Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Огонь — опасная игрушка»
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада «Огонь-опасная игрушка»
Ревякина Галина Николаевна.
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Огонь-опасная игрушка»
Цель: систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
3. Способствовать умению детей не теряться перед лицом опасности.
Развивающие:
1. Формировать умение реально оценивать возможную опасность, умения и навыки для действия в экстремальных ситуациях.
2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности в игровой форме.
Воспитательные:
1. Развивать интерес к экспериментированию.
2. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Словарная работа: «слизал дрова», трехцветик, укутывались.
Методы и приемы: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Знакомство с огнём», столы, стулья, подушки по количеству детей, свечи, поднос, вода, песок, пинцет, монета, прозрачная банка, бумага, вата, ткань, деревянная палочка.
Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.
Ход занятия
1 Вводная часть
Воспитатель:
-Ребята, я пришла к вам не просто так, а чтобы вы помогли мне разобраться в очень важном вопросе.
- Отгадайте загадку: “Красный язык дремать не привык, раз-два, слизал все дрова!” Что это такое? (Огонь)
-Значит, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
2 Организационный момент
- Ребята, я вас приглашаю совершить вместе со мной увлекательное путешествие, которое поможет вам получить новые знания об огне, необходимые в жизни! И в этом нам поможет цветок - “Цветик-трёхцветик”. Помните волшебные слова:
“Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели!”.
Вели оказаться нам в далеком прошлом!
(Воспитатель отрывает от цветка лепесток, дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, открывают).
Воспитатель:
- И вот мы с вами оказались в далеком прошлом, садитесь на подушечки. В том далеком времени, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных, огонь был необходим человеку, поэтому древние люди научились его добывать.
-Кто мне может сказать, как добывали огонь древние люди?
Огонь - верно служит человеку: согревает и кормит, так как с его помощью можно приготовить еду.
-Но случается так, что иногда из верного друга, он превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все на своем пути. Возникает пожар! При пожаре могут сгореть вещи, квартира. Даже целый дом! Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди! Огонь представляет большую опасность для жизни людей, животных и растений. Пожар - это не случайность, а результат неправильного поведения человека.
-Сейчас мы с вами перенесемся с помощью нашего цветка в другое, сказочное время! (Отрывают лепесток, говорят волшебные слова.)
“Сказки любят все на свете. Любят взрослые и дети”.
Мы сейчас с вами тоже сочиним сказку, но не страшную, а пожаробезопасную.
Воспитатель:
- Жили были в лесу зверята, главным в лесу был медведь. Как мы его назовем? Михайло Потапыч.
- Строгий был медведь. Особенно внимательно Потапыч следил за пожарной безопасностью в лесу. Ведь если бы хоть один зверь нарушил правила. Мог бы сгореть весь лес! Где бы тогда стали звери жить? И задавал медведь всем зверятам вопросы, проверял их знания, теперь Михайло Потапыч хочет проверить и вас, ребята!
Игра с мячом. Воспитатель задает вопросы, бросает мяч детям:
- Можно играть со спичками?
- Костер в лесу разжигать и оставлять его без присмотра?
- Траву сухую поджигать?
(Ответы детей)
- Молодцы! Правила надо всем соблюдать!
Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках. Кто? (Баба Яга)
Ну никак не хотела она соблюдать правила пожарной безопасности. Уж сколько Потапыч предупреждал. Что добром это не кончится, но Яга ничего не слушала. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к Лешему полетит в своей ступе. А печь без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит домой и видит, что дым летит из окон и дверей!
- Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть уголек, дом деревянный)
- Подлетела Баба Яга к избушке, хотела сама потушить пожар, но речка далеко, соседей рядом нет. Вспомнила про телефон. Но куда звонить? Кому? Баба Яга пожалела, что не слушала Потапыча.
• По какому номеру надо было звонить? (01, пожарным)
• Кто приедет тушить пожар? (пожарные)
• Что сказать? (Адрес, фамилию, что горит)
• Кто покажет? (Ответы детей)
- Молодцы! Если бы Яга все это знала и сделала, то пожарные бы приехали вовремя, потушили пожар!
-Итак, ребята, Что мы узнали про огонь? Какова его польза? А вред? Куда звонить, если случился пожар?
- А сейчас мы возвращаемся в детский сад. Отрываем лепесток, говорим слова!
-Итак, мы вернулись в детский сад, где я приглашаю вас в «Клуб Любознаек».
3 Основная часть
Опыт№1.
(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи)
Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Дети: Огонек.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Он яркий, красивый.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Объясните, почему?
Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Физкультминутка:
“Пламя костра”(под музыку «звуки костра»)
Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.
Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.
Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.
Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.
- Понравилось вам быть огоньками?
Опыт №2.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они самостоятельно сделали выводы:
Дети: Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
Опыт №3.
Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети: Его нужно потушить.
Воспитатель: Чего же «боится» огонь?
Дети: Воды, снега, песка, земли.
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?
Дети: Да.
Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Опыт №4
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Дети: Он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:
• не играй со спичками
• выключай электроприборы
• не зажигай газ
– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).
4 Заключительная часть:
-Подведем итог нашему занятию. Вам понравилось наше занятие? О чем мы сегодня с вами говорили? Что воспламеняется очень быстро? Что в огне не горит. Какие правила нужно знать и выполнять?
-Спасибо большое, ребята. Мне очень понравилось с вами беседовать.
Литература:
Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.
Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”. Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». Москва 2007.
Пермякова Ольга Анатольевна