подружиться с вами. Увидел, что по дорогам едет много машин. Я боялся , переходить дорогу ! Я хочу научить , как правильно переходить дорогу.

Преподователь: А еще возле дороги стоит странный предмет . Он моргает разными цветами . Помогите мне , пожалуйста! Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь его, дети ходят одни по улицам. Думаю, что ребята знают простые правила дорожного движения. Вот послушайте загадку:

Загадка про светофор

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь .
И машинам помогаю ,
И тебе хочу помочь …

Дети: Светофор.

Преподаватель: А как вы догадались, что это светофор? (ответы детей) А о каких глазах говорится в загадке? (ответы детей).

Преподаватель: Ребята, кто-нибудь из вас видел светофор? Где вы его видели? (Ответы детей).

У светофора три сигнала: красный, желтый, зеленый. Каждый сигнал светофора горит по очереди!

Вот он зажигает красный сигнал, значит, мы должны стоять на месте! Переходить дорогу – запрещено! Машины едут очень быстро. Выходить на дорогу опасно.

Вот светофор зажигает желтый сигнал. Это сигнал – "внимание”! Транспорт на дороге начинает останавливаться. А пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только готовятся идти.

Наконец загорается зеленый сигнал. Теперь можно свободно переходить дорогу. Все машины остановились, смело начинаем двигаться ! Послушайте стихотворение :

Если красный свет горит -
Путь движению закрыт !

Если желтый – не спеши ,остановись и подожди !.Свет зеленый говорит:
Проходите, путь открыт!

Ребята, посмотрите (показывает плакат с изображением дороги) Это – дорога, проезжая часть.

- Люди, которые идут по дороге, как называются? Правильно, пешеходами, где они должны ходить? (по тротуару) Как же перейти проезжую часть? Подскажите Незнайке(ответы детей) Проезжую часть можно переходить только на специальных участках дороги . Как называется этот участок ? (пешеходный переход)

Как по-другому называют пешеходный переход? Зебра (воспитатель показывает на плакате этот знак )

Преподаватель: По дороге разъезжает много машин. Как одним словом можно это назвать ? ( показать детям картинки с изображением разных видов машин : грузовика, легковой машины и автобуса) Конечно, транспорт (дети рассматривают легковую машину). ( Так обсуждаются остальные виды транспорта)

Если мы едим в автобусе то кем мы являемся ? ( пассажиры) Давайте покатаемся на автобусе! Поехали, сейчас расскажем нашему гостю, как надо себя вести в автобусе.

(Правила поведения в автобусе : нельзя резко выглядывать из окна, бегать в салоне транспорта , громко разговаривать , отвлекать водителя по пустякам , уступать место пожилым людям слушать замечания взрослых). Молодцы, мы приехали ! Я думаю вам понравилось кататься на автобусе !

Преподаватель: Ребята, поиграем с Незнайкой в игру “Светофор и дорога ”, тогда ему будет все понятно.

Игра “Светофор и дорога ”

На красный сигнал светофора - дети стоят, на желтый – шагают на месте. На зеленый сигнал дети идут по кругу (игра повторяется 2-3 раза)

Преподаватель:  Незнайка , теперь тебе все понятно?

Закрепление материала.

Преподаватель: Ребята, давайте повторим нашему другу о том, что узнали сегодня.

- Сколько сигналов у светофора?

- Как правильно нужно переходить дорогу?

- Какие бывает виды транспорта?

Ребята, я предлагаю нашему гостю сделать подарок на память . Давайте своими руками сделаем светофоры .

Практическая работа: пластилинография на картонных шаблонах в виде черных прямоугольников “Сигналы светофора” с помощью кружочков из пластилина.

Преподаватель: До свидания!



Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения .

В присутствии детей строго соблюдайте правила дорожного движения !

Не спешите при переходе улицы .

Взрослый должен находится со стороны проезжей части.

Переходите улицу по пешеходному переходу .

Учите ребенка пропускать транспорт на дороге .

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за кустов .

Следите за тем , чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской площадке .

Никогда не переходите проезжую часть из-за стоящего транспорта ,его нельзя обходить ни спереди ни сзади.



Помните !

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным ,если самые близкие люди ,которые пользуются у младших школьников авторитетом не соблюдают правила дорожного движения .Нарушение правил поведения приводит к тому ,что дети ,подражая им ,вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде.

















Список использованной литературы


                1.          Айсина Р.М. «Организация работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД)» (18 часов) дополнительная профессиональная образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических работников школьных образовательных организаций. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://минобрнауки.рф документы (4963)

                2.          Асянова С.Р. Формирование безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Уфа, 2012.

                3.          Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. № 2. С. 175-178.

                4.          Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения   // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11-18.

                5.          Ахмадиева Р.Ш. Концептуальные основы формирования личностной компетенции участника дорожного движения // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2 (16). С. 335-340. 

                6.          Ахмадиева Р.Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 5. С. 136-142.

                7.          Ахмадиева Р.Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 44-47.

                8.          Ахмадиева Р.Ш., Воронова Е.Е., Минниханов Р.Н. и др. Обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

                9.          Бабич А.А. Технoлoгия мoнитoринга региoнальных систем непрерывнoгo oбучения детей безoпаснoму участию в дoрoжнoм движении и прoфилактики детскoгo дoрoжнo-транспoртнoгo травматизма // Университетская наука - региону: материалы III Ежегодной конференции Северо-Кавказского федерального университета.Ставрополь: Фабула, 2015.

             10.        Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности /  Монография / Ставрополь, 2016.

             11.        Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.

             12.        Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-17 мая 2014 г. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 371 с.

             13.        Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.

             14.        Белугин М.Г. Структурно-функциональная модель организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Казанский педагогический журнал. 2014. № 6 (107). С. 65-74.

             15.        Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 8-19.

             16.        Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики, 2013. – 240 с.

             17.        Бондарева И.Ю. Юные инспекторы движения. Образовательная программа социально-педагогической направленности. Кемерово, 2007. -83 с.

             18.        Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с.

             19.        Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013.

             20.        Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 177 с.

             21.        Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г.г. г. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/

             22.        Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf

             23.        Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. М.: Логос, 2013.  64 с.

             24.        Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер,  2015. – 64 с.







































Приложение



t1678422562aa.jpg



t1678422562ab.jpg





t1678422562ac.jpg

13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.