12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Елена Вавиловна515
учитель биологии и химии
Россия, Удмуртская респ., Вавожский район д.З-Какся, ул.Новая,11
4

Исследовательская работа «Платье моей бабушки»



Исследовательская работа 

Тема: «Платье моей бабушки.»  

 

Введение

В 2005 г. в деревне Зядлуд Какся Вавожского района Удмуртской Республики  был организован фольклорный  коллектив «Боляк»
 

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1461613235.ppt (презентация «Платье моей бабушки.» )
 

(слайд 1). В репертуаре коллектива - обряды, старинные удмуртские песни, танцы. В 2006 году  коллектив был  приглашен на фестиваль «Дни  родственных  народов «Финно-угрия»»  в  Эстонию. Коллектив в рамках фестиваля  дал 14 концертов в разных уголках Эстонии. Концерты проходили при полных залах. В коллективе – женщины, девушки, бабушки (слайд 2,3), мужчины. В 2012г. коллектив стал народным

Я обратила внимание на их одежду. Платья на женщинах были разные, так как все они были  старинные, из бабушкиных сундуков с разных районов.  Я поставила цель: изучить удмуртское  женское  платье (слайд4,5)  в сравнении Вавожского и Можгинского  р-нов.

             Задачи:

             1. описать платье и фартук.

             2. изучить рисунок и пошив.

             3. выявить различия.

             4. привлечь внимание учащихся к историческому и культурному 

                 наследию своей местности.

             5. воспитание бережного отношения к культурным ценностям своего

                 народа, сохранению культурного наследия.

             6. привитие интереса к исследовательской деятельности.

 

Объектом изучения является платья и фартуки женщин Можгинского и  Вавожского районов. 

Предмет –  покрой изделия  и виды ткачества.

 

Исследование

«Платье – Алача дерем»

(платье,  сотканное из тонких льняных нитей)

 

Удмуртские женщины платье шили из пестротканой ткани. Пестрядь отличается высокими художественными достоинствами. При минимальном использовании элементов узора (клетка, полоска) существует большое разнообразие комбинаций рисунка по ритму и цвету. Преобладают сочетание красного, белого, черного. Несмотря на общие стилевые черты пестротканых изделий, мотив расцветка каждой мастерицы имели свой индивидуальный почерк. Индивидуальный почерк в ткачестве и пошиве платья существует и между районами, и даже  между деревнями и селами одного района. Для исследования возьмем  платья 40-х г. 20 в. Можгинского и Вавожского районов.

 

Платье Можгинского района

Платье сшито из пестротканой ткани в крупную клетку. От кокетки полочка и спинка присобраны, а на уровне бедра пришита широкая оборка (шимыри шал) в косую клетку из той же ткани. Расцветка ткани спокойная, плавная.

Фартук – айшет. По низу передника сотканы узоры геометрической формы. Узоры выполнены из шерсти на льняной основе (тырыса куэм). Орнамент преобладает над фоном и выглядит крупным и рельевным. Фартук шили с грудкой. Для грудки пришивали ткань без узора. Пояса фартука очень яркие, радужные.

Фартук преобладает над  платьем по яркости и насыщенности цвета. Не зря в удмуртской народной песне поется: Вуюись ворпо, вуюись ворпо

                                                              Вуюисьлэсь ворпо айшете.

                                                             (Радуга разноцветная,

                                                              А мой фартук еще разноцветнее).

 

Платье Вавожского района

Отличается от Можгинского  большей сложностью пошива. Платье отрезное по талии и сшито из двух разных по комбинации клетки и цвету тканей. Верх отличается простотой узора. Низ богат расцветкой  и сложностью узора клетки. От кокетки ткань спинки и полочки так же собиралась в складки. От талии платье шили из трех прямоугольных кусков ткани и четырех клиньев. Впереди два прямоугольных отрезка, сзади – один, а клинья вставлялись по бокам. Спереди юбка и полочка по талии не собирались в складки, вся ширина ткани собиралась  позади. Платье по талии шили широкое, чтобы во время беременности не пришлось перешивать свои наряды. А чтобы платье «сидело» красиво на женщине, по линии талии пришивали поясок, но только на заднюю половину, а впереди он завязывался. От желания мастерицы  платье могли украсить каймой бранного ткачества (биняса куэм). В конце 50-х г. по подолу стали пришивать узенькую полоску из однотонной, фабричной ткани.

Фартук изготовляли из ткани в мелкую клетку и по низу пришивали кружевную кайму, связанную крючком. Передник шили без грудки, а ткань ткали спокойных, приглушенных тонов.

В женском национальном костюме Вавожского района по цветовому решению ткань платья ярче, чем фартук.

Платья женщин с. Водзимонье и  платье  женщин д.Зяглуд – Какся Вавожского района отличаются между собой.

Платья женщин с. Водзимонье

По комбинации рисунка, по ритму и цвету  платье женщин с.Водзимонье  богаче, насыщеннее. Есть отличия и в пошиве. От талии,  верх платья сшит из фабричной ткани. Полочка без кокетки, а ткань от плеча собиралась в мелкие складки и прошивалась вдоль на 7-8 см. У запястья рукав присборен и пришит манжет. Такое платье называется (кускин чош).

 

Платье  женщин д.Зяглуд – Какся 

На платье, рукава у запястья закладывались очень в мелкую складку, которые прошивались вдоль на 7-8 см. и за счет этого рукав суживался. Если в платьях  женщин д.Зяглуд – Какся  нижняя часть платья шилась из трех прямоугольных лоскутов ткани и четырех клиньев, то в платьях с.Водзимонье из четырех прямоугольных и четырех клиньев.

У всех исследуемых платьев мы заметили и общие элементы: обработка горловины (сирес), пошив рукава (саез). Рукав по окату собирался в складки, а в угол образованный рукавом и боком вшивалась квадратная ластовица.  

Ткань для этих платьев соткана из льна. Лен обладает удивительным  свойством – зимой в нем тепло, а летом прохладно.

        

Заключение:

Мы описали платья и фартуки женщин двух районов. Изучили рисунок и пошив. Нашли в них общее и различия, сравнили и платья двух селений. Во время проведения исследования, мы спрашивали  участников художественного коллектива «Боляк», как они себя в них ощущают, они нам ответили: «Очень удобно, комфортно, спокойно и возвышенно».

Многое  мы сегодня подрастеряли, многим простым вещам разучились радоваться. Вот и народный костюм постепенно уходит в прошлое, ускользает из рук, теряется ниточка, связывающая нас со своими корнями, первоистоками. А быть этого не  должно. Неправильно это: чтобы красота сотворенная веками, растворилось во времени.

Хочется сказать людям всего мира: «Остановитесь  на  мгновение, освободитесь от своих дум и проблем и  окунитесь, как в чистый родник, в тихую, необыкновенную  красоту своих перовоистоков, вспомните о том, что без этого мгновения трудно сохранить будущее…»

И все – таки, обращение к народному костюму сегодня проявляется больше и больше. Вот и у нас в школе возрождается ткачество, восстановили станок учимся ткать пояски и половики. А это  уже о чем-то говорит.

Опубликовано


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 10.10.16 в 01:45 0Ответить Пожаловаться
Интересная идея! Возьму на заметку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.