Урок биологии в 8 классе «Орган зрения и зрительный анализатор»
«Орган зрения и зрительный анализатор»
(Открытый урок в 8 классе)
Воротникова Ольга Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Аннотация
Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется технология критического мышления. Данная технология помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. В данной статье показаны приемы критического мышления, которые использовались на уроке.
Структура урока
«Вызов» | «Осмысление содержания» | «Рефлексия» |
- активизация имеющихся знаний - систематизация информации - пробуждение интереса к новой информации - постановка учеником собственных целей обучения | - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей | - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей обучения |
На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
1.Черный ящик. Информация об органе, о котором пойдет речь на уроке.
Это оптический орган чувств и периферическая часть зрительной системы живого существа, способный воспринимать излучение в спектральном диапазоне электромагнитных волн, то есть попросту видимую часть Света, и предназначенный Природой для определения им объектов и ориентации в пространстве. (Глаз)
2. Кластер «Строение органа зрения человека. Помогает учащимся вспомнить изученный материал предыдущего урока.
Ромашка Блума
Вопросы | Примеры |
Простые - требуют знания физического материала | Какую роль играют брови и ресницы? Что такое стекловидное тело? |
Уточняющие - правильно ли я поняла, что…. | Правильно ли я поняла, что склера – это белочная оболочка? |
Интерпретирующие - побуждают учеников к объяснени | Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет? |
Творческие – прогнозирование | Предположите, что произойдет, если закупорится носослезный проток? |
Практические – установление взаимосвязи между теорией и практикой. | Какими опытами можно обнаружить функции зрачка и хрусталика? |
Оценочные - сравнение | Сравните работу палочек и колбочек на сетчатке |
2 этап – Осмысление. Приемы:
На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией.
Опережающий вопрос.
Что такое зрительный анализатор?
Периферический отдел | Проводниковый отдел | Центральный отдел |
Сетчатка | Зрительный нерв | Зрительная зона коры больших полушарий |
Мое мнение.
1. В ненастную погоду человек поскользнулся на мокром асфальте, упал на спину и ударился затылком. В результат падения он потерял зрение. Сам орган зрения не поврежден». Почему?
2. Уильям Блейк утверждал: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Объясните, почему.
3. Концептуальная таблица.
Близорукость | Линии сравнения | Дальнозоркость |
Размеры глазного яблока увеличены | Причины заболевания | Размеры глазного яблока уменьшены |
Близко видят , далеко плохо | Признаки заболевания | Далеко видят, близко плохо |
Изображение фокусируется перед сетчаткой | Как меняется фокусировка лучей света при заболевании | Изображение фокусируется за сетчаткой |
Использование двояковыпуклых линз | Профилактика заболевания | Использование двояковогнутых линз |
Технология критического мышления позволяет учащимся решать задания, которые сегодня представлены в: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, PISA. Поэтому на данном уроке обязательно использую задания ГИА.
1.Задание ОГЭ
Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто ____ .Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу. Через нее хорошо видна____. В центре радужной оболочки находится зрачок. Под белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. С задней стороны глаза напротив зрачка расположена _____. За зрачком расположен ______. Сетчатка состоит из палочек и колбочек.
Брови 5. Радужка
Хрусталик 6. Белочная оболочка
Сетчатка 7. Ресницы
Желтое пятно 8. Слепое пятно
| | | |
2.25 задание 2 часть ЕГЭ
Перечислите оболочки глазного яблока у человека, и какие функции они выполняют.
Элементы ответа:
Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур,, ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).
Сосудистая оболочка – кровоснабжения глаза (пигментный слой – поглощение света), радужка – регуляция светового потока.
Сетчатка – восприятие света и преобразование в нервные импульсы. (рецепторная функция)
3.Примеры заданий PISA
Вопрос № 1 Будет ли человек видеть , если нарушена работа второй части зрительного анализатора .Почему ? .А если нарушена затылочная доля коры мозга ?
Вопрос №2 Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение ?
Вопрос № 3 Почему у начинающего водителя . который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой , быстро устают глаза ?
Вопрос №4 Глаза позволяют нам учиться, читать, рассматривать таблицы , карты, работа с компьютером .
Назовите вид трудовой деятельности человека и укажите какую роль в ней играет зрение?
3 этап Рефлексия.
Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. На уроке я использовала прием – синквейн.
Глаза
Красивые, лучезарные
Воспринимают, преломляют, различают
Зрение – бесценное богатство человека
ОЧИ
Подведение итогов:
Оценочная таблица
Оценка 5 – 17-14 баллов. Оценка 4 – 13 – 10 баллов. Оценка 3 – 8 – 4 балла
Кластер | Ромашка Блума | Мое мнение | Концептуальная таблица | Задание ОГЭ по биологии | Дополнительные задания ЕГЭ и PISA |
Max 4b | Max 1b | Max 3b | Max 4b | Max 2b | Max 4b |