12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Алексеевна21

«Орган зрения и зрительный анализатор»

(Открытый урок в 8 классе)

Воротникова Ольга Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Аннотация

Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется технология критического мышления. Данная технология помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. В данной статье показаны приемы критического мышления, которые использовались на уроке.

Структура урока

«Вызов»

«Осмысление содержания»

«Рефлексия»

- активизация имеющихся знаний

- систематизация информации

- пробуждение интереса к новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей обучения

1. Этап «Вызов». Приемы:

На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.



1.Черный ящик. Информация об органе, о котором пойдет речь на уроке.

Это оптический орган чувств и периферическая часть зрительной системы живого существа, способный воспринимать излучение в спектральном диапазоне электромагнитных волн, то есть попросту видимую часть Света, и предназначенный Природой для определения им объектов и ориентации в пространстве. (Глаз)



2. Кластер «Строение органа зрения человека. Помогает учащимся вспомнить изученный материал предыдущего урока.



t1702044420aa.png

Ромашка Блума



Вопросы

Примеры

Простые - требуют знания физического материала

Какую роль играют брови и ресницы? Что такое стекловидное тело?

Уточняющие - правильно ли я поняла, что….

Правильно ли я поняла, что склера – это белочная оболочка?

Интерпретирующие - побуждают учеников к объяснени

Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет?

Творческие – прогнозирование

Предположите, что произойдет, если закупорится носослезный проток?

Практические – установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Какими опытами можно обнаружить функции зрачка и хрусталика?

Оценочные - сравнение

Сравните работу палочек и колбочек на сетчатке

t1702044420ab.gif







2 этап – Осмысление. Приемы:

На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией.

Опережающий вопрос.

Что такое зрительный анализатор?

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Сетчатка

Зрительный нерв

Зрительная зона коры больших полушарий

Мое мнение.

1. В ненастную погоду человек поскользнулся на мокром асфальте, упал на спину и ударился затылком. В результат падения он потерял зрение. Сам орган зрения не поврежден». Почему?

2. Уильям Блейк утверждал: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Объясните, почему.

3. Концептуальная таблица.

Близорукость

Линии сравнения

Дальнозоркость

Размеры глазного яблока увеличены

Причины заболевания

Размеры глазного яблока уменьшены

Близко видят , далеко плохо

Признаки заболевания

Далеко видят, близко плохо

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Как меняется фокусировка лучей света при заболевании

Изображение фокусируется за сетчаткой

Использование двояковыпуклых линз

Профилактика заболевания

Использование двояковогнутых линз



Технология критического мышления позволяет учащимся решать задания, которые сегодня представлены в: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, PISA. Поэтому на данном уроке обязательно использую задания ГИА.

1.Задание ОГЭ

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто ____ .Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу. Через нее хорошо видна____. В центре радужной оболочки находится зрачок. Под белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. С задней стороны глаза напротив зрачка расположена _____. За зрачком расположен ______. Сетчатка состоит из палочек и колбочек.

Брови 5. Радужка

Хрусталик 6. Белочная оболочка

Сетчатка 7. Ресницы

Желтое пятно 8. Слепое пятно







2.25 задание 2 часть ЕГЭ

Перечислите оболочки глазного яблока у человека, и какие функции они выполняют.

Элементы ответа:

Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур,, ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).

Сосудистая оболочка – кровоснабжения глаза (пигментный слой – поглощение света), радужка – регуляция светового потока.

Сетчатка – восприятие света и преобразование в нервные импульсы. (рецепторная функция)

3.Примеры заданий PISA

Вопрос № 1 Будет ли человек видеть , если нарушена работа второй части зрительного анализатора .Почему ? .А если нарушена затылочная доля коры мозга ?

Вопрос №2 Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение ?

Вопрос № 3  Почему у начинающего водителя . который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой , быстро устают глаза ?

Вопрос №4 Глаза позволяют нам учиться, читать, рассматривать таблицы , карты, работа с компьютером .

Назовите вид трудовой деятельности человека и укажите какую роль в ней играет зрение?

3 этап Рефлексия.

Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. На уроке я использовала прием – синквейн.

Глаза

Красивые, лучезарные

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение – бесценное богатство человека

ОЧИ


Подведение итогов:

Оценочная таблица

Оценка 5 – 17-14 баллов. Оценка 4 – 13 – 10 баллов. Оценка 3 – 8 – 4 балла

Кластер

Ромашка Блума

Мое мнение

Концептуальная таблица

Задание ОГЭ по биологии

Дополнительные задания ЕГЭ и PISA

Max 4b

Max 1b

Max 3b

Max 4b

Max 2b

Max 4b









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.