«Огонь-опасная игра»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Шопшинская средняя школа»
Классный час с элементами игры
«Огонь-опасная игра»
Выполнила: Сидорова Александра Александровна,
учитель начальных классов
Село Шопша 2024
Цели:
познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;
закрепление знаний о пожарной безопасности;
показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека, прививать навыки осторожного обращения с огнем;
воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.
воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
прививать навыки осторожного обращения с огнем, воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.
Оборудование:
выставка книг,
проектор,
компьютер,
рисунки детей.
Выставка книг:
С. Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”;
Л. Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”;
Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”;
Е. Пермяк “Как огонь воду замуж взял”.
Ход урока
Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:
1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
2) Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
3) Добывается в Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ.)
4) Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть,
как костер. (Спички.)
5) Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу – пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается. (Электричество.)
Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.
- Ребята, задумывались вы когда – нибудь, что такое огонь? Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Свет от осветительных приборов. Пожар – пламя, широко охватывающее и уничтожающее что – нибудь. Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что им послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь.
И все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или при разожжённом костре. С древних времён люди слагали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра – Ивана Купала, Масленица. С древних времён Олимпиада начинается с того, что на стадионе зажигают факел. У Могилы Неизвестного Солдата горит вечный огонь. Огонь человека согревает, даёт возможность приготовить пищу.
Много значит огонь для человека.
Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг -
Нам огонь повседневный друг!
Человеку друг – огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать -
От огня не сдобровать.
Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
А знаете ли вы, кто такой Прометей?
(Далее выступают дети, заранее подготовившие сообщения)
Ученик 1.
Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Ученик 2.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.
Ученик 3.
С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Учитель.
Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт –
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны. Г. Остер
Учитель.
Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.)
Ученик.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.
Ученик.
Причины пожаров
– Неосторожное обращение с огнем (90 %).
– Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
– Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
– Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
– Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
– Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
– Шалости детей с огнем.
Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?
2. Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?
3. Может ли загореться искусственная елка?
4. Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?
Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. А каким должен быть пожарник. Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом пожарной охране. Назовите номер телефона пожарной части.
Игра “Вызов по телефону пожарной команды.
Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре. Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
1. называет адрес, где горит;
2. свой номер телефона;
3. свою фамилию;
4. на каком этаже горит;
5. как лучше подъехать к дому;
6. сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
Учитель. “У меня зазвонил телефон...”
Каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского.
– О чем эти детские стихи? (Об играх с телефоном).
– А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру “01”?
– Допустимы ли такие действия?
– Почему?
Знает каждый гражданин
Этот номер — 01.
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона.
Позови людей с балкона.
(Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему.
За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)
Работа в группах
Как вы понимаете пословицы?
1.Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
2.От маленькой искры большой пожар бывает.
3.Не бывает дыма без огня.
4.Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять. Огонь воды боится.
5.Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Скажите, почему профессия пожарных героическая? А какие награды получают пожарные при тушении пожара? Героев награждают медалями за “Отвагу”, “За спасение погибших”, орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством”.
Пожарное дело - для крепких парней,
Пожарное дело - спасение людей,
Пожарное дело - отвага и честь,
Пожарное дело - так было и есть
- Угадайте из какого произведения эти строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит
Эй, пожарные бегите,
Помогите, помогите!
К.Чуковский «Путаница»
- В подарок вам мультфильм.
Коллективное составление памятки
“Правила поведения при пожаре”
– Вызвать пожарных по телефону “01”.
– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
– Наложить чистую марлевую повязку.
– Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.
- А в завершении нашего урока разминка-шутка. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, завидев дым, говорит: «Пожар! Горим!»
- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
- А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Огонь наш друг. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным, тогда он становится нашим врагом. Помните правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
Сегодня, ребята, вы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И самое главное для вас, это когда вы свои знания сможете применить в окружающем мире.