Исследовательская работа «Оренбургский пуховый платок»
XIV межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтениях им. К. Насыйри |
Исследовательская работа |
Оренбургский пуховый платок |
Автор работы: Биктова Зиля Радиковна, ученица 9 класса МОБУ Никитинская СОШ Саракташского района Оренбургской области |
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………….2 - 3
Глава 1. История возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье………………………………………………………………3-4
Глава 2. Изготовление оренбургских платкови их виды…………….4-5
Глава 3. Знаменитые пуховницы нашего села………………………..6-9
Глава 4. Секреты успеха оренбургского пухового платка……………9-10
Заключение………………………………………………………………..10
Литература…………………………………………………………………10
Введение
Богат мой край талантливым народом.
Здесь мастера и зодчие живут.
Здесь песни льются, кружева плетутся,
Здесь всё, что люди родиной зовут.
Тема: Оренбургский пуховый платок.
Цель нашей исследовательской работы: доказать, что оренбургский пуховый платок является «жемчужиной» пуховязального промысла.
Объекта исследования: оренбургский пуховый платок;
Предмет исследования: пуховязальный промысел Оренбуржья
Актуальность данной темы определяется тем, что уходит в прошлое пуховязальный промысел. Нужно признать, что интерес к пуховязанию в последние годы упал, всё меньше молодых вязальщиц среди мастериц старинного ремесла. Проблемы пуховязального промысла активно обсуждался работниками культуры, передовиками пуховязального промысла, простыми женщинами, бабушками и мамами, истинными ценителями народного искусства, патриотами Оренбуржья. Перед нами давно стоял вопрос о возрождении пуховязального промысла, о передаче опыта подрастающему поколению. Также об этом не раз говорил наш земляк, выдающиеся политический деятель Виктор Степанович Черномырдин. Постепенно уходят в небытие секреты пуховязания. Среди причин падения интереса к пуховязальному промыслу- изменение социально- экономический обстановки в регионе, высокая трудоёмкость создания изделия из пуха, выпуск более дешевых платков машинной вязки.
Гипотеза: Мы считаем, что оренбургский пуховый платок обязан своей славой не только качеству удивительного пуха, но и талантливому мастерству вязальщиц
Задачи исследования:
1.Узнать историю возникновения пуховязального промысла в Оренбуржье.
2.Узнать, каких видов бывают оренбургские платки.
3.Исследовать биографию пуховязальщиц нашего села.
4.Определить, какими секретами успеха обладает оренбургский пуховый платок.
База исследования: Россия, Оренбургская область, Саракташский район, село Никитино Сроки исследования: 10.09.2015 -10.12.2015
Методы исследования:
1.Работа с литературой в школьной и сельской библиотеке
2. Исследование публикаций в местных средствах массовой информации
3. Сбор и работа с материалом из Интернета
4. Встречи с людьми, запись их рассказов, воспоминаний
5. Анализ, изучение и обобщение собранного материала
Практическая значимость: сохранение традиции пуховязального промысла, передача накопленного опыта подрастающему поколению.
В ходе работы использовались следующие материалы:
Материалы из личного архива семьи Макаевых, Сулеймановых, Насаевых, Сулюкмановых.
Глава 1.
Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться ещё в 18 веке. Русские казаки, закрепившись на Урале, стали интересоваться предметами одежды местного населения(калмыков, казахов). В лютые морозы они ходили в лёгкой верхней одежде и не мёрзли. Оказалось, что под лёгкими душегрейками у скотоводов надеты тёплые поддёвки и шарфы из пуха местных коз. У калмыков и казахов вязка была «глухой». Русские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке орнамент.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха, был Петр Иванович Рычков (1712-1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Под его руководством была выведена особая порода пухоносных коз, обладающих самым тонким в мире пухом — до семнадцати микрон, а сама техника пуховязального рукоделия, вышла на качественно новый уровень. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Долгими зимними вечерами собирались они за работой и пели. Два с лишним столетия насчитывает пуховязальный промысел Оренбуржья. Но особую известность он получил после всемирной выставки в 1862 году; когда в знаменитом Лондонском «Хрустальном» дворце среди многих сотен экспонатов впервые представлены шесть прекрасных пуховых платков, связанных Марьей Усковой. На табличке было написано: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». Международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней.
Так началось путешествие оренбургских платков по всему миру: Париж Лондон, Шанхай. Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов. К 1910 году, общее число пуховязальщиц — казачек и крестьянок составляло 20 568 человек. Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург» В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей. Представляет интерес содержание пояснительной надписи к оренбургским платкам, экспонированным на лондонской выставке: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае. Платков поступает в продажу в продолжение года до трех тысяч штук». Три тысячи платков в год — это достаточно выразительная цифра, чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века. Производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов.
Глава 2.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок.
Виды работы: Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий.
Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались.
Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.
При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, заимствованную оренбуржцами у пензенцев, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. И конечно такой тяжкий труд невозможно было бы вынести без душевной русской песни.
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нем посторонней примеси (волоса, очеса). А качество пуха зависит, в свою очередь, от качества коз — от их породы, упитанности, от ухода за ними. Шерстный покров пуховых коз, состоящий из ости и пуха, вычесывают дважды в год. Первый раз обычно в конце февраля — начале марта; вторично — через 20–25 дней после первой чески. Пух первой чески считается наиболее ценным. Пух второй чески содержит значительное количество примесей. Чешут щетками. Начес пуха с одного животного — от 200 до 400 граммов. На один теплый серый платок стандартного размера (110´ 110 см) требуется 180 граммов чистого пуха.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
- простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Это наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
- паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
- палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона.
Глава 3.
Еще в 1926 году по решению местных партийных и советских организаций был создан Оренбургский межрайонный кустарно-промысловый союз. Он много сделал для развития пуховязального промысла в Оренбуржье на кооперативных началах. Уже 1927 году в Саракташском районе работал целый ряд артелей. В селе Желтом вязанием занимались 500 дворов, в Чёрном Отроге 235 дворов, в селе Никитино 265 дворов, Воздвиженке- 680 дворов, Красногорке- 410 дворов В 1938 году решением Оренбургского облисполкома был организован отраслевой промысловый союз, которому был подчинен и пуховязальный промысел. К началу 1960 года союз объединял 32 артели с общим количеством членов более пяти тысяч человек. На протяжении более двадцати лет эту организацию возглавляли Елена Михайловна Левушкина и Гульсум Абдуловна Шафеева. Пройдя путь от мастериц-пуховязальщиц до руководителей крупного предприятия, они приобрели опыт незаурядных организаторов. Непрерывно изучая и совершенствуя пуховязальное производство, повышая свой технический уровень, они сумели хорошо организовать дело. В послевоенный период производство платков неуклонно возрастало. В 1955 году их было сделано 99 тысяч, в 1958 году — 196 тысяч, в 1960 году — 225 тысяч штук. Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации новых артелей и роста числа надомников. В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей. В селах построены новые здания пухартелей. Вязальщицы были включены в общий творческий процесс развития промысла. Они имели возможность обмениваться опытом, осваивали новые узоры, комбинации, участвовали в социалистических соревнованиях. Пуховницы, работая на дому, получали через комбинат не только сырье ( пух, хлопчатобумажную и шелковую нить для основы), но и социальную поддержку от государства. Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков. Рост производства платков происходил также и за счет повышения производительности труда, за счет совершенствования технологии и механизации наиболее трудоемких процессов. Но приход в пуховязальный промысел машин в те годы не мешал развитию традиционного ручного труда.
Наше село – сосредоточие искуснейших пуховязальщиц. Говорить о платках наших мастериц – всё равно, что сказку сказывать. До сих пор наши знаменитые пуховницы радуют нас своим мастерством.
Макаева Сазида Гиниятовна родилась и выросла в селе Никитино. Вязать ее научила её бабушка Карима. Она приговаривала :«Учись, внучка! Это ремесло обязательно тебе пригодится в жизни. Оно передается у нас из поколения в поколение”.
С 1962 года Сазида Гиниятовна становится вязальщицей пуховязального производства села Никитино. Работа здесь,она становится одной из лучших мастериц-пуховязальщиц. Ее платки славились всегда: легкие, пушистые, с причудливыми узорами и на кождом свой – особый. На одном из платков вывязала силуэт В.И.Ленина, на другом – крейсер Аврора,а на третьем – атомный ледокол Ленин. На конкурсы были представлены ажурные платки, где ее искусные руки вывязали призы: Достойно встретим 25 съезд родной партии! , 50 – летию СССР , СССР – 60 лет , В честь 30 – летия Победы а также связала платок с изображением олимпийского талисмана. В 1971 году награждена орденом «Знак Почета», занесена в Книгу почета Министерства местной промышленности. Сазиде Гиниятовне присвоено звание «Мастер золотые руки»,»Мастер- художник высшего класса». Все шестеро детей Макаевых получили высшее образование. Сазида Гиниятовна награждена двумя медалями Материнства и орденом “материнская слава” 3-й степени.
Одна из лучших мастериц-Насаева Сакина Ибятовна. Она родилась в хуторе Урняк. Закончила 7 классов. В 1959 году семья переехала в село Никитино.Два года работала дояркой.Два года училась на швею.В 1964 году вышла замуж. В 1965 году родилась дочь Гафия, а в 1968 году родилась вторая дочь Гульфия. В 1967 году Сакина Ибятовна решает начать работать в пухартелии, потому что умела вязать платки уже с пяти лет. Уже потом обе дочери научились у нее мастерству вязания пуховых платков. Вязание платков не стало для них, как для матери, смыслом жизни, но в свободное от основной работы время, уже для души, они тоже любят брать в руки спицы и создавать теплые пуховые платки.
Сакина Ибятовна всегда работала добросовестно, постоянно выполняла и перевыполняла план, вскоре стала передовиком. Как одной из лучших работниц ей доверили вязание конкурсных платков. У Сакины Ибятовны два диплома "Золотые руки". Она не раз была участницей слетов и конференции от пухартели, которые проходили в городе Оренбурге. Кроме основного Сакина апай успевала вязать по одному-два платка для себя на продажу или на подарки близким. Общий трудовой стаж-20 лет. Заказные платки вязала 20 лет. Награждена удостоверением " Ударник Коммунистического труда" 1973г, дипломом " Мастер- художник первого класса" 1978г.дипломом: " Мастер- художник высшего качества" 1982г.. удостоверением "Ударник одиннадцатой пятилетки" 1986г., медалью "Ветеран труда"
Сулейманова Маргуба Хасановна родилась в селе Кульчумово. Начала вязать с шести лет. Самым первым её изделием был черный пуховый платок. Вязать её научила мама.
В 1971 году она начала работать в пухартели в селе Никитино. Как одной из лучших вязальщиц ей с 1975 года было доверено вязание заказных платков. В 1977 году была награждена дипломом «Мастер-золотые руки». А в 1978 году её наградили Знаком «Отличник качества».В 1982 году Министерство местной промышленности РСФСР за сохранение художественных промыслов наградили её дипломом «Мастер-художник первого класса»
Как одна из лучших работниц она была направлена учиться в Новочеркасский Межобластной учебный комбинат.(Свидетельство выдано 18 марта 1983г.)За высокие показатели 27 февраля 1985 года ее наградили дипломом и присвоили звание «Мастер-художник высшего класса».
В 1985 году наградили дипломом «Лучший по профессии»,27 февраля 1986 году Маргубу Хасановну наградили значком «Ударник ХI пятилетки»
В 1988 году Маргуба Хасановна была занесена в областную книгу Почёта. В этом же году её пригласили на конференцию и подарили пылесос.
Маргуба Хасановна имеет 16 почетных грамот, за хорошую работу не раз была награждена денежными премиями, путевками в города: Минск, Рига, Москва, Киев, Уфа, Ленинград.
После 20 стажа Маргуба Хасановна уволилась по состоянию здоровья. Свое мастерство она передала своим дочерям Рузиле и Розалии. По сей день, она вяжет знаменитые Оренбургские платки, в которых тепло ее рук и души.
Сулюкманова (Макаева) Дилара Гатаулливна родилась 25.12.37 года в селе Никитино. Выросла в многодетной семье Макаевых Гатаулла Хаирулловича и Зулейхи Рахматулловны. На плечи Дилары легли не только забота о младших братьев и сестер, но и надо было помогать матери в пуховязании. ДилаГатаулливнанаучилась вязать с шести лет. Школьные годы прошли не только в учебе, но и в вечерних посиделках за вязанием. С детства пряла пряжу на носки и варежки, обрабатывала пух. После окончании десятого класса в летнее время работала на току. В трудовой книжке Дилары Гатаулливна одна запись: принята на работу в 1962 году в Никитинское пуховязальное производство в качестве пуховязальщицы.
Вся жизнь отдана любимой работе. Дилара Гатаулливна одна лучших из мастериц пуховязального производства. Всегда принимала участие в творческих конкурсах, вязала платки на заказ.
Награждена почетными грамотами и дипломами: диплом « Мастер золотые руки» от 04.03.1977г.; 15.05.1978 присвоено звание «Отличник качества»; почетная грамота за высокие показатели а социальных соревнованиях в честь праздника 8-е марта. 07.03.1978г.; грамота за успешное выполнение социальных обязательств в честь 70-летие Великого Октября; почетная грамота за достигнутые успехи социальных соревновании в честь международного праздника 8-е марта от 05.03.1987г.; почетная грамота за высокие показатели в социальных соревнованиях в честь 60-летия образования СССР; диплом о присвоении звания «Мастер – художник первого класса» от 09.06.1982г. министерства местной
bhbyf
Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Купрякова Любовь Александровна