12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жиркевич Татьяна Борисовна502
Люблю свою профессию.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
4

Конспект урока по окружающему миру «Охрана природы. Природные парки. Нижнехопёрский природный парк (Волгоградская область)»



Конспект урока по окружающему миру.

Выполнила учитель ГКОУ «Созвездие» г. Волгограда

Жиркевич Татьяна Борисовна


 

Тема урока: Охрана природы. Заповедные места Волгоградской области – природный парк Нижнехопёрский.

Цели урока: углубление знаний учащихся об особо охраняемых территориях; познакомить с памятниками природы парка Нижнехопёрский.

Задачи урока:

Предметные.

Сформировать представления о национальных парках Волгоградской области и более подробно о Нижнехопёрском парке, о достопримечательностях парка.

Развивать диалогическую, монологическую и письменную речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Метапредметные.

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Учиться применять эффективные стратегии по собственной инициативе и самостоятельно.

Познавательные: Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.

Коммуникативные: Строить понятные для учащихся класса высказывания. Развитие речевой деятельности: помочь ребенку в аргументации своего мнения, формирование навыков сотрудничества.

Личностные: Сформировать положительное отношение к уроку. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой. Следовать установке любви к своему народу, республике и Родине. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности. Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. А.А Плешаков»), MicrosoftPowerPoint.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы говорили об охране окружающей среды.

В прошлые века люди не задумывались об охране флоры и фауны, многие виды живых существ были безжалостно истреблены. И лишь в начале 20 века эта проблема вышла на первый план.

- Что создают люди для охраны диких животных и растений?

(Заповедники, заказники, национальные парки).

- Расскажите, чем отличаются заповедники от национальных парков.

В заповедниках любая деятельность человека полностью запрещена. Они создавались для охраны животных и растений, которым грозит полное или частичное вымирание.

В заповедниках под охрану попадает не только живой мир, но и вода, почва. В них нельзя охотиться на животных, рыбачить, строить жилищные объекты, перепахивать землю или скашивать траву. Даже сбор ягод и грибов запрещен.

Национальные парки — это территории, где для защиты окружающей среды ограничена деятельность человека, в частности — хозяйственная. Однако разрешены, как правило, пешие туристические маршруты.

Природные парки России создавались в тех местах, которые имели особую эстетическую, историческую, просветительскую или исследовательскую ценность.

Природные национальные парки России — это те кусочки дикой жизни животных и растений, чудом сохраненные и позволяющие наблюдать за природой во всей ее красе.

3. Введение в тему урока.

- В какой области мы проживаем? (в Волгоградской)

Слайд 2.

Волгоградская область,

Край тюльпанов степных,

Ты похожа на сердце

В очертаньях своих.

В Волгоградской области удивительная природа. Тут есть и леса, и степи, и пустыни,

и горы, и величественные реки.

- Есть ли животные и растения в нашей области, которые необходимо охранять от уничтожения?

- Знаете ли вы, какие парки есть на территории Волгоградской области?

Слайд 3.

На территории Волгоградской области создано семь природных парков: Волго-ахтубинская пойма, Щербаковский, Донской, Эльтонский, Усть-Медведицкий, Цимлянские пески и Нижнехоперский, есть несколько охотничьих заказников, много объектов отнесены к памятникам природы.

5. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в один из природных парков волгоградской области – Нижнехопёрский.

Слайд 4.

В западной части Волгоградской области  в нижнем течении реки Хопер располагается Нижнехопёрский природный парк – это самый крупный природный парк. Общая площадь Парка составляет более 230 тыс. гектаров.

 

Значительная удаленность от промышленного центра области позволила сохранить этот удивительный край с его богатой историей, самобытным казачьим этносом и такой разнообразной природой.

Слайд 5.

Территория природного парка – это естественный музей под открытым небом с сохранившимися до наших дней участками Дикого поля времен половцев и печенегов.

Именно тут появились первые казачьи городки.

В общей сложности в границах парка расположено 20 объектов территориальной охраны.

Слайд 6.

Поражают огромные массивы пойменных лесов и лугов в долине Хопра – одной из самых чистых рек Европы, просторы разнотравно-ковыльных степей, многочисленные байрачные и нагорные дубравы.

Слайд 7.

Кошав-гора – это самое высокое место на правом берегу Хопра и территории природного парка, курган, в древности сторожевой пост. Это одно из первых мест поселения станицы Кумылженской. Здесь открывается вид на пойму реки Хопер с "голубыми глазами" многочисленных озер.

Слайд 8.

Над бескрайней долиной, которую пересекает река Хопёр стоит памятник донским казакам.

Слайд 9.

Из памятников природы известны Шакинская дубрава с ее знаменитыми реликтовыми деревьями. Дубовая роща – это настоящее чудо растительного мира, не характерное для засушливого климата Волгоградской области. Возраст дубов от 300 до 400 лет. Высота великанов достигает 15 метров, а диаметр ствола в среднем около двух метров.

Эти деревья пережили несколько войн и сейчас являются старейшими представителями растительного мира Волгоградской области.

Слайд 10.

В Шакинской дубраве есть знаменитый «кипящий родник». Вода в нём холодная, но бурлит. Иногда родник выбрасывает части кораблей. Это объясняется тем, что подземные воды связаны с морем.

Слайд 11.

В парке можно встретить огромные камни – это ледниковые валуны.

Ледник, который вызвал в глубокой древности сильнейшее похолодание, затронул и наши края. Когда он начал таять, отступая на юг, здесь остались гранитные глыбы, которые он тащил из самой Скандинавии.

Слайд 12.

Бабинские озёра славятся плавающими островами, путешествующими в ветреную погоду от берега к берегу. Острова представляют собой сплетения травы, деревьев и кустарников. Количество плавающих островов меняется каждый год - одни появляются, другие прирастают к берегам, третьи разрушаются. Максимальное количество замеченных одновременно плавающих островов - около 10.

Слайд 13.

Есть в природном парке «Нижнехоперский» и своя маленькая пустыня. Песчаный массив «Кумылга» (Кумылженские пески) с его уникальными растительными сообществами и березовыми колками сформировался по периферии тающих ледников, пески оформились в гряды и барханы.

Слайд 14.

Среди большого разнообразия местной флоры и фауны отмечено множество редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В пределах парка встречается значительное число растений: тюльпаны Шренка, пионы тонколистые, рябчики русские.

Слайд 15.

Фиалки удивительные, васильки восточные, а также водяной орех чилим, семена которого спасали людей от голода в давние времена. Все они занесены в Международную, Национальную и Региональную Красные Книги.

Слайд 16.

Наиболее ценные из них это прострел луговой, ятрышник шлемоносный, любка двулистная, а также прекрасные белые кувшинки.

Слайд 17.

Богат разнообразием и животный мир парка. В нем обитает около 40 видов млекопитающих, немало пресмыкающихся и земноводных. Интерес представляют 3 вида летучих мышей, немало в парке и грызунов, таких как суслики, садовая соня, 4 вида мышовок.

Слайд 18.

В парке водятся практически все виды животных, встречающиеся на территории Волгоградской области.

Слайд 19.

В парки водятся зайцы, горностаи, ондатры, барсуки.

Слайд 20.

В птичьем царстве парка около 30 видов птиц (орлы, фазаны, чомга, серая и черношейкая поганки; серая и большая белая цапли, а также большая и малая выпи), не менее 120 видов птиц прилетают на гнездование.

Слайд 21.

Ежегодно здесь гнездятся большое количество водоплавающих, околоводных и степных птиц: белый лебедь, рыбный филин, орлан белохвост, дрофа, стрепет, сапсан.

Слайд 22.

В парке создан особо охраняемый охотничий заказник «Усть-Бузулукский».

Он предназначен для сохранения и воспроизводства диких животных, главным образом ценных пушных зверей – бобра и выхухоли.

Рефлексия.

- Что вызвало у вас наибольший интерес?

- О чём захотелось узнать более подробно?

Домашнее задание.

Подготовить рассказ или презентацию о другом парке Волгоградской области.

 

/data/files/w1478285175.pptx

 

Список литературы.

Журнал «Здоровье и экология» г. Волгоград 2015-2016 г.

Красная книга Волгоградской области Комитет охраны природы Администрация 2015 г.

Природные парки Волгоградской области Комитет охраны природы Администрация 2015 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.