Оренбургский край в XVI-XVIIвв

1
0
Материал опубликован 5 December 2020

Оренбургский край в XVI-XVIIвеках

«Врата в Азию» В течение многих веков Уральский регион был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголы.

В 15 – нач. 17 вв. гос­под­ствую­щее по­ло­же­ние в ре­гио­не за­ни­ма­ла Но­гай­ская Ор­да. Главным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, но часть из них вела оседлый образ жизни и занималась ремеслами, торговлей и земледелием. Район теперешних городов Уфы и Оренбурга были центрами их кочевий.

После завоевания Казанского ханства Иваном IV были устранены преграды продвижению на восток. В состав России добровольно вошла Башкирия. По инициативе царских властей в 1574 г. была основана Уфа, а затем Закамская укрепленная линия с целой цепью городов и крепостей

Смоленский собор возведен в центре Уфимского кремля в 1584–1616 гг.

В кон. 16 – 17 вв. в юж. час­ти ре­гио­на «киргиз-кайсацкой» - казахской степи поя­ви­лись ко­че­вья ка­за­хов. Кочевники занимались кочевым скотоводством. Жилищем этим народам служила передвижная разборная юрта, покрывавшаяся войлоком. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. 

В XVII в. здесь появились калмыки, признавшие подданство России. Скотоводство составляло главное занятие башкир, казахов, калмыков. Они разводили лошадей, овец, вели кочевое хозяйство. Башкиры занимались также бортничеством и охотой. Постепенно башкиры и калмыки начали заниматься земледелием, перенимали у русских крестьян приемы обработки почвы, сельскохозяйственный инвентарь.

Со второй половины 10-х - первой половины 20-х годов XVII века началось заселение края татарами и чувашами. Народы Поволжья платили в казну особый налог (ясак) пушниной: лисьими и бобровыми шкурами.  

Появление русских в заволжских степях стало возможным лишь со второй половины XVI в., когда признала подданство Ногайская орда. Первые казачьи городки и их первопоселенцы на берегах Яика появились в 1586 г., когда в связи с закладкой города Самары. Ватаги вольных волжских казаков, укрывавшихся в Жигулевских горах, вынуждены были искать себе новое пристанище в необжитых местах, подальше от царских воевод. Их выбор пал на Яик, богатую прекрасной рыбой, дичью, пастбищами и сенокосными угодьями.

Кош-Яик О том, что казаки закрепились здесь и построили казачий городок, свидетельствует составленная в конце XVI в. первая русская карта страны «Большой чертеж», дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что на Яике, в устье Илека находится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок. Кош-Яик в переводе с тюркского — двойной Яик, разделённый на два рукава, между которыми и лежал указанный остров.

История казачества полна загадок. И первая из них происхождение самого слова «казак». У разных народов - разные понятия, хотя можно уловить известную связь. Например, у половцев слово «казак» значило «сторож». У татар оно обозначает «вольный человек», «удалец».В русских летописях в XIV-XVI веках «казаками» называют служилых людей, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они высылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. Главным критерием при записи в казаки был один- смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу.

Татары Колонизация, проводившаяся по инициативе и на средства государства, дополнилась колонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье в поисках свободы от угнетения устремлялись всевозможные беглые люди, пополнявшие ряды формирующегося на Яике вольного казачества и населения новопостроенных крепостей. Длительный исторический путь, пройденный нашим краем за последние четыре тысячи лет, свидетельствует о том, что обширные степные пространства Приуралья с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, что здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные культуры народов. (татары,мордва)

В XVII в. южноуральские степи называли «диким полем», «дикой степью», то есть вольными, нетронутыми, которых не касалась соха земледельца. Через них проходили торговые дороги из Уфы, Самары, Саратова, Казани в Яицкий городок, а дальше в глубь казахских степей в Среднюю Азию. Возник и водный путь с Волги на Яик. Он шел по р. Сакмаре до нынешнего Переволоцка, а затем отсюда волоком перетаскивали суда на р. Яик (невдалеке от нынешнего с. Татищево). Не случайно все это отразилось в названии нынешнего с. Переволоцкого, указывающего, что именно здесь начинался «волок», «переволока». В Москве было в ту пору уже известно о горе Тустеби (на месте нынешнего Соль-Илецка), где добывали соль (туе — означает соль, теби — гора)

«Население Приуралья не лишено светлого ясного ума, обладает меткостью слов и тихим, шутливым юмором. Не лишенное известной хитрости, оно сметливо, переимчиво и в излюбленном деле не лишено виртуозности, ко всякому труду умеет приспособиться, благодаря чему и идет охотно в отхожие промыслы. Сохраняя вполне основы своей народной особенности, великорусское население Приуралья принимало в себя многое из образа жизни инородцев, а недостаточная культурность укрепляла сохранение в среде русского населения многих суеверий и обрядов, свойственных языческим племенам. Вера в существование домовых, водяных, леших и кладовых носит настолько определенный характер, что этим демоническим силам присвоены особые служебные должности, свойство и причуды».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.