12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондраченкова Светлана Вячеславовна40
Преподаватель специальных дисциплин и модулей по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Россия, Нижегородская обл., Большое Болдино
0

Рабочая программа на тему «Микробиология, физиологии питания, санитария и гигиена»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Микробиология, физиологии питания, санитария и гигиена

по специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Большое Болдино, 2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Микробиология, физиологии питания, санитария и гигиена разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело и с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

 

РАССМОТРЕНА

Ц(П)К специальностей естественно-научного и социально-экономического профилей

Протокол №__

от «_ » ___2021 г.

 

 


 

 

 

 

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»


 

Разработчик: Кондраченкова Светлана Вячеславовна- преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»


 


 


 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена

 

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины ОП.01:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать лабораторное оборудование;

определять основные группы микроорганизмов;

проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

обеспечивать выполнение санитарно-эпидемиологических требований к процессам приготовления и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП (НАССР)) при выполнении работ;

производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

осуществлять микробиологический контроль пищевого производства;

проводить органолептическую оценку качества и безопасности пищевого сырья и продуктов;

рассчитывать энергетическую ценность блюд;

составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и термины микробиологии;

классификацию микроорганизмов;

морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;

генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов;

роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;

характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;

особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

микробиологию основных пищевых продуктов;

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции;

методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции;

правила личной гигиены работников организации питания;

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

схему микробиологического контроля;

пищевые вещества и их значение для организма человека;

суточную норму потребности человека в питательных веществах;

основные процессы обмена веществ в организме;

суточный расход энергии;

состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет;

методики составления рационов питания

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:

Общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04.Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами

ПК 1.2. Осуществлять обработку, подготовку экзотических и редких видов сырья:овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи

ПК 1.3. Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента

ПК 1.4. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур полуфабрикатов с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.1 Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами

ПК 2.2 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.3 Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов сложного ассортимента

ПК 2.4Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.5Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из яиц, творога, сыра, муки сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.6 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.7 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из мяса, домашней птицы, дичи, кролика сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 2.8Осуществлять разработку, адаптацию рецептур горячих блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 3.1 Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами

ПК 3.2 Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 3.3 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 3.4Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации канапе, холодных закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 3.5Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 3.6Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 4.1 Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами

ПК 4.2 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 4.3 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 4.4 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 4.5 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 5.1 Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 5.2 Осуществлять приготовление, хранение отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

ПК 5.3Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и праздничного хлеба сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 5.4Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 5.5 Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

ПК 5.6. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей.

ПК 6.1. Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.

ПК 6.2. Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями.

ПК 6.3. Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала.

ПК 6.4. Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала.

ПК 6.5. Осуществлять инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни на рабочем месте.

 

Выпускник, освоивший программу СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело должен достигнуть следующих личностных результатов:

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем

 

1.4. Количество часов на освоение программы профессиональной дисциплины:

объем образовательной программы- 68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем образовательной программы и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Занятия во взаимодействии с преподавателем

68

практические занятия

14

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 МИКРОБИОЛОГИя, физиология питания, САНИТАРИя И ГИГИЕНа

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы микробиологии.

 

24

 

Введение

Содержание учебного материала

2

2

 

Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера И.И. Мечникова, А. А. Лебедева.

1

 

 

 

 

Тема 1.1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержание учебного материала

10

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий и дрожжей.

Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий и дрожжей.

Бактерии, их форма и строение. Способы передвижения. Размножение. Дрожжи. Строение, размножение.

2

Морфология микроскопических грибов. Строение и размножение грибов. Вирусы.

Морфология микроскопических грибов. Строение и размножение грибов. Вирусы.

 

2

Химический состав микробной клетки. Ферменты микроорганизмов

Органические и неорганические вещества микробной клетки. Ферменты микроорганизмов. Обмен веществ микробной клетки.

2

Питание и рост микробной культуры. Питание микроорганизмов. Плазмолиз. Выращивание микробных культур. Питательные среды.

Классификация по типу и способу питания.

 

Плазмолиз. Выращивание микробных культур. Питательные среды.

3

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.

Физические факторы. Химические факторы. Биологические факторы.

3

Тема 1.2.

Роль микроорганизмов в природе.

 

Содержание учебного материала

4

2

 

 

2

 

Распространение микроорганизмов в природе.

Микрофлора почвы. Микрофлора воздуха и воды.

 

Роль микроорганизмов в круговороте веществ.

Особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов.

2

Практические занятия 1. Изучение влияния внешней среды на микроорганизмы и способов сохранения пищевых продуктов

 

2

 

 

 

Тема 1.3. Основные пищевые инфекции и пищевые отравления

Содержание учебного материала

Понятие об инфекции. Иммунитет. Пищевые отравления бактериального происхождения

Острые кишечные инфекции. Зоонозы. Токсикоинфекции. Глистные заболевания.

 

 

2

 

 

2

 

Практические занятия

2.Составление мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций

3. Составление мероприятий по профилактике отравлений

 

4

2

2

 

Тема 1.4

Источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве.

Содержание учебного материала.

Микробиологические загрязнения в пищевом производстве, условия их развития.

 

Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции.

Схема микробиологического контроля.

4

 

2

 

2

 

 

Практические занятия 4.

Составление мероприятий по предотвращению порчи сырья и готовой продукции.

 

2

2

 

Раздел 2. Основы санитарии и гигиены.

 

12

 

Тема 2.1. Санитарные требования к предприятиям общественного питания

Содержание учебного материала

6

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Требования к устройству предприятий. Требования к территории. Требование к канализации и водоснабжению, к микроклимату помещений

 

 

 

1

Санитарное состояние предприятий. Уборка территории. Санитарное состояние оборудования, инвентаря, посуды и тары.

 

Дезинфекция и дезинфицирующие средства.Дезинсекция и дератизация.Требования к оборудованию, инвентарю и инструментам. Требования к санитарному состоянию тары.

2

Санитарные требования к транспортировке и хранению товаров. Санитарные требования к отпуску готовой продукции.

 

Требования к транспорту и перевозке продуктов. Требования к складским помещениям и хранению продуктов. Санитарные задачи при реализации готовой продукции. Соблюдение сроков реализации и товарного соседства. Обслуживание потребителей.

1

Практические занятия.

5.Проведение мероприятий по дизенсекции, дератизации.

6. Санитарная обработка оборудования и инвентаря учебного кулинарного цеха.

 

4

2

2

 

Тема 2.2. Основы гигиены труда и личной гигиены.

Содержание учебного материала

6

 

2

 

2

 

 

 

 

2

 

Гигиена труда. Понятие о гигиене труда

Понятие о гигиене труда. Правила гигиены труда.

Организация трудового процесса .Оптимизация микроклимата на предприятии.

Повышение трудоспособности, как следствие правильной организации трудового процесса. Автоматизация трудоемких операций, предупреждение простудных заболеваний на предприятии. Понятие об улучшении условий труда на производстве

 

2

Правила личной гигиены. Понятие о личной гигиене. Гигиеническая культура поведения. Вредные привычки.

Содержание в чистоте тела, рук, полости рта, одежды. Нормы санитарной одежды. Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма на производстве.

3

Практические занятия 7.

Составление режима труда на предприятиях общественного питания

Оказание первой помощи при травме

2

 

 

Всего:

68

 


 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия

Кабинет «Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала Раздаточный дидактический материал

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

1. Рубина Е. А., Малыгина В. Ф. Микробиология, физиология питания, санитария 2019 [Электронный ресурс] znanium.com

Дополнительная литература:

1.Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария. Академия, 2018г

Интернет-ресурсы:

www.pitportal.ruВесь общепит России

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать лабораторное оборудование;

определять основные группы микроорганизмов;

проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

обеспечивать выполнение санитарно-эпидемиологических требований к процессам приготовления и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП (НАССР)) при выполнении работ;

производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

осуществлять микробиологический контроль пищевого производства;

проводить органолептическую оценку качества и безопасности пищевого сырья и продуктов;

рассчитывать энергетическую ценность блюд;

составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и термины микробиологии;

основные понятия и термины микробиологии;

классификацию микроорганизмов;

морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;

генетическую и химическую основы наследственности и формы изменчивости микроорганизмов;

роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе;

характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха;

особенности сапрофитных и патогенных микроорганизмов;

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

микробиологию основных пищевых продуктов;

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции;

методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции;

правила личной гигиены работников организации питания;

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

схему микробиологического контроля;

пищевые вещества и их значение для организма человека;

суточную норму потребности человека в питательных веществах;

основные процессы обмена веществ в организме;

суточный расход энергии;

состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет;

методики составления рационов питания

 

 

Оценка деятельности во время практических занятий;

Проверка домашних заданий;

Комплексный экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные и фронтальные опросы,

защита рефератов,

выступление с докладами, сообщениями,

тестирование,

проверка конспектов

Комплексный экзамен

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.