Урок окружающего мира «Петр Великий» (4 класс)
УМК: «Школа России»
Тема: Петр Великий
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: формирование представлений учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Задачи:
Образовательная:
-Познакомить с жизнью Петра I
-Узнать об эпохе правления Петра I, его преобразованиях
-Выяснить роль преобразований Петра I в истории России
Развивающая:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов
Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;
- Воспитывать чувство гордости за нашу Родину на основе знакомства с жизнью и преобразованиями Петра I
Планируемые результаты:
Предметные:
П-1.Иметь представления о жизни Петра I
П-2.Знать о преобразованиях Петра Великого
П-3.Знать дату основания Санкт - Петербурга
П-4.Понимать роль преобразований Петра I в истории России
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее;
Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;
Коммуникативные:
К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других,
К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;
К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;
К-4. Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
Познавательные:
Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;
Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
Л-1. Воспитывается чувство гордости за Родину
Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Л-4. Формируется интерес к истории России
Оборудование: учебник, ИКТ.(видеофильм)
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
1. Организационный этап | -Здравствуйте, садитесь. | проверяют готовность к уроку, садятся. | Р-1 | |
2.Проверка ДЗ 3.Актуализация знаний | (работа по карточкам 5 уч) Наш сегодняшний урок я хочу начать словами: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» -как вы понимаете эти слова? - Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого. - Давайте вспомним великое прошлое нашей Родины, вспомним людей и события, 988 год --- князь Владимир --- Крещение Руси (ввел на Руси единую веру – христианство, Русь стала великой державой) Начало ХII века --- Нестор --- «Повесть временных лет» 1147 год --- Юрий Долгорукий --- основание Москвы Кирилл и Мефодий --- славянская азбука На берегах большой реки По льду летели с лязгом, с громом, калита --- Иван Калита --- укрепление Московского княжества --- шапка Мономаха Стоял такой великий стон, печать с двуглавым орлом --- Иван Третий, 1480 г. Иван IV (Грозный) --- первый царь --- Россия стала царством Иван Фёдоров --- первопечатник --- «Апостол», 1564г. Минин и Пожарский --- народное ополчение --- освобождение Москвы, 1612г. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Учитель. Догадались, о ком идет речь? (учитель показывает слайд с портретом Петра 1) -Сформулируй тему сегодняшнего урока Тема урока «Петр Великий» -Все исторические личности, о которых мы сегодня вспомнили, знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. И мы с вами уже знаем почему Александра народ именовал Невский, Дмитрия – Донской, Ивана-Грозным. -Как вы думаете, а почему народ прозвал Петра-Великий? -Перед вами портрет Петра I. Что вы знаете об этом человека? -А что вы хотели бы узнать о Петре I? -Какие задачи поставим? | карточки Ответы детей учащиеся называют события, людей, Фронтальная работа с классом Сегодня на уроке мы будем говорить о Петре1 Потому что многое сделал для государства. -узнать о детстве Петра о его жизни. -почему народ прозвал Петра Великий - узнать, что он сделал для государства. | Р-2 Р-2, К-1, 2, 3 Позн-2,3, Л-1,2 | |
3. Открытие новых знаний. 4.Физминутка | -Вы знаете, что ученик нашего класса Кирилл интересуется наукой историей и рассказывает нам о многих исторических событиях и фактах. Я попросила Кирилла приготовить сообщение о детских и юношеских годах Петра 1. -Оцените работу Кирилла. Ребята, чтобы ответить на вопрос: «Каким правителем был Петр ?» прочтите самостоятельно текст в учебнике на с.63.Затем, поработав в паре, заполните соответствующую графу в таблице, которая лежит у вас на парте. -Зачитайте, что вы внесли в таблицу. -А теперь перенесемся на некоторое время в эпоху Петра. (инсценировка) - ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду? -О каком указе Петра шла речь в сценке? -Петр считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. И он издал указ о том, чтобы боярские и дворянские дети сначала выучились, а потом женились. Это одна из его реформ. -что еще нового внес Петре в жизнь страны, вы узнаете, прочитав информацию в учебнике на с.64. -какие данные можем внести в таблицу? -что такое империя? -кто такой император? Послушайте отрывок из стих-я Пушкина «Медный всадник»: "Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам И запируем на просторе." -как вы думаете, о каком городе идет речь? -Посмотрите видео о том, как был заложен Санкт-Петербург. -что узнали из видеофильма? | Сообщение с презентацией Кирилл рассказал классу о детстве Петра 1. С поставленной перед ним задачей справился на отлично. работают с текстом учебника. Заполняют таблицу -Ответы детей: Для своего времени царь Петр I был необычен тем, что он постоянно трудился, не мог бездельничать. Был мастеровым: строил суда, любил заниматься токарным делом был неутомимым, волевым, деятельностным, энергичным. -хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. сценка он издал указ, чтобы юноши сначала выучились, а потом женились. читают текст самостоятельно Фронтальная работа. - ввел новый календарь, -упростил азбуку - кириллицу, -открыл новые типографии, -выпустил первую печатную газету, -основал первый музей – Кунтскамеру - первую доступную всем библиотеку -подписал указ о создании академии наук. -В России появился морской флот, возникли новые заводы и города. -При Петре I были основаны новые города - Санкт -Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург. - запретил знатным людям носить бороду и русское платье. -созданы новые органы управления. -В 1721 году Петр I был провозглашен императором. О Санкт-Петербурге 16 мая 1703 г. В устье реки Невы Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра | П-1,2,3,4, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2, Л-1,2,3,4 | |
5.Подведение итогов занятия Рефлексия | -Подводим итог работы. -Как вы считаете, с поставленными вначале урока задачами справились? -Посмотрите в заполненную вами таблицу. -Так почему Петра народ назвал Великим? -Оцените свою работу на уроке и работу класса. | Ответы учащихся -Оценивают себя и свою работу на уроке. | П-1,3 К-1,2,3,4, Л-1,2,3 | |
6.Информирование о домашнем задании | -Откройте дневник и запишите домашнее задание: прочитать текст на стр. 63-67. Далее задания на выбор: 1.С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте рассказ о Петре Первом, используя факты, которых нет в учебнике. 2.приготовить сообщение или презентацию о г.Санкт-Петербург | -Открывают дневник, записывают домашнее задание | П-2 |
12