Окружающий мир по теме: "С лукошком за грибами"
Тема: «С лукошком за грибами», 1класс, ПНШ
Составитель: Смирнова Светлана Львовна, учитель начальных классов, «Средняя школа 21 имени А.М. Достоевского», г. Ярославль
Цель деятельности учителя: создать условия для расширения знаний о свойствах и признаках грибов, взаимосвязи живой и неживой природы, ознакомления с правилами сбора грибов; способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе; обеспечить развитие умения планировать свою деятельность.
Планируемые результаты (предметные): получат представление, почему грибы выделены в особое царство живой природы, из каких частей состоят грибы, о значении грибов для здоровья и жизни животных и человека; научатся характеризовать роль грибов в живой природе; составлять правила, используя информацию.
Критерии сформированности (оценки) компонентов универсальных учебных действий (метапредметных):
познавательные – ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; извлекать необходимую информацию для решения учебной задачи; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию; составлять правила, используя данную информацию;
регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать учебную деятельность на уроке, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; умение распределять роли в групповой работе; высказывать свою версию на основе работы с деформированным планом; сравнивать цель и результат;
коммуникативные – слушать и понимать речь других; вступать в беседу; излагать свою позицию и аргументировать свою точку зрения;
личностные – осознавать необходимость бережного отношения к грибам; проявлять к собеседнику внимание, терпение, осознавать ценность дружбы, единства взаимовыручки
Оборудование: интерактивные приложения, флипчарты, карточки.
Сценарий урока
Актуализация знаний
-На прошлом уроке мы уже побывали в лесу.
- Что интересного там увидели? (грибы)
- Сегодня продолжим путешествовать по лесу и знакомиться с царством грибов. Откройте содержание учебника и назовите тему нашего урока.
(С лукошком за грибами)
- Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? Почему именно с лукошком пойдём за грибами? Что вы хотите узнать о грибах?
- Чтобы как можно больше узнать о грибах. Мы с вами составим план-вопрос. В ходе урока будем отмечать пункты плана, на которые мы нашли ответ.
- Вопросы, написаны на карточке. Но в каждом пункте плана не хватает слова. Его нужно дописать.
План
Что такое грибы?
Из каких частей состоит гриб?
На какие две группы можно разделить грибы?
Надо ли грибы охранять?
Составьте правила сбора грибов.
- Прочитайте вопросы, допишите пропущенные слова. Какой план у вас получился? (слайд)
- На какой вопрос плана мы уже знаем ответ? (№ 3)
- Вспомним, какие бывают съедобные и несъедобные грибы. (интерактивное приложение)
- Поставьте + около этого пункта плана.
II. Совместное открытие новых знаний
- Зачитайте вопрос № 1
- Кто знает на него ответ? Что такое грибы? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав информацию на карточке. Работаем в парах. Один ученик читает, второй слушает.
Информация
Долгое время учёные спорили, куда отнести грибы – к царству растений или к царству животных.
Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, как у растений. Отсутствует корень, стебель, лист, цветок.
Но, как и животные, грибы питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зелёной окраски.
Что же такое грибы?
Грибы – это особое царство живой природы.
-Что общего у грибов с растениями и с животными?
(интерактивное приложение)
- Что же такое грибы? Поставьте + около вопроса № 1
- А знаете ли вы, из каких частей состоит гриб? (флипчарт)
- Подпишите части гриба. Работаем в парах. Сверяем по эталону. (слайд)
Комментарий учителя
1.Грибница – самая главная часть гриба, находится в земле. Благодаря ей грибы питаются.
2. Шляпку и ножку гриба называю плодовым телом. Это то, что растёт над землёй, и мы кладём в корзинку. Внутри шляпки зарождаются споры гриба, которые попадают в землю после созревания, и из них начинают расти новые грибы. Посмотрим, как это происходит. (фильм)
- На какой вопрос из плана мы ответили? Поставьте +
-Прочитайте следующий вопрос, на который нам предстоит ответить.(№4)
- Как и кем используются грибы?
Человек использует в пищу
Грибы помогают деревьям извлекать из земли воду
Несъедобные грибы собирают белки, едят олени; ими лечатся лоси
Червивые грибы – дом для личинок насекомых, в котором содержится склад питательных веществ
Незрелая мякоть съедобного гриба заменяла пластырь
Вытяжку из белого гриба применяли при обморожении
- Поставьте + около вопроса № 4
III. Применение новых знаний
- Нам осталось ответить на последний пункт плана (№ 5) Зачитайте его.
Работа в группе
- Предлагаю вам самим составить правила сбора грибов. У вас на столе карточки. Выберите нужные.
Правила по сбору грибов
Дети собирают грибы только со взрослыми
Собирай только знакомые грибы
Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли
Не собирайте ядовитые и незнакомые грибы
Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог
Собирайте грибы не в вёдра и пакеты, а именно в корзины(лукошки)
Уничтожайте ядовитые грибы
Собирайте грибы только в пакеты
Собирайте любые грибы, ведь они красивые
- Проверьте, правильно ли вы составили памятку по сбору грибов (слайд)
-Ребята, а почему за грибами нужно ходить именно с корзинкой или лукошком? (Мы являемся не только грибниками, но и сеятелями грибов)
IV. Рефлексия деятельности
-На все ли вопросы плана мы ответили? Достигли ли поставленных целей?
-Что нового на уроке вы узнали?
-Что особенно запомнилось на уроке?
- О чем хотели бы рассказать близким?
Оцените себя:
- нарисуйте себя на 1-ой ступеньке, если ничего нового о грибах вы сегодня на уроке не узнали;
- нарисуйте себя на 2-ой ступеньке, если вы узнали что-то новое о грибах;
- нарисуйте себя на 3-ой ступеньке, если вы узнали что-то новое о грибах и сможете рассказать об этом близким
-Я к следующему уроку приготовила для вас тайну: «Всегда ли грибы бывают такими, какими мы привыкли их видеть? Бывают ли грибы-паразиты? Что такое плесень?»