Урок окружающего мира «Петр Великий» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 9 January

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема: Петр Великий

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: формирование представлений учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

Образовательная:

-Познакомить с жизнью Петра I

-Узнать об эпохе правления Петра I, его преобразованиях

-Выяснить роль преобразований Петра I в истории России

Развивающая:

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать чувство гордости за нашу Родину на основе знакомства с жизнью и преобразованиями Петра I

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1.Иметь представления о жизни Петра I

П-2.Знать о преобразованиях Петра Великого

П-3.Знать дату основания Санкт - Петербурга

П-4.Понимать роль преобразований Петра I в истории России

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других,

К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;

К-4. Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

Л-1. Воспитывается чувство гордости за Родину

Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Л-4. Формируется интерес к истории России

Оборудование: учебник, ИКТ.(видеофильм)




этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный этап

-Здравствуйте, садитесь.


проверяют готовность к уроку, садятся.


Р-1

2.Проверка ДЗ



3.Актуализация знаний





































































(работа по карточкам 5 уч)



Наш сегодняшний урок я хочу начать словами: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»

-как вы понимаете эти слова?

- Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

- Давайте вспомним великое прошлое нашей Родины, вспомним людей и события,
связанные с этими людьми, которые оставили след в истории и чьими подвигами мы можем гордиться.

988 год --- князь Владимир --- Крещение Руси (ввел на Руси единую веру – христианство, Русь стала великой державой)

Начало ХII века --- Нестор --- «Повесть временных лет»

1147 год --- Юрий Долгорукий --- основание Москвы

Кирилл и Мефодий --- славянская азбука

На берегах большой реки
Высадились грозные полки.
Русские дружины в бой пошли,
Не дождались шведов корабли. (Нева, Невская битва, князь Александр, 1240 г.)

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Чудское озеро, Ледовое побоище, Александр Невский, 1242 г.)

калита --- Иван Калита --- укрепление Московского княжества --- шапка Мономаха

Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья. (Дон, Куликовская битва, Дмитрий Иванович, 1380 г.)

печать с двуглавым орлом --- Иван Третий, 1480 г.

Иван IV (Грозный) --- первый царь --- Россия стала царством

Иван Фёдоров --- первопечатник --- «Апостол», 1564г.

Минин и Пожарский --- народное ополчение --- освобождение Москвы, 1612г.


То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Учитель. Догадались, о ком идет речь?

(учитель показывает слайд с портретом Петра 1)

-Сформулируй тему сегодняшнего урока

Тема урока «Петр Великий»


-Все исторические личности, о которых мы сегодня вспомнили, знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. И мы с вами уже знаем почему

Александра народ именовал Невский, Дмитрия – Донской, Ивана-Грозным.

-Как вы думаете, а почему народ прозвал Петра-Великий?


-Перед вами портрет Петра I. Что вы знаете об этом человека?

-А что вы хотели бы узнать о Петре I?

-Какие задачи поставим?




карточки






Ответы детей










учащиеся называют события, людей,












Фронтальная работа с классом




































Сегодня на уроке мы будем говорить о Петре1









Потому что многое сделал для государства.






-узнать о детстве Петра о его жизни.

-почему народ прозвал Петра Великий

- узнать, что он сделал для государства.



Р-2



Р-2,

К-1, 2, 3

Позн-2,3,

Л-1,2

3. Открытие новых знаний.




























4.Физминутка


-Вы знаете, что ученик нашего класса Кирилл интересуется наукой историей и рассказывает нам о многих исторических событиях и фактах.

Я попросила Кирилла приготовить сообщение о детских и юношеских годах Петра 1.

-Оцените работу Кирилла.




Ребята, чтобы ответить на вопрос: «Каким правителем был Петр ?»

прочтите самостоятельно текст в учебнике на с.63.Затем, поработав в паре, заполните соответствующую графу в таблице, которая лежит у вас на парте.

-Зачитайте, что вы внесли в таблицу.













-А теперь перенесемся на некоторое время в эпоху Петра.

(инсценировка)

- ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизаветою зовут.
ПЕТР I:Так женись! Как звать-то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то хороша, Василий?)?Когда свадьба?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

-О каком указе Петра шла речь в сценке?


-Петр считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый.

И он издал указ о том, чтобы боярские и дворянские дети сначала выучились, а потом женились. Это одна из его реформ.


-что еще нового внес Петре в жизнь страны, вы узнаете, прочитав информацию в учебнике на с.64.


-какие данные можем внести в таблицу?
























-что такое империя?

-кто такой император?


Послушайте отрывок из стих-я Пушкина «Медный всадник»:

"Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе."


-как вы думаете, о каком городе идет речь?

-Посмотрите видео о том, как был заложен Санкт-Петербург.

-что узнали из видеофильма?


Сообщение с презентацией






Кирилл рассказал классу о детстве Петра 1. С поставленной перед ним задачей справился на отлично.



работают с текстом учебника.

Заполняют таблицу




-Ответы детей: Для своего времени царь Петр I был необычен тем, что он постоянно трудился, не мог бездельничать. Был мастеровым: строил суда, любил заниматься токарным делом был неутомимым, волевым, деятельностным, энергичным.

-хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки.














сценка


















он издал указ, чтобы юноши сначала выучились, а потом женились.










читают текст самостоятельно


Фронтальная работа.

- ввел новый календарь,

-упростил азбуку - кириллицу,

-открыл новые типографии,

-выпустил первую печатную газету,

-основал первый музей – Кунтскамеру

- первую доступную всем библиотеку

-подписал указ о создании академии наук.

-В России появился морской флот, возникли новые заводы и города.

-При Петре I были основаны новые города - Санкт -Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

- запретил знатным людям носить бороду и русское платье.

-созданы новые органы управления.

-В 1721 году Петр I был провозглашен императором.



















О Санкт-Петербурге




16 мая 1703 г. В устье реки Невы Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра

П-1,2,3,4,

Р-2,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,

Л-1,2,3,4

5.Подведение итогов занятия

Рефлексия

-Подводим итог работы.

-Как вы считаете, с поставленными вначале урока задачами справились?

-Посмотрите в заполненную вами таблицу.

-Так почему Петра народ назвал Великим?


-Оцените свою работу на уроке и работу класса.


Ответы учащихся






-Оценивают себя и свою работу на уроке.

П-1,3

К-1,2,3,4,

Л-1,2,3

6.Информирование о домашнем задании

-Откройте дневник и запишите домашнее задание: прочитать текст на стр. 63-67. Далее задания на выбор:

1.С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте рассказ о Петре Первом, используя факты, которых нет в учебнике.

2.приготовить сообщение или презентацию о г.Санкт-Петербург



-Открывают дневник, записывают домашнее задание

П-2



12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации