Программа по окружающему миру в 4 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Окружающий мир
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова
УМК «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной , саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук , изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет « Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных , новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а еще в большей степени – Сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование , хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьника. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» -178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» -17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержание курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам в первом классе « Человек и природа» -155 ч., «Человек и общество» -68 ч., «Правила безопасной жизни» -14 ч. (изучается по мере изучения двух блоков).
2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
3. Результаты изучения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
*осознание себя жителем планеты Земля, чувство любви ответственности за сохранение ее природы;
*осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, сопричастность к её истории и культуре;
*осознание своей этнической и культурной принадлежности в контакте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур;
*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
*уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания общечеловеческих ценностей;
*установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мира» обучения в начальной школе являются:
*способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность направленную на познание закономерностей мира природы;
*умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа( класс, школа, семья и т.д.);
*способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающего мира» обучения в начальной школе являются:
*усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной деятельности;
*сформировать целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
умение наблюдать, формировать, исследовать явления окружающего мира;
*овладение основами экологической грамотности;
Понимание особой роли России в мировой истории и культуры.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
1 класс-66 часов
2 класс-68 часов
3 класс-68 часов
4 класс-68 часов
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества , разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
6.Содержание учебного предмета
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире ( 8ч) Населённый пункт , в котором живёт ребёнок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребёнка мир – природа живая и неживая ( на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твёрдости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (10ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения – часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавания деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Природа и её сезонные изменения (38ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью, Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной.
Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед – это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок –экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина –Россия (10ч) Первоначальные представления о родном Края, о Родине: Россия – многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы ( Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
1 класс
Общая характеристика
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные ( насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1- го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представление представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
1.Тема: « Человек и природа».
Обобщенные требования к УУД по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
Знать/понимать:
* виды городского транспорта ( электричка, автобус, троллейбус);
* правила поведения в городе во время экскурсии;
* что такое природа, природа живая и неживая ( на уровне различения объектов);
* название органов чувств и их функции;
уметь:
* соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
* проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
* различать объекты природы и изделия человека;
* различать объекты живой и неживой природы.
* название каждого времени года и их последовательность;
* основные признаки времён года;
* правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
уметь:
* проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях; приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;
- написание на конверте своего адреса.
В результате изучения « Человек и природа» обучающиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования ( опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
* объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
* назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
2.Тема «Человек и общество»
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и своё место в классе;
*различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
-выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
-выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.
3.Тема: «Правила безопасного поведения»
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
*называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
*использовать мобильный телефон для связи с родителями;
*называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
*называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
*приводить примеры несъедобных грибов своего края;
*приводить примеры ядовитых ягод своего края;
*рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
-установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
-выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.
Требования к уровню подготовки
К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать/понимать:
*название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*государственную символику России;
*первый куплет и припев гимна России;
*виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
*правила поведения в городе во время экскурсии;
*что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
*названия органов чувств и их функции;
*название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
*основные признаки живого: дыхание, питание, рост ,размножение;
*название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных ( на уровне рода);
*название каждого времени года и их последовательность;
*основные признаки времен года;
*правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
*соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
*проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
*различать объекты природы и изделия человека;
*различать объекты живой и неживой природы;
*различать части растений, отображать их в рисунке;
*приводить примеры домашних животных и диких животных (не менее пяти);
*приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей),раскрывать особенности их внешнего вида;
*приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
*приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
*приводить примеры съедобных грибов своего края;
*ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
*называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*обогащение жизненного опыта с помощью наблюдения;
*установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
*выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
*написания на конверте своего адреса;
*выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
2 класс
Общая характеристика
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
Во втором классе учащиеся изучают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли вокруг Солнца.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка ( правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.). Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно ( в беседах с информированными взрослыми – родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т.д.) и письменно ( общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Важнейшая роль в развитии ребенка обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе.
1.Источники информации об окружающем нас мире
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
*различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
уметь:
*работать с оглавлением и справочниками учебника;
*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
*нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока.
2.Раздел «Человек и природа»
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
*форму Земли
*глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;
*смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг Солнца;
*смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца;
*Солнце – ближайшая к Земле звезда;
*характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
*общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
*основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
*название нашей планеты, объяснять движение Земли вокруг Солнца и его связь со сменой дня и ночи и времен года.
уметь:
*различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
*устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
*сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
*группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие) необходимых для развития положительных качеств личности.
Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике, Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга Края», «государственные символы: флаг, герб, гимн, «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (лес, луг, водоем) и целей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах о природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
*назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
*сравнивать характерные для животных способы питания;
*характеризовать роль грибов в жизни человека;
*ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
*наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
*наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
*учиться работать со справочной литературой;
*определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, назвать представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
*понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
*демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
*демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
*установления связи меду сезонными изменениями в неживой и живой природе;
3.Живая природа Земли
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающихся должен
знать/ понимать:
*разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
*группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
*дикорастущие и культурные растения своей местности;
*сельскохозяйственные растения своей местности;
*названия растений Красной книги ( не менее 2-3);
*группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
*об особенностях диких и домашних животных;
*названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
*о значении природы для здоровья и жизни человека;
уметь:
*приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
*раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
*называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
*приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3представителей каждой группы;
*раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
*называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
*ухода за комнатными растениями;
*ухода за домашними животными;
*узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
*выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
4.Человек и общество
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
*об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
*средства сохранения и укрепления здоровья человека ( личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
*названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы ( Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
*принимать участие и знать важнейшие события страны и города: день Победы, День города и т.д.
*название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
*использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
*называть своих ближайших родственников;
*знать профессии взрослых и важность профессии;
*описывать изученные события из истории Отечества ( история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
*выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
5.Правила безопасного поведения
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
*фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
*основные права ребенка ( право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
*правила безопасного поведения в природе;
*понимать необходимость соблюдения режима дня и правил личной гигиены;
*соблюдать правила поведения на улице и в быту.
уметь:
*выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
*работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков- экскурсий, предусмотренных программой.
Требования к уровню подготовки
По курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
*различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
*название нашей планеты;
*форму Земли;
*глобус- модель Земли, ось Земли- воображаемая линия;
*смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси;
*смена времен года _ следствие вращения Земли вокруг Солнца;
*Солнце – ближайшая к Земле звезда;
*общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
*основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
*разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
*группы растений по их характерным признакам ( цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
*дикорастущие и культурные растения своей местности;
*сельскохозяйственные растения своей местности;
*названия растений Красной книги ( не менее 2-3);
*группы животных по их характерным признакам ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
*об особенностях диких и домашних животных;
*названия животных Красной книги России ( не менее 2-3);
*о значении природы для здоровья и жизни человека;
*об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
*средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
*фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
*основные права ребенка ( право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
*названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
*название родной страны, ее столицы; региона где живут учащиеся, родного города ( села);
* государственную символику России;
*правила безопасного поведения в природе.
уметь:
*работать с оглавлением и справочниками учебника;
*различать объекты неживой и живой природы;
*устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
*приводить примеры разнообразных жизненных форм растений ( деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
*раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
*называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России ( не менее 2-3);
*приводить примеры животных ( насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
*раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
*называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
*называть своих ближайших родственников;
*описать портрет своего друга;
*проводить простейшие опыты;
*выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
*работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
*описывать изученные события из истории Отечества ( история Московского Кремля, Великая Отечественная война).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
*демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
*нахождение самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
*ухода за комнатными растениями ;
*ухода за домашними животными;
*соблюдение правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
*узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;*выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
*установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
*удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
3 класс
Общая характеристика
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания третьего года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их. Содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на географической карте с помощью условных знаков и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, сравнивать и различать разные формы водоемов ( океан, море, озеро, пруд, болото). Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости , о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля. Достопримечательности Московского Кремля. Программа третьего года обучения помогает различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами; знакомить с достопримечательностями Московского Кремля; даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей России.
Раздел учебника «Правила безопасного поведения» обучает детей соблюдать правила безопасного поведения в природе.
А теперь подробнее об ожидаемых результатах третьего года работы по программе окружающий мир.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся
научатся:
*характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения ;
*находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
*определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
*сравнивать и различать формы земной поверхности;
*моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
*проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
*называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озера, пруд, болото);
*находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
*характеризовать формы земной поверхности;
*ориентироваться на местности при помощи компаса;
*приводить примеры веществ ;
*сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
*исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
*исследовать в группах свойства воздуха;
*сравнивать свойства воды и воздуха;
*извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
*характеризовать круговорот воды в природе;
*исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
*различать изученные полезные ископаемые;
*характеризовать природные сообщества;
*опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
*определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природы;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;
Обучающие получат возможность
научиться:
*самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
*извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
*осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
*обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
*выполнять правила безопасного поведения в лесу;
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся
научатся:
*описывать достопримечательности Московского Кремля;
*различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
*находить место изучаемого события на ленте времени;
*находить на карте города « Золотого кольца» и Санкт-Петербург;
*искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность
научиться:
*соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
*находить на ленте времени место изученного исторического события;
*проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся
научатся:
*понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
*понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
*пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
*пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
*соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
*соблюдать правила безопасности в гололед;
*сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
4 класс
Общая характеристика
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы ( солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края ( 2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны ( климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющие сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу ( в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Россия на карте, государственная граница России,
Москва-столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой ( основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I –Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ними. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживание, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся
научатся:
*находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
*читать условные обозначения карт;
*использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;
*находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);
*понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
*понимать необходимость посильного участия в охране родного края;
*характеризовать основные функции систем органов человека;
*измерять температуру, вес, рост человека;
*понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
*осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
*использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся
научатся:
*рассказывать с использованием информации из интернета о государственной символике России;
*самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;
*обмениваться сведениями о событиях в стране;
*готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
*находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
*работать с глобусом и картой;
*пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;
*определять последовательность событий на ленте времени;
*рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;
*рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
*научатся определять часовой пояс своего края;
*находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в интернете;
*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся
научатся:
*понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
*понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (вред курения, наркотиков, громкой музыки)
Обучающиеся получат возможность
научиться:
*соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
*соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи; заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровья.
8.Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения выпускник
научится:
*узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
*описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
*сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
*проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
*использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
*использовать различные справочные издания ( словарь по естествознания, определить растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
*использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
*обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой , взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
*определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
*понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность
научиться:
*использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ ( фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
*моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
*осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
*пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
* выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
*планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник
научится:
*узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
*различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами , конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
*используя дополнительные источники информации ( на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
*оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ( семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
*использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные ) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность
научиться:
*осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
*ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
*наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
*проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информативной среде;
*определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функции и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9.Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа обеспечивается:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова С.А., Окружающий мир.1-4 класс: Учебник.- М: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы-М:Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия.1-4 класс.-М:Академкнига/Учебник.
Учебно-методическое пособие для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя.-М:Академкнига/Учебник.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов).
4 класс. 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата проведения | |
план | факт | ||||
История Отечества (7 часов) | |||||
1 | Р.к. «Древние поселения Хабаровского края» Древние славяне | 1 | Вводный урок | 02.09 | |
2 | Древняя Русь | 1 | Урок ОНЗ | 05.09 | |
3 | Крещение Руси | 1 | Урок ОНЗ | 09.09 | |
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 12.09 | |
5 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья. | 1 | Комбинированный урок | 16.09 | |
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. | 1 | Комбинированный урок | 19.09 | |
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Комбинированный урок | 23.09 | |
Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | |||||
8 | Солнечная система | 1 | Комбинированный урок | 26.09 | |
9 | Движение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | 30.09 | |
10 | Р.к. «Природные зоны Хабаровского края» Природные зоны нашей страны | 1 | Урок ОНЗ | 03.10 | |
11 | Обобщение по теме «Земля- планета Солнечной системы» | 1 | Комбинированный урок | 07.10 | |
Путешествие по природным зонам России (13 часов) | |||||
12 | Второе заседание клуба «Ледяная зона» | 1 | Комбинированный урок | 10.10 | |
13 | Арктика | | | 14.10 | |
14 | Арктика и человек | 1 | Комбинированный урок | 17.10 | |
15 | Тундра | 1 | Комбинированный урок | 21.10 | |
16 | Тундра и человек | 1 | Комбинированный урок | 24.10 | |
17 | Р.к. «Леса Хабаровского края» Зона лесов | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 28.10 | |
18 | Роль леса в природе и жизни людей | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | 07.11 | |
19 | Зона степей | 1 | Комбинированный урок | 11.11 | |
20 | Роль степей в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный урок | 14.11 | |
21 | Зона пустынь | 1 | Комбинированный урок | 18.11 | |
22 | Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный урок | 21.11 | |
23 | Третье заседание клуба «Субтропическая зона» | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 25.11 | |
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» | | | 28.11 | |
Родной край- часть великой России (11 часов) | |||||
25 | Р.к. «Твой родной Хабаровский край» Твой родной Хабаровский край. Карта Хабаровского края | 1 | Комбинированный урок | 02.12 | |
26 | Р.к. «Часовой пояс Хабаровского края» Московское время | 1 | Комбинированный урок | 05.12 | |
27 | Р.к. «Твой родной Хабаровский край» Карта Хабаровского края | | | 09.12 | |
28 | Р.к. «Твой родной Хабаровский край» Поверхность и водоемы Хабаровского края | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | 12.12 | |
29 | Р.к. «Твой родной Хабаровский край» Отличительные признаки поверхности Хабаровского края | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 16.12 | |
30 | Р.к. Крупнейшие месторождения Хабаровского края» Полезные ископаемые Хабаровского края | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 19.12 | |
31 | Р.к. «Растениеводство Хабаровского края» Растения Хабаровского края | 1 | Комбинированный урок | 23.12 | |
32 | Р.к. «Животноводство Хабаровского края» Отрасли животноводства и домашние животные Хабаровского края | 1 | Урок ОНЗ | 26.12 | |
33 | Р.к. «Твой родной Хабаровский край» Народные промыслы Хабаровского края | 1 | Комбинированный урок | 09.01 | |
34 | Р.к. Экскурсия в Хабаровский краевой музей им. Н.И.Гродекова | 1 | Комбинированный урок | 13.01 | |
35 | Р.к. «Заповедники Хабаровского края» Заповедные места Хабаровского края | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 16.01 | |
Человеческий организм (11 часов)20.12 | |||||
36 | Как устроен организм человека | 1 | Комбинированный урок | 20.01 | |
37 | Путешествие в мир клеток | 1 | Комбинированный урок | 23.01 | |
38 | Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный урок | 27.01 | |
39 | Как человек двигается. Костная и мышечная системы человека | 1 | Комбинированный урок | 30.01 | |
40 | Пищеварительная система | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 03.02 | |
41 | Система кровообращения. Сердце, кровеносные сосуды | 1 | Комбинированный урок | 06.02 | |
42 | Система кровообращения. Состав крови | | | 10.02 | |
43 | Дыхательная система. Все о вдохе и выдохе | 1 | Комбинированный урок | 13.02 | |
44 | Мочевыделительная система. Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный урок | 17.02 | |
45 | Нервная система человека. Внешнее проявление работы нервных окончаний | 1 | Комбинированный урок | 20.02 | |
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм» | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 24.02 | |
Изучаем органы чувств (8 ч) | |||||
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир» | | | 27.02 | |
48 | Органы чувств. Высуни язык и скажи: «А» | 1 | Комбинированный урок | 03.03 | |
49 | Органы чувств. «Взгляд» на глаз | 1 | Комбинированный урок | 06.03 | |
50 | Ухо не только орган слуха | 1 | Комбинированный урок | 10.03 | |
51 | Ухо- орган равновесия | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | 13.03 | |
52 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | | | 17.03 | |
53 | Советы врача | | | 20.03 | |
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств» | | | 24.03 | |
Путешествие по странам мира (6 часов) | |||||
55 | Границы России | 1 | Комбинированный урок | 03.04 | |
56 | Страны, граничащие с Россией на суше. Их столицы и достопримечательности. | 1 | Комбинированный урок | 07.04 | |
57 | Соединенные Штаты Америки (США) | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 10.04 | |
58 | Великобритания | 1 | Комбинированный урок | 14.04 | |
59 | Франция. Карта Франции, столица, достопримечательности | 1 | Комбинированный урок | 17.04 | |
60 | Всероссийская проверочная работа по окружающему миру | 1 | Контрольный урок | 21.04 | |
Москва как летопись России (5ч)24. | |||||
61 | День народного единства | 1 | Комбинированный урок | 24.04 | |
62 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный урок | 28.04 | |
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 05.05 | |
64 | Фонтан «Дружба народов» на Всероссийском выставочном центре в Москве | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 12.05 | |
65 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 15.05 | |
Мы граждане России (3 ч) | |||||
66 | Имя нашей страны – Российская Федерация | 1 | Практическое применение (ЗУН) | 19.05 | |
67 | Основной закон страны – Конституция России | 1 | Интегрированный урок | 22.05 | |
68 | Президент России | 1 | Комбинированный урок | 29.05 | |