План кружковой воспитательной работы «Религиозные места Оренбургской области»
ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум г. Оренбурга Оренбургской области»
План кружковой воспитательной работы
по истории
«Религиозные места Оренбургской области»
Оренбург, 2017
Пояснительная записка
Дополнительные кружковые занятия по тематике «Религиозные места Оренбургской области» ставят своей целью более глубокое изучение, прежде всего религиозной истории, а также делает возможным реализацию таких задач как:
- индивидуализация и максимальная активизация не только познавательной и поисковой, но также и исследовательской деятельности старшеклассников и самостоятельности их мышления,
- работа с различными видами исторических источников, статистическими материалами, периодическими материалами и другими средствами массовой информации, мемуарной и другой дополнительной литературой; компьютерными программами;
- введение дополнительных понятий и имен;
- более детальное знакомство в российской историографией, изучение альтернативных точек зрения историков, политических деятелей на конкретные факты, события и явления российской истории;
- более глубокое знакомство с оценками исторических деятелей, а также формирование собственной позиции и умения аргументировано отстаивать ее в научных дискуссиях.
Курс рассчитан на 34 часа для студентов 1 курса
Срок проведения занятий с сентября по июнь.
Форма занятий – групповая, в группе 20 учащихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
I. |
«История религиозных учений» |
34 |
||
1. |
Введение. |
2 |
Эссе на тему «Что такое религия?». |
|
2. |
Ранние религии |
2 |
Составление типологической таблицы «Основные направления». |
|
3. |
Мировые религии |
2 |
Составление типологической таблицы «Основные направления религий». |
|
4. |
Священные книги |
2 |
Письменный анализ документа. |
|
5. |
Установление христианства в России |
2 |
Сообщение |
|
6. |
Принятие патриаршества |
2 |
Презентация |
|
7. |
Реформа Никона |
2 |
Сообщение |
|
8. |
Христианство в Оренбуржье дореволюционного периода |
2 |
Презентация |
|
9. |
Христианство в Оренбуржье Советского периода и в настоящее время |
2 |
Составление синхронистической таблицы «Современники» по образцу. |
|
10. |
Итоговая работа «Религиозные места Оренбургской области». |
16 |
Индивидуальные итоговые доклады |
Формы итогового контроля и ожидаемый результат:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Знания и умения, полученные учащимися на занятиях этого кружка, позволят им:
- работать с разными видами документов и таблиц,
- по-новому посмотреть на роль личности в истории государства,
- сформировать собственное мнение по объекту изучения,
- подготовить публичное выступление на итоговую конференцию или написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.
Литература для учителя:
Стандарт основного общего образования по истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №6.
Стандарт основного общего образования по обществознанию. Журнал «ПИиОвш», 2014, №7.
Ворожейкина Н.И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения. Журнал «ПИиОвш», 2014, №4.
Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. Журнал «ПИиОвш», 2014, №9.
Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. Журнал «ПИиОвш», 2014 №1.
Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №3.
Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное. Журнал «ПИиОвш», 2014, №10.
Юдовская А.Я. Нужно ли воображение при изучении истории? Журнал «ПИиОвш», 2014, №6.
Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2014, №2.
Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №3.
Мультимедиа-ресурсы:
Антонова, Т. С. и др. История России: XX век [Текст]: компьютерный (мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Клио Софт, 2012.
Всеобщая история [Текст]: учебное электронное издание. - М.: Кордис-Медиа, 2014.
История [Текст]: мультимедийное пособие нового образца. - М.: Просвещение-Медиа, 2015.
1С: Познавательная коллекция. От Кремля до Рейхстага [Электронный ресурс]. - М, 2012. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
DVD. Видео.
История государства Российского. Том 11,12
Российская Империя. Том 4.
История России XX века. Фильмы 29-65.
Великая Победа. Народная память .Война и вера.
Великие полководцы. Видеосборник.
Герои Великой Победы.
В кругу великих имён: Гениальные учёные.
Литература для учащихся
Анисимов Е.Императорская Россия. СПб.: Питер,2013.
Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. . СПб.: Питер,2014.
Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 2015.
Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: Вече, 2015.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2015.
Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 2013.
Журналы «Родина».
Книги серии « Жизнь Замечательных Людей»
Приложение №1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение «Гуманитарно-технический техникум г. Оренбурга Оренбургской области»
Научно-исследовательская работа
На тему «Успенский женский монастырь: прошлое и настоящее»
Автор: студентка 204 группы,
Калашникова Арина
Научный руководитель:
преподаватель истории высш.кат.,
Миловидова А.Е.
Оренбург, 2017
Содержание
Введение
Глава 1. История Успенского женского монастыря
Глава 2. Монастырь в настоящее время
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность: В настоящее время история русской православной церкви и, в частности, история монастырей вызывает значительный интерес. Широкое обсуждение находят вопросы роли монастырей в современном обществе, их экономико-правового статуса, происходит восстановление старых и открытие новых обителей.
Объект проектного исследования: Успенский женский монастырь г.Оренбурга
Хронологические рамки: XVIII- XXI вв.
Цели и задачи:
Изучить историко-культурное значение Успенского монастыря;
Охарактеризовать развитие монастыря в настоящее время;
Провести социологический опрос студентов для выяснения уровня современного религиозного образования.
Методология исследования. Основу методологии исследования составили общенаучные основы: историзм, объективность, системность.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при изучении основ религиозной культуры и светской этики, а также во внеклассных мероприятиях на историческую тему.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. История Успенского женского монастыря
В 80-х годах XVIII века в город Оренбург приехал некий еврей со своим семейством. Он открыл там мелочную лавку, а кроме того, занялся мелкой адвокатской практикой, так называемым «хождением по делам». Старшим его ребенком была девочка Хая. Семи лет она поступила в церковноприходскую школу. Смышленая девочка, обладавшая хорошей памятью, она хотя и не учила Закона Божия вместе со своими подругами, но по памяти, без книги запоминала, что рассказывал законоучитель, и однажды, когда никто не мог ответить на его вопрос, неожиданно вызвалась отвечать Хая, и батюшка, довольный ее ответом, пристыдил ее православных подруг. Как-то, бродя по базару, Хая накупила у книгоноши книжек — ей понравились их обложки. На одной было изображение страданий святой великомученицы Варвары, и Хая решила, что это страшная сказка. На другой было изображение явления Святого Животворящего Креста святому великомученику Евстафию Плакиде между рогами оленя, и Хая решила, что это интересная сказка.
Далее церковноприходской школы образование не пошло, и понятия девочки о христианстве были очень запутанные. Она думала, видя почитание святителя Николая, что он и есть русский Бог. Как-то, купаясь с братьями в Урале, Хая стала тонуть. «Русский Бог Николай, спаси меня,— закричала она,— и я стану христианкой!» Волна подхватила ее и выбросила на другой берег. Исполнить свое обещание Хая, конечно, не могла: она была еще мала, да и не знала, как это сделать.
Так прошло несколько лет. Хае минуло 14 лет. Как старшая в семье, она помогала отцу в его делах. Однажды она играла с подругами у дверей лавки, и отец, проходя мимо, дал ей спрятать вексель на большую сумму одного из своих клиентов. Девочка, увлеченная игрой, рассеянно сунула важный документ в карман и забыла о нем. В тот же вечер платье ее было отдано прачке. И когда, через несколько дней, отец потребовал от Хаи вексель, то найти его уже не могли. Отец пришел в бешенство: он избил Хаю до обморока и убил бы ее, если бы мать и бабушка не отняли девочку. Он кричал, что Хая его погубила, что он должен будет идти из-за нее в Сибирь, что он погубил клиента. Наконец он поставил дочери условие, что, если она завтра к десяти часам не найдет где и как хочет вексель, он ее убьет.
Всю ночь пробегала по двору, заломив руки, обезумевшая от горя Хая. В ее воображении рисовались страшные картины: то отца, по ее вине, заковывают за утайку векселя в кандалы и ссылают в Сибирь; то убивается от горя мать, ввергнутая с маленькими детьми в нищету. «Нет, лучше умереть, чем дожить до такого позора, — подумала она, — пойду на Урал и брошусь в воду!» Эта мысль как будто успокоила ее, но тут же она представила себе весь ужас насильственной смерти и ожидающих самоубийц вечных мучений. И вдруг ей вспомнился святитель Николай, спасший ее в детстве от потопления. Но здесь она пришла в такое состояние, которое она впоследствии не могла понять: вместо того чтобы каяться в неисполнении обета, креститься и просить святителя спасти, девочка пришла в ярость и злобу, стала кощунствовать и обвинять святителя за то, что он ее спас. В эту самую минуту часы на каланче стали бить девять. Хая вся задрожала. «О, Николай угодник! — взмолилась она, — если ты Бог, то ты все можешь сделать! Ведь ты мог бы мне написать вексель, и я бы непременно крестилась! Но где же тебе написать вексель! Это невозможно, и я должна умереть». Хая уже взялась за щеколду калитки, чтобы бежать на Урал, как вдруг увидела в руке своей что-то белоснежное. Это был вексель. Но не тот, погибший вексель, грязный, пропахнувший табаком, сложенный в несколько раз, а совершенно новый, без малейшего сгиба, белый как снег, но написанный на ту же сумму и тем же лицом. Хаявбежала в дом к отцу с диким криком: «Папа, вексель». Отец оттолкнул ее, схватил вексель и бросился вон из дома. Хая упала в обморок. Когда она очнулась, около нее хлопотали мать и бабушка. Девочка сказала, что нашла вексель на дворе в мусоре, и они ей поверили. Придя в себя, Хая бросилась к квартирной хозяйке Афанасьевне, простой религиозной женщине, и в слезах рассказала ей все, как было, закончив вопросом: «Скажи мне, где живет Николай угодник, и могу ли я его видеть?» Афанасьевна сама в слезах ответила, что Николай угодник живет на небе у Бога и видеть его нельзя, но что в церкви есть его икона, и Хая должна отслужить ему молебен и поставить свечку. На это Хая ответила: «В церковь идти мне нельзя, но ты там сама все сделай и поставь рублевую свечку». В тот же день все было исполнено.
Оставалось теперь одно: принять христианство. Но где и как это сделать? Не сразу Хая придумала свой план. Трудно ей было потому, что следовало действовать втайне и никому даже из христиан нельзя было довериться. Наконец она узнала, что самый главный батюшка у христиан называется архиерей, узнала, где он живет, и пробралась в архиерейский дом. Войдя, девочка увидела на самом верху лестницы маленького старичка, заросшего длинными седыми волосами и бородой. Он показался ей гномом. К нему-то и обратилась она со своим делом, объяснив, что она еврейка, хочет креститься и непременно должна видеть главного христианского батюшку-архиерея. А это и был сам преосвященный епископ Оренбургский, старец высокодуховной жизни. Он внимательно отнесся к будущей христианке и отправил ее в женский монастырь к престарелой настоятельнице игуменье Таисии, прозорливой подвижнице.
Хае так в монастыре понравилось, что она заявила, что хочет после крещения стать монахиней. Когда Святое Таинство над ней совершили, то невидимая сила подняла ее у всех на глазах на воздух. Нарекли ее Таисией. Ей было тогда 16 лет.
Но после этого злая сила в течение всей жизни не переставала ее преследовать как непосредственно, так и через людей, стараясь выжить из монастыря. Началось с того, что, когда новообращенная спала в своей келье, враг нашего спасения вошел к ней под видом монахини, в полном монашеском одеянии, так что она не испугалась, и, сделав ей знак молчать, стал душить за горло. Таисия захрипела. Сестры услышали и сбежались к ней. Враг исчез. Таисиному рассказу никто не поверил, но на горле ее ясно увидели синий отпечаток десяти пальцев.
В самом начале послушнической жизни Таисию поместили в живописную мастерскую учиться живописи. Здесь ей пришлось перенести горькую обиду от старшей. Неопытная еще послушница так расстроилась, что ей пришла мысль переменить монастырь. Посоветоваться ей было не с кем, а на душе становилось все более и более тяжело. По какому-то делу послушница пришла к матушке игуменье. Прозорливая старица сразу же поняла ее расстроенное состояние. Она усадила девицу на диван и начала беседу, приводя подходящие к ее состоянию случаи из житий святых. Наконец Таисия не выдержала и разрыдалась. Тогда матушка прямо сказала: «Я вижу, что у тебя какое-то горе, но ты не хочешь мне сказать». Тогда Таисия все ей открыла и просила благословения переменить монастырь. Матушка только руками всплеснула: «Нет тебе на это моего благословения. Тебе живопиской не быть! Ты у меня будешь письмоводительницей и много принесешь пользы для монастыря, и хорошая у меня монахиня будешь». Таисия спросила: «Как же я могу быть письмоводительницей, когда я курса не кончила? Я и понятия не имею, что за письмоводительство и что там пишется. Вот учительница Елизавета Васильевна окончила епархиальное училище и, наверное, может быть письмоводительницей, а мне хотя бы живописи немного научиться». На это матушка грустно и загадочно возразила: «Ну, Лиза хотя и с образованием, а письмоводительницей ей не быть, не монастырского она духа и уйдет в мир; а ты монастырского духа, будешь жить, и чудесная у меня письмоводительница будешь, и монахиня хорошая будешь, только потерпи».
Это было незадолго до кончины матушки. Оба эти предсказания сбылись. Сестра Елизавета ушла в мир и скоро скончалась, а сестра Таисия при последующих игуменьях стала письмоводительницей. Вообще все, что перед смертью говорила матушка Таисия, сбывалось.
Как-то Таисию отпустили с монахинями постарше на богомолье по монастырям. Пришли они в Калужскую Тихоновскую пустынь. Там подвизался в то время прозорливый старец отец Герасим, несший подвиг юродства. Таисия с пути сильно устала и долго не могла проснуться, а затем ее стали торопить, и, чтобы не опоздать к литургии, она не прочла утренних молитв. После литургии богомольцы стояли у храма, а старец ходил между ними, и они ожидали, что он кому скажет. Подходит он к Таисии и говорит ей, что вот он, грешный, не прочел утренних молитв, и велел ей прочитать их якобы ему. Когда она окончила, он сказал ей: «Пой: святая мученица Таисия, моли Бога о нас!» Таисия пробовала было возразить, что святая Таисия была не мученица, а преподобная, но старец точно ничего не слышал и заставил ее трижды обойти храм с пением «Святая мученица Таисия, моли Бога о нас!» Таисия повиновалась. После этого старец сказал ей на ухо что-то такое, что он запретил ей рассказывать.
Так проходили годы монашеской жизни Таисии. Ее уже постригли в рясофор и сделали письмоводительницей, как и предсказывала давно уже почившая матушка игуменья Таисия. А враг не переставал ее преследовать. Однажды после причащения Святых Таин подвижница сидела за чтением в своей келье, как вдруг увидела его около себя. Тщетно читала Таисия псалом «Да воскреснет Бог». Исчез враг только после того, как она вспомнила заповедь обратившего ее в христианство епископа и прочла тропарь «Христос воскресе...» Но, исчезая, враг грозил ей своею местью.
И вот что вышло. К тому времени ни владыки того, ни игуменьи, которых знала Таисия в ранней юности, уже не было в живых. Когда новый епископ посещал монастырь, то Таисии поручалось принимать его келейника, и она в него влюбилась. Положение ее было тем труднее, что ничего не подозревавшая игуменья продолжала его к ней присылать. Чтобы найти выход из своего положения, Таисия взялась за «Добротолюбие». Книга открылась на том месте, где сказано, что, если данное послушание приносит вред, надо сознаться в этом давшему послушание. Если он его не отменит, то надо оставаться спокойным, так как весь грех будет на давшем послушание. Игуменья была очень строгая и взыскательная, но Таисия, хотя и со страхом, заставила себя покаяться. К ее удивлению, матушка игуменья отнеслась к ней с любовью, успокоила ее и обещала, что она больше этого послушника не увидит. И, действительно, увидела его матушка Таисия лишь случайно много лет спустя, причем впечатление он произвел на нее отталкивающее. Тогда ей ясно стало, чьи это были козни.
Много Таисии пришлось перенести горя за время своей монашеской жизни. Во-первых, она страшно боялась мести со стороны евреев, а особенно со стороны своего отца, заядлого ненавистника христиан. Однажды она увидела его на улице и бежала в нечеловеческом ужасе. Во-вторых, она очень тяжело переживала разлуку с горячо любимой матерью. Мать ее была женщина темная, необразованная, одинаково ничего не понимавшая как в христианстве, так и в иудействе. Понимала она лишь то, что ее разлучили с единственной обожаемой дочерью, и она тосковала отчаянно, безумно, вызывая против себя яростную злобу своего мужа.
И вот однажды Таисия получила известие, что мать ее находится при смерти в саратовском сумасшедшем доме. Немедленно она туда поехала. Но, к удивлению, ее появление в больнице вызвало какую-то непонятную тревогу. Врачи и фельдшерицы шептались между собой: «Так, значит, это правда?» Оказалось, что муж привез несчастную женщину, заявив, что она помешалась, вообразив, что дочь ее монахиня. А так как бедная еврейка только и говорила о своей дочери-монахине, то слова ее мужа как будто подтверждались. Наконец, пытаясь бежать, несчастная выскочила в окно и разбилась насмерть. Положение ее было безнадежно. Радостно и скорбно было свидание матери и дочери. Таисия старалась утешить мать, как могла. Она окропила ее привезенной с собой святой водой со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» Мазала освященным елеем. Кормила виноградом. А мать, в радостном волнении, рассказывала, что к ней этой ночью приходила «хорошая, такая красивая Женщина с маленьким Младенцем на руках», и Они ей улыбались, а Младенец ей ручки протягивал. Кто Они были, бедная еврейка, конечно, не знала, но Таисия сразу же поняла, что Сама Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем посетила ее мать. Обещав ей прийти на следующий день, Таисия ушла, но когда она вернулась, то узнала, что мать скончалась.
Горе усугублялось тем, что мать ее умерла некрещеной и молиться о ней она не смела. О скорби своей она написала афонским старцам. Какова же была радость Таисии, когда она получила ответ: старцы писали ей, что об упокоении матери она не только может, но и обязана молиться, так как скончалась она не только христианкой, но и мученицей, что Господь вменил ей окропление святой водой в крещение, помазание святым елеем в миропомазание, а вкушение винограда в Святое Причащение. И что во всех обителях Святой Горы Афонской служат по новопреставленной рабе Божией Сарре сорокоусты.
Отца Таисии постигла участь еретика Ария. Были у Таисии три брата, молодые неверующие интеллигенты. Со своейотшельницей-сестрой они поддерживали переписку. Она их никогда не видела, но особенно ей был дорог младший.
Не обычным путем достигла Таисия пострига в мантию. Враг продолжал свои происки, возбуждая против нее разных людей. Окончилось тем, что она была вынуждена, хотя и не на долгое время, перейти в Уфимский монастырь. Там ее никто не знал и отнеслись к ней холодно. Когда Таисию разбил паралич, за ней ухаживали плохо. Она тосковала о своем монастыре и была очень несчастна. В это время приехал в монастырь местный уфимский архиерей и узнал о ее болезни. Он ее пожалел, навестил и стал служить в ее келье всенощную. Это было под 13 августа, в день памяти святителя Тихона Задонского. Во время величания она увидела себя в пещерной церкви, где покоились мощи святителя. Он встал из раки и подал ей руку. Она очнулась и почувствовала себя исцеленной. После этого епископ постриг ее в мантию и в память ее исцеления назвал Тихоной.
Монахиня Тихона вернулась в Оренбургский монастырь. У нее был литературный талант, и она много писала в защиту монастырей. По благословению своего духовника она описала свою жизнь, как исповедь, и прислала ее духовному писателю С. А. Нилусу.
После большевистского переворота красные войска заняли Оренбург, и начались там зверства. Игуменья Успенского монастыря, матушка Таисия, так растерялась и пала духом, что монахини решили избрать из своей среды на ее место самую умную, энергичную и сильную духом с тем, чтобы им поменяться именами, кельями и послушаниями. Игуменья Таисия стала монахиней Тихоной, а монахиня Тихона игуменьейТаисией.
Мужественно приняла новая игуменья свой крест. К ней приходили большевики с обысками, и она под именем игуменьи Таисии сопровождала их по монастырю; при ней вскрывали гробницы почивших игумений, ища в них драгоценности, но вместо того нашли нетленные тела. Затем она позвала их в свою келью и стала угощать чаем, стараясь усовестить. Со слезами сказали ей солдаты, что они сами не рады тому, что делают, но иначе поступать не могут.
Знаем мы это из последнего письма. Больше писем от нее не было. Ясно было, что сбылось тайное предсказание старца Герасима Тихонова монастыря, сделанное ей во дни молодости, и что она стала мученицей Таисией.В центре города Оренбург расположен Свято-Успенский женский монастырь, основанный в середине ХIХ века. Основательницей этого монастыря является Татьяна Кононова (в девичестве Амарцева).
Татьяна Алексеевна Амарцева родилась 10 января 1805 года в казачьей станице Форштадт (до 1922 года - предместье Оренбурга), получила хорошее образование и строгое воспитание.
В шестнадцать лет вышла замуж, но через девять месяцев овдовела. После этого она отправилась в паломничество в Иерусалим (где прожила один год) и в Киев. По возвращении в Оренбург Татьяна Кононова объявила родителям о желании принять монашеский постриг и организовала небольшую женскую общину. Тогда же появилась идея об основании в Оренбурге женского монастыря.
Через некоторое время у общины появились благотворители, самым заметным из которых стал купец Николай Михайлович Деев.
В 1854 году Деев построил для общины дом рядом с Покровской церковью, а в 1863 году по его ходатайству городским правлением для общины был выделен участок земли в десять десятин.
В 1865 году на выделенном участке был построен корпус с кельями, а в 1866 году на территории общины начато строительство небольшого храма в честь святителя Николая Мирликийского. В том же году община была официально утверждена Священным Синодом и стала называться Николаевской женской общиной.
В 1867 году Николаевский храм был достроен и освящён епископом Оренбургским и Уральским Митрофаном (Вицинским). Священником в церковь общины был назначен иерей Павел Поспелов, а Татьяна Кононова приняла монашеский постриг с именем Таисия.
В 1868 году в Николаевский храм назначается диакон Александр Касимовский, с этого момента богослужения в храме стали совершаться ежедневно. Однако в связи с тем, что община быстро увеличивалась, вскоре возникла необходимость в новом более просторном храме (соборе).
В июне 1868 году епископом Оренбургским и Уральским Митрофаном (Вицинским) был заложен монастырский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Строительство шло по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона; собор строился двухэтажным (высота - 38,34 м), шестипрестольным - нижний этаж (отапливаемый) с главным престолом в честь Воздвижения Креста Господня, боковые – во имя св. Пророка Илии и в честь Казанской иконы Божией Матери. Верхний этаж (не отапливаемый) с главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы, боковые – во имя свт. Николая Мирликийского и св. вмч. Пантелеимона. В 1873 году собор был построен, но ещё до его освящения, в ночь на 24 сентября, здание собора начало внезапно разрушаться. Выяснилось, что колонны, поддерживавшие своды, оказались не способны выдержать вес большого каменного купола. После произошедшего инцидента комиссия решала - восстановить собор, либо разобрать его и построить новый.
В итоге было принято решение о восстановлении с обязательным усилением колонн и заменой каменного купола на деревянный.
В сентябре 1875 года на купола собора были установлены кресты и освящён Крестовоздвиженский придел, в октябре 1876 года освящены Илиинский и Казанско- Богородицкий приделы.
Успенский придел был освящён в сентябре 1881 года епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (Быковским), а Никольский и Пантелеимоновский приделы - в сентябре 1884 года епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (Смирновым). Внутри собор был расписан трудами сестёр монастыря под руководством художника Попова.
Фрагмент из книги протоиерея Николая Стремского:
«Главный придел в холодной церкви, на средства купчихи Анастасии Феодоровны Введенской в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроен с особенным благолепием и служит лучшим украшением обители. Иконостас весь писан на Святой горе Афонской на кипарисовых досках по золотому фону строгим греческим письмом, художественной работы. Иконостас при обильном свете в храме сияет красотой и располагает к умиленной молитве.
Над Царскими вратами спускается на шнуре образ Успения Пресвятой Богородицы по подобию Киево-Печерской Лавры и копия чудотворной лаврской иконы, там же писанной и освященной».
Еще в 1874 году указом Священного Синода Николаевская женская община преобразована в Свято-Успенский Оренбургский женский общежительный монастырь, а монахиня Таисия (Кононова) возведена в сан игумении, она же была назначена настоятельницей.
В 1875 году начались богослужения в восстановленном Успенском соборе.
Монастырь располагался на территории, ограниченной современными улицами Аксакова, маршала Жукова, проспектом Победы, восточная и северо-восточная границы монастыря проходили к западу от современных переулка Киселёва и улицы Охотничей. С южной стороны монастырь граничил с одним из первых оренбургских православных кладбищ и Смоленско- Богородицкой церковью. Игуменья Таисия (Кононова).
В 1870 году при монастыре открылась церковно-приходская школа, ставшая первой в Оренбургской епархии. В этой школе обучались девочки из семей духовенства, казаков и крестьян. Среди изучаемых предметов были русское и церковно-славянское чтение, Закон Божий, чистописание, арифметика. Так же обязательным было рукоделие. Первоначально для школы была выделена комната в одном из монастырских зданий, а в начале XX века для школы было построено отдельное вместительное здание. Вид с колокольни на город Оренбург в 1900 году
В мае 1885 года начато строительство колокольни, законченное в октябре 1887 года.
В июле 1888 года на четырёхъярусную 46,8-метровую колокольню были установлены колокола, в следующем году колокольня была соединена с собором каменным коридором. Во втором ярусе колокольни в сентябре 1893 года был освящён придел в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1906 года на колокольне были сооружены часы.
8 марта 1891 года скончалась игумения Таисия (Кононова). Настоятельницей стала игумения Магдалина, но по причине болезни она не смогла в полной мере управлять монастырём и была на этой должности менее года.
В 1892 году настоятельницей была назначена игумения Иннокентия (в миру - Агафия Семёновна Подковырова (+ 4 апреля 1913)). При игумении Иннокентии (Подковыровой) монастырь был полностью благоустроен.
В Казанско-Богородицком приделе Успенского собора были похоронены игумении Таисия (Кононова) и Иннокентия (Подковырова).
В начале XX века в монастыре имелись:
Шестипрестольный Успенский собор с колокольней (во втором ярусе колокольни также располагался престол)
Корпус игумении
Монашеские корпуса
Трапезный корпус с небольшим домовым храмом
Часовня возле монастырских ворот
Водосвятная часовня над колодцем
Церковно-приходская школа
Мастерские: пуховязальная, ковровая, свечная, позолотная, живописная, белошвейная, малярная, сапожно-башмачная и др.
Больница
Приют
Пекарня, кухня
Различные хозяйственные постройки: баня, прачечная, кладовые, сараи, коровник, дровяники и др.
Несколько флигелей
Монастырское кладбище
Башни по углам ограды монастыря.
К монастырю была приписана деревянная часовня иконы Божией Матери Живоносный Источник, находившаяся на Орской улице (сейчас - ул. Пушкинская).
В начале XX века из оренбургского духовенства в монастыре служили: протоиерей Пётр Сысуев (благочинный монастыря), протоиерей Алексий Предтеченский, протоиерей Александр Граммаков.
В 1910 году в монастыре проживало 480 сестёр, из них монашествующих - 78. Главные святынями Свято-Успенского монастыря до революции были:
1. Список с Иверской иконы Божией Матери. Икона была написана в афонском Пантелеимоновом монастыре, подарена Свято-Успенскому Оренбургскому монастырю в мае 1874 года крестьянкой Анной Суркиной. Во время сильного пожара в Оренбурге в 1879 году монастырь был спасён от огня благодаря молитвам перед этой иконой. В память об этом событии в монастырской колокольне в 1893 года был освящён Иверско-Богородицкий придел, в котором постоянно находилась эта икона.
2. Список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Икона написана в Оренбурге будущим афонским схимонахом Макарием.
3. Список с Козельщанской иконы Божией Матери. Икона подарена монастырю графиней Марией Капнист.
4. Список с иконы Божией Матери «Экономисса» с частицами мощей преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Икона подарена игуменом афонского Пантелеимонова монастыря Макарием в июле 1874 года.
Также в Свято-Успенском Оренбургском монастыре были иконы, привезённые из Свято- Троицкой Сергиевой лавры и Саровской пустыни.
Свято-Успенский Оренбургский монастырь владел большим количеством земли примерно в 40 верстах от Оренбурга на реке Каргалке. Эти земли составляли хутор, были сформированы из четырёх участков, расположенных смежно:
1.Участок в 200 десятин подарен Оренбургским казачьим войском.
2. Участок в 1386 десятин подарен почётным гражданином Оренбурга Петром Михайловичем Деевым.
3. Участок в 485 десятин ("Пустошь трёхугольная"), подарен генерал-майором Иваном Васильевичем Черновым.
4. Участок в 387 десятин ("Пустошь монастырская"), подарен вдовой сотника Халявиной.
На землях хутора располагались хлебные поля, огороды, бахчи, фруктовый сад, имелось скотоводство, птицеводство и пчеловодство. Во время управления монастырём игуменией Иннокентией (Подковыровой) на хуторе были построены водяная мельница и просторный дом с кельями для сестёр.
Богослужения на хуторе проходили поначалу в хуторской часовне, в 1901 году там началось строительство деревянного храма в честь св. Архангела Михаила. Храм был построен в сентябре 1904 года и освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом (Левицким), (впоследствии архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1910-1918 годы)).
Весьма интересным фактом является дружеские отношения насельниц Свято-Успенского монастыря с уроженцем Нижегородчины - религиозным писателем Алексеем Константиновичем Воскресенским, который принял монашеский постриг во иеродиакона с именем Димитрий в 1915 году в Оренбургской епархии и занимался описанием истории ее обителей.
В Центральном архиве Нижегородской области сохранились документы, подтверждающие эти исторические факты. Так, из прошения на имя епископа Оренбургского Мефодия (Герасимова), написанного иеромонахом Димитрием, мы можем узнать, что известный религиозный писатель проживал некоторое время в Свято-Успенском Оренбургском монастыре.
«В дни минувшего юбилейного празднования Оренбургского Успенского женского монастыря, имея рассуждение с матерями-настоятельницами женских обителей епархии о предполагаемой мною поездке для составления исторических очерков их, услышал я их желание – видеть меня у себя в сане иеромонаха, дабы вместе со мною разделить молитвенный труд, ибо чрезвычайно редко имеют они и сестры их возможность молиться в своих храмах за богослужениями, совершаемыми священноиноками. Глубоко и искренно сознавая всю духовную скудость свою и убожество, ныне дерзновенно решаюсь я припасть к Святительским стопам Вашего Преосвященства со смиреннейшею просьбой: благоволите, Святителю Христов, удостоить мое окаянство великого благодатного дара – рукоположения во иеромонаха Вашего Преосвященства, Милостивнейшего Архипастыря и Отца нижайший послушник иеродиакон Димитрий».15 сентября 1916 года (ЦАНО, ф. 588, оп. 1, д. 416а, л. 8). Уже весной 1917 года, когда Димитрий (Воскресенкий), принявший постриг в иеромонаха в декабре 1916 года, покинул Оренбургскую епархию и оказался в Феодоровском Городецком монастыре Нижегородской епархии, между ним и монахиней Свято-Успенского монастыря Тихоной началась оживленная переписка, а монахини этой обители в своей иконописной мастерской писали икону святителя Димитрия Ростовского по заказу иеромонаха Димитрия. Вот что писала монахиня Тихона в июне 1917 года:
«Дорогой батюшка Димитрий! Успокойтесь ради Бога! Перевод Ваш действительно состоялся. Сообщено о сем не лично Вам, а Вашей консистории. Значит, факт налицо, а это главное. Что касается того, почему консистория Ваша еще не получила – это вопрос другой. Иван Иванович обещал мне самолично обследовать это и дать мне знать результаты. Тогда сообщу подробно. Сидите себе спокойно и ждите. Синод тут не при чем, если почта российская так неисправна. Сообщу Вам еще утешение: рисунок св. Димитрия я нашла. Он был у матушки Палладии в книге. Ваша икона напишется по вашему рисунку, хотя пришлось уже написанное переделывать, а наша пойдет, как было - по другому рисунку и готова будет в июне вместо мая. Монахиня Тихона, 11 июня 1917 год, Нижний Новгород, Канавино, Подворье Федоровского Городецкого монастыря». (ЦАНО, ф. 588, оп. 1, д. 416а, л. 122)
Начинался тяжелый период для Русской Православной Церкви. В то время, как иеромонах Димитрий проходил свой крестный путь в Нижегородской епархии, в том числе и в Оранском Богородицком мужском монастыре в 1918-1919 годах, страшные невзгоды и лишения обрушились и на Свято-Успенский женский монастырь.
Летом 1920 года большевиками было объявлено игумении Таисии (вмиру - Татьяна Смирнова), управлявшей монастырём в то время, о его скором закрытии и роспуске общины. Игумения очень тяжело отреагировала на эту новость, оказавшись не в состоянии защитить монастырь. В результате сёстрами было принято совместное решение, по которому более сильная духом монахиня Тихона (в миру - Таисия, до Крещения - Хая Центроблат) стала выдавать себя за игумению Таисию (Смирнову). Благодаря этому рискованному решению и заботам монахини Тихоны монастырь просуществовал ещё три года (предполагаем, что именно эта монахиня Тихона была в переписке с иеромонахом Димитрием Воскресенским – Е.В).
После принятия решения ВЦИК об изъятии церковных ценностей, в монастыре часто проходили обыски, был сильно разграблен Успенский собор, были вскрыты даже склепы в соборе и около него. После того, как представители советской власти узнали о том, что монахиня Тихона (Центроблат) выдаёт себя за игумению Таисию, по одним сведениям, она была репрессирована, по другим - убита большевиками.
В 1923 году Свято-Успенский Оренбургский монастырь был закрыт, на его территории разместились сначала медтехникум, школа, производственные мастерские и другие учреждения, а в 1926 году монастырские здания переданы для проживания семей лётчиков военной школе воздушного боя и бомбометания. Успенский собор оставался действующим после закрытия монастыря, в 1928 года собор был закрыт по решению Губисполкома. Настоящая игумения монастыря - Таисия (Смирнова), по одним сведениям была репрессирована и после отбытия наказания вернулась в Оренбург, по другим - после закрытия монастыря жила в Оренбурге, в 1926 года переехала в станицу Изобильную (сейчас - село Изобильное Соль-Илецкого района Оренбургской области). Через три года она вернулась в Оренбург, где умерла в феврале 1930 году (похоронена в Оренбурге на городском кладбище).
В 1930-х годах здание Успенского собора было полностью разрушено, снесена монастырская ограда. Впоследствии на части территории монастыря расположилась воинская часть № 74033, трапезный и монашеские корпуса отданы под частное жильё.
До 1998 года сохранялись постройка бывшего коровника и один из каменных флигелей в юго-восточной части бывшей монастырской территории. Они были разобраны в связи с началом строительства на их месте многоэтажного жилого дома.
Глава 2. Монастырь в настоящее время.
В послевоенный, советский период территория монастыря находилась в ведении Министерства Обороны РФ. После долгих обращений в это министерство началось возвращение монастырских помещений Русской Православной церкви.
В 2000 году Русской Православной Церкви были переданы полуразрушенные стены монастырской водосвятной часовни. 24 мая 2001 года зарегистрирован приход Успения Пресвятой Богородицы. Было решено не только восстановить часовню, но и переделать её в храм. Для этого с западной стороны восстановленной часовни был пристроен притвор.
В 2002 году при оренбургском Димитриевском храме создано сестричество Успения Пресвятой Богородицы, получившее своё название в память о Свято-Успенском Оренбургском монастыре. В 2004 году на храм, освящённый в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», был установлен купол с крестом, начались регулярные молебны.
С мая 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского (титул правящего архиерея до 2011 года), трудами по возвращению исторических зданий монастыря занялась монахиня Флора (Новицкая).
31 октября 2009 года оренбургские казаки совместно с членами православного молодёжного клуба «Общее дело» под руководством монахини Варвары (Валентина Михайловна Горюнова, 18.01.1939–01.10.2010) навели порядок на кладбище бывшего Успенского монастыря и установили там Поклонный крест. 7 ноября 2009 года на этом месте впервые за 80 с лишним лет была совершена панихида по почившим сёстрам Успенского монастыря.
В декабре 2010 года м. Флора была официально назначена старшей сестрой сестричества. С этого времени в храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» стали совершаться уставные службы назначенным иереем Георгием Колесниковым. Сёстры приступили к чтению неусыпаемой Псалтири.
Благодаря энергичной настойчивой деятельности матушки Флоры, несмотря на все затруднения и препятствия обитель продолжает увеличиваться отвоёванными объектами, благоустраиваться, украшаться.
В 2010 году епархии было передано здание трапезной (памятник культурного наследия), а в 2012 – ученический корпус. К осени 2012 года возрождаемому монастырю были переданы здания, сооружения и земля, находившиеся на балансе министерства обороны с полуразрушенными постройками советского периода, которые приходится демонтировать.
В здании трапезной устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, келии для сестёр, трапезная; над храмом подняты купола; построено крыльцо над вновь сделанным выходом со стороны ул. Аксакова, звонница, святые врата; частично восстановлена монастырская стена; действует иконная лавка; благоустраивается и украшается территория монастыря.
В здании (ученический корпус) по улице Маршала Жукова, 50 в течение двух с половиной лет ежедневно получают благотворительные обеды 50–60 бездомных. По воскресным дням после богослужения в том же здании предлагается трапеза с чтением поучений для всех присутствующих на богослужении. Работает швейная мастерская. Действуют воскресные школы: с 1 сентября 2012 года для взрослых, с 1 сентября 2013 года – для детей.
В Успенском храме появились святыни: иконы Божией Матери «Иверская», «Взыскание погибших», «Неупиваемая чаша», «Почаевская» и другие; большой ковчег с частицами мощей святых; иконы с частицами мощей святых: прпп. Иова и Амфилохия Почаевских, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Силуана Афонского, схиархимандрита Софрония (Сахарова) (эта икона – дар монастыря Иоанна Предтечи г. Эссекса, Великобритания) и другие.
Обитель, благоустраиваясь и украшаясь внешне, возрастает и духовно. Многолюдны воскресные и праздничные богослужения в Успенском храме уважаемого батюшки, протоиерея Валерия Чурносова.
Результаты подвижнических трудов матушки Флоры и руководимых ею сестёр достойно оцениваются. 20–26 декабря 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение об открытии Успенского женского монастыря в городе Оренбурге и назначении монахини Флоры (Новицкой) на должность игумении этой обители.
В ночь с 6 на 7 января 2014 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин возвёл монахиню Флору в сан игумении с возложением наперсного креста и жезла.
Оренбургский Успенский женский монастырь после восьмидесятилетнего небытия трудами современных подвижников обретает свой прежний исторический статус.
Заключение
С монастырями России связано много в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили затем венчали и наконец отпевали. Сейчас многое делается для того чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и прежде всего это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей и потребностей верующих но «духовно - историческими центрами» они составляли как бы камни в основании здания русского государства.
Ознакомившись с историей возникновения Успенского монастыря изучив его архитектурные особенности мы смело можем говорить о том, что Успенский монастырь - это значительный памятник оренбургской архитектуры, а историко - культурное значение просто огромно.
Мною был проведен социологический опрос, показавший следующие результаты:
-Верите ли Вы в Бога? 90% положительно
-Посещаете ли Вы церковь(мечеть)?70% положительно
-Какую церковь (мечеть) Вы посещаете? Никольский собор, Хусаиния
-Знаете ли вы историю церкви(мечети)? 30% положительно
Таким образом, основные цели моего исследования были выполнены, хотя я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и продолжу изучать религиозные памятники Оренбуржья.