Описание картины Е.Волкова «Октябрь»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
по развитию речи
в 4 А доп. классе
(вариант 2.2)
по теме:
«Описание картины
Е.Волкова «Октябрь»».
Составила:
учитель начальных
классов
Е.А.Фадеева
2023-2024 уч.год
Тема урока: «Описание картины Е.Волкова «Октябрь».
Тип урока: комбинированный.
Цель: краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.Волкова, развитие навыка описания картины, речевой культуры.
Задачи:
образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством Е.Волкова, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для построения текста в работе с картиной; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: холодные и тёплые цвета, изумрудная трава;
коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа картины, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;
воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус, формировать любовь к окружающей природе; формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;
коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Ч» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам развития речи «Времена года. Осень.»
Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»), план описания картины, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е.Граш.
Словарь: Поздняя, золотая, жёлтая, бурая, высокие, светлые, тёмные, осеннее, светло-серое, холодная, прохладный, влажный.
Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.
Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «осень», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о художнике (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
| I.Организационный момент | |||
- Встаньте. Поздоровайтесь. - Сядьте. -…., как ты меня слышишь? -Кто сегодня дежурный? - Кого нет с нами? - Какой сейчас урок? - …, иди к доске и составь план урока? План урока: Сначала будем составлять вопросы и беседовать о художнике. Потом будем рассматривать картину и отвечать на вопросы Затем будем писать Наконец будем составлять рассказ по картине. | -Здравствуйте -я слышу (хорошо, плохо) - Я сегодня дежурный. - С нами (все, нет…, потому что…) - Сейчас урок чтения. - (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.) | |||
| Дежурный звук [Ж] – согласный, звонкий, твёрдый. Слоговые упражнения: ОЖ ОЖ ОЖ –худо́жник ЖО ЖО ЖО – жёлтая ЖИ ЖИ ЖИ - лежи́т АЖИ АЖИ АЖИ - пейза́жи Жи́́вопись – живо̄пи́сец Худо́жник изо̄бража́л пейза́жи. | Дежурный звук [Ж] – согласный, звонкий, твёрдый. Слоговые упражнения: ОЖ ОЖ ОЖ –худо́жник ЖО ЖО ЖО – жёлтая ЖИ ЖИ ЖИ - лежи́т АЖИ АЖИ АЖИ - пейза́жи Жи́́вопись – живо̄пи́сец Худо́жник изо̄бража́л пейза́жи. | ||
| II. Повторение изученного материала | | ||
-Ребята, как вы думаете, какая тема урока? -Сегодня тема урока: "Описание картины". -Что значит описать картину? - Что вы уже знаете по данной теме? - На уроке будем работать по таблице. | (На доске репродукция картины) (дети предлагают темы)- Описание картины - Рассказать, что видишь на картине. -У картины есть автор Е.Волков - Название картины «Октябрь»
| |||
| III. Изучение нового материала | |||
-Что вы хотите узнать по картине? Напишите вопросы во втором столбике. Работайте в парах. (Проверка. Учитель записывает вопросы) | (Учащиеся работают в паре. Обсуждают и записывают вопросы. Дети пишут вопросы. ) - Как называется картина? -Кто автор картины? -Что изображено на картине? -Какие краски использовал художник? -Что хотел показать художник? | |||
| Картина открывается. -Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского художника Е.Волкова. О художнике нам расскажет… - О чем писал художник? -Какая репродукция вам понравилась? Почему? - Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник передает своё отношение к образу и настроение. Желтый, красный, розовый, оранжевый цвета называют в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, помогают художнику передать радостное, светлое настроение. Синий, фиолетовый голубой, серый – это холодные тона. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, тоски, печали. Любой цвет в живописи может быть теплым холодным в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. – Какие цвета использовал Е.Волков? Зачем? – Какое впечатление произвела на вас картина? | Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название) (Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада) Ефим Ефимович Волков – русский художник-передвижник, мастер пейзажа. Художник Ефим Волков умел вдохнуть поэзию в неброские виды лесов и речушек, ег ценили за спокойную созерцательность, благодаря которой в, будничных, даже скучноватых пейзажах вдруг проступают величие и торжественность; художник особенно интересовался переменчивостью природы – его привлекали зарождающийся рассвет, понемногу проступающие на небе закатные краски и заморозки. Великий живописец любил природу, поэтому большинство его работ это пейзажи, самые известные из них, это- «Октябрь», «Пейзаж с прудом», «Лунная ночь в лесу», «Ранний снег», «Украинский пейзаж с хатой». - Художник писал о природе -Мне понравилась картина …., потому что она … -Холодные – т.к. художник хотел передать настроение осени. -Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много серо-голубого, желтого, белого, цветов. Эти цвета вызывают у нас немного грустное настроение, ведь лето закончилось, но в то же время и радостно, что скоро придет зима и наступит наш любимый праздник Новый год!. | ||
| Беседа по картине | |||
| -Ребята, рассмотрите картину. Будем отвечать на вопросы и заполнять словарь. - Вспомните, к какому времени года относится месяц октябрь? Вспомни, как называется картина?Что в это время происходит в природе? - Рассмотри эти березки. Какие они? Есть ли на них листья? - Рассмотри лесную дорожку. Что ты видишь на ней? - Кого увидел художник у реки?. - Рассмотри реку. Какого цвета вода в реке? Она тёплая или холодная? - Рассмотри небо на картине. Какого оно цвета? -Какой воздух на картине? - Подумай, какое настроение хотел передать художник? | Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники) -Осень. Солнышко появляется всё реже, становится холоднее. Все чаще пасмурная и холодная погода.. -Берёзки стоят голые, листьев почти нет -На дорожке лежит ковёр из осенних разноцветных листьев. Осталось немного тёмной травы.. -Женщина в тёмной одежде, в платке. -.Вода серо-голубая, холодная. - Светло-серое прозрачное небо. -Прохладный, влажный воздух. -.свой ответ | ||
| IV. Письменная работа. | | ||
| Вставьте слова. Конец октября, (Какая?) осень. Берёзки стоят (Какие?). Листьев почти нет. На (Какой?) дорожке лежит Ковёр из (Каких?) листьев. Осталось немного (Какой?) травы. Около реки стоит женщина В (Какой?) одежде. Река (Какая?), (Какая?). (Какое?), (Какое?) небо. Воздух (Какой?), (Какой?). Настроение…(какое?) Больше всего в картине мне понравилось …? | (Один ученик у доски, остальные на листах ученика) Конец октября, поздняя осень. Берёзки стоят голые. Листьев почти нет. На лесной дорожке лежит Ковёр из осенних листьев. Осталось немного тёмной травы. Около реки стоит женщина В тёмной одежде. Река холодная, серо-голубая. Светло-серое, прозрачное небо. Воздух прохладный, влажный. Настроение… (Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие слова и почему | ||
| Физминутка -Давайте отдохнем. Встаньте. Представьте, что вы в осеннем лесу. Наблюдаем за птицами (глазами нарисовать большую восьмерку, посмотреть в верхний левый угол класса и т.д.) Ловим листочки (хлопать в ладоши с поворотом туловища). Помогаем дровосеку (наклоны туловища). Глубоко дышим и маршируем на месте. | 1.встали 2.гимнастика для глаз 3. ловят комаров (хлопают в ладоши с поворотом туловища) 4. дровосек (наклоны туловища) 5. глубокий вдох-выдох, маршируют. | ||
| V. Работа над составлением рассказа по плану | | ||
| -Будем описывать картину по плану. I.Вступление. 1.Название картины, автор. | (Сначала каждому ученику достается свой пункт плана, в конце один ученик дает полный рассказ. Остальные проговаривают за ним. При ответе дети используют кластер.) | ||
| VI. Стадия рефлексии | | ||
| Вернемся к нашей таблице. -Что вы узнали? -Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице) Давайте составим словарь к картине "Октябрь". -Какое у вас настроение? Спросите друг у друга. - Что нового вы узнали на уроке? | -Мы узнали о художнике и его картинах. Словарь: Поздняя, золотая, жёлтая, бурая, высокие, светлые, тёмные, осеннее, светло-серое, холодная, прохладный, влажный. -Какое у тебя настроение? У меня … - На уроке я узнал…. | ||
| VII. Домашнее задание. | Написать описание центра картины. | ||
| VIII. Итоговое оценивание -Чем мы занимались на уроке? - Вам понравился урок? | - На уроке мы беседовали, отвечали на вопросы, слушали и составляли рассказ по картине Е.Волкова «Октябрь» - Да, мне понравился урок (Нет, …) |
*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)
Приложение 1. Лист ученика
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал | ||
| | | | |
| |
Конец октября, поздняя осень. Берёзки стоят голые. Листьев почти нет. На лесной дорожке лежит Ковёр из осенних листьев. Осталось немного тёмной травы. Около реки стоит женщина В тёмной одежде. Река холодная, серо-голубая. Светло-серое, прозрачное небо. Воздух прохладный, влажный. Настроение… |