Организация наставничества адаптации молодого педагога
Юренко Людмила Александровна
ОУ «Таврическая школа»
Организация наставничества адаптации молодого педагога
Наставник не должен гордиться своим
опытом работы, нужно уметь
опытному педагогу передавать
опыт молодому поколению.
К. Д.Ушинский
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Как сказано в Указе Президента РФ, главная задача года педагога и наставника – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Ведь труд педагога, это не просто профессия, а фундамент, на котором строится будущее нашей страны.
Сегодня школы ощущают дефицит квалифицированных кадров. Как решить эту проблему? Как сделать так, чтобы молодые педагоги оставались в профессии? Как помочь молодым специалистам преодолеть трудности как профессионального, так и психологического характера, сделать так, чтобы они не потерял веру в свои силы, не сомневались в правильном профессиональном выборе? Конечно же, начинающему учителю необходима профессиональная помощь в освоении обязанностей учителя, классного руководителя в овладении педагогическим мастерством. Как раз неоценимую помощь и оказывает педагог-наставник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, который способен осуществлять всестороннюю методическую поддержку.
В ОУ «Таврическая школа» в 2022-2023 учебном году работают 6 молодых педагогов, 4 из них со стажем работы до трех лет. Второй год я являюсь наставником учителя начальных классов Арсеновой Анастасии Владимировны. С самого начала я понимала: важно дать понять молодому учителю, что я не стою на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не нужно вести его по пути, который уже пройден тобой, у каждого - свой путь к успеху. Дать верное направление, быть рядом, вовремя прийти на помощь - вот моя задача как наставника. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение.
С чего я начала свою работу с молодым педагогом - с анкетирования, с целью выявления уровня его теоретической подготовки, установления в каких вопросах педагог испытывает трудности. Первая анкета оценивает отношение к проблеме профессиональной адаптации и роста молодого учителя. Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Молодой учитель, который только пришел в школу, нередко теряется. Тех знаний, которые получены в колледже или вузе достаточно, а педагогического опыта нет. Молодой педагог испытывает состояние, которое психологи описывают как « потрясение, вызванное реальностью».
Проанализировав анкету, составила программу, в которой прослеживалась работа по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту. В программу были внесены следующие мероприятия:
- создание условий для профессионального роста начинающего педагога; - выбор темы самообразования; - изучение нормативных правовых и инструктивных документов, требований к организации учебного процесса, к ведению школьной документации, форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности учащихся; - ознакомление с новинками учебно-методической и справочной литературы; - посещение уроков наставника и педагогов школы; - организация работы с родителями. На следующем этапе необходимо было подобрать формы работы с молодым специалистом, которые должны помочь в адаптации. Мною были выбраны такие формы: - постоянное методическое сопровождение; - совместное посещение и анализ открытых уроков; - просмотр и анализ видеофильмов отснятых уроков молодого педагога; - организация совместной работы с педагогом-психологом; - индивидуальные консультации организации урочной и внеурочной деятельности; - разработка методических рекомендаций для организации работы с родителями; -организация практических занятий по заполнению школьной документации; - участие в конкурсах профессионального мастерства для молодых специалистов. Правильно выбранные формы методического сопровождения, как наставника, позволили Анастасии Владимировне адаптироваться и раскрыть свои способности, таланты, организаторские возможности. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным, я каждый день общалась с педагогом, мы обсуждали трудности, проблемы, с которыми сталкивался учитель, Анастасия Владимировна делилась своими педагогическими находками, первыми успехами. Кроме того, я систематически проводила консультации по подготовке к урокам, посещала урочные и внеклассные мероприятия, анализировала результаты работы за неделю, выявляла динамику профессионального роста молодого специалиста. В конце года молодым специалистом был проведен самоанализ деятельности на заседании ШМО учителей начальных классов школы. Вместе с Анастасией Владимировной мы наметили перспективы дальнейшей работы.
Благодарностью за мою работу явились первые успехи молодого педагога. Сегодня есть возможность каждому преподавателю проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Один из таких конкурсов - конкурс профессионального мастерства «Молодой педагог + наставник = команда». Конкурс проводится в целях реализации политики Министерства образования Омской области и областной организацией Профсоюза, направленной на кадровое развитие в системе образования, привлечения, трудоустройства, адаптации и закрепления молодых специалистов в организациях, укрепления института наставничества среди педагогов, формирования культуры командной работы. Отрадно отметить, что идет возвращение к истокам российской классической педагогики при наследовании ее лучших традиций. Молодой педагог Анастасия Владимировна презентовала свою педагогическую идею под девизом «Я учусь и применяю», в которой продемонстрировала, как именно ей используется на практике опыт, переданный педагогом – наставником. Итогом стала победа в муниципальном конкурсе «Наставник + Молодой специалист = команда»
Анастасия Владимировна систематически повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, участвует в работе районной ассоциация молодых педагогов, открытые уроки, которые проводила Анастасия Владимировна, имеют положительные отзывы.
Я считаю, что работа наставника с молодым специалистом будет эффективна только тогда, когда молодой педагог доверяет своему наставнику, только тогда передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Необходимо построить свою работу так, чтобы помогать, молодому педагогу развиваться в профессии, подогревать интерес к профессии, чтобы избежать отрицательных последствий. Учить его идти вперед и верить, что впереди будет результат, который принесёт удовлетворение, радость и мгновения подлинного счастья. И первые результаты у нас уже есть. Двигаемся дальше.
Литература
1. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя [Текст]/ Н.А.Дроздова // - 2012. - № 6. - С. 55-57.
2. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста[Текст] / Г.Д.Зарина / - 2009. - № 2. - С. 45-46.
3. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // [Текст] / Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 256-260.