Доклад на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности на базе центра образования "Точка роста"»
Организация проектно-исследовательской деятельности на базе центра образования «Точка роста»
Представляю вашему вниманию доклад на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности на базе центра образования «Точка роста»
По результатам статистико-аналитического отчета о результатах государственной итоговой аттестации по биологии в форме ОГЭ в 2022 обучающиеся основных общеобразовательных школ показывают невысокие результаты. По данным анализа наша школа входит в число школ, продемонстрировавших низкие результаты освоения ООП по биологии. Поэтому для нашей школы проблема повышения качества образования является актуальной. Средством повышения качества мы считаем организацию проектной и исследовательской обучающихся.
В 2022 году на базе нашей школы открылся центр образования «Точка роста». На базе кабинета биологии и химии была оборудована химическая и биологическая лаборатории.
Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения биологии. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах. В ходе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
В настоящее время на базе биологической лаборатории центра реализуются основные образовательные программы: учебного предмета «Биология» для 5-9 классов, курса внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для 5 классов, а также дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности «Биологический мир» для подростков 11-12 лет и «ProBio» для подростков 14-15 лет. Программы внеурочной деятельности и дополнительные образовательные программы имеют практическую направленность. Значительное количество часов в них отводится проектной и исследовательской деятельности с использованием современного оборудования.
Использование современного оборудования повышает интерес к проектной и исследовательской деятельности, помогает участвовать в конкурсах.
В октябре 2022 года команда учениц 6 класса приняла участие в заочном этапе всероссийского конкурса по биотехнологиям «Биохакатон». Ребята познакомились с образовательным модулем конкурса, успешно прошли тестирование и решали кейс по исследованию водоема.
Объектом изучения была выбрана вода в р. Ис. Был исследован состав воды, ее жесткость, мутность, наличие в ней примесей. По результатам проделанной работы наша команда вошла в число победителей заочного тура и получила приглашение на очный этап в г. Санкт-Петербург. Местом проведения соревнований был детский технопарк «Кванториум».
В первый день ребята побывали на экскурсии по технопарку. Соревнования проходили в течение двух дней, в них принимали участие 21 команда. Дети решали кейс по исследованию пригодности воды для производства безалкогольных напитков. Также было необходимо придумать рецепт напитка для жителей города. Наша команда «Биобелки» успешно защитила свой проект, не добрав нескольких баллов до 3 места.
Успешное участие в конкурсе воодушевляющее подействовало и на других учеников!
Значимость исследовательской и проектной деятельности проявляется в способности учащихся получать знания не только в готовом виде, но и в ходе самостоятельной деятельности, прибегая для этого к применению разнообразных методов познания в поисках истины. Исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, мышление, творческие способности, помогает формировать исследовательский опыт и интерес к научному познанию.
Благодаря использованию оборудования центра образования «Точка роста» повышается качество образования, естественным образом происходит соединение теории и практики, у обучающихся развиваются глобальные компетенции: креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа.
В ноябре 2022 года обучающиеся нашей школы учавствовали в региональном конкурсе проектов от института развития образования и заняли 2 призовых места. Ученики исследовали почву и воду родного поселка с помощью оборудования центра образования «Точка роста».
Обучающиеся поучаствовали в межрегиональном конкурсе проектов «По следам В.В.Докучаева. Юные исследователи почв» и заняли призовое место.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Безусловно, вся эта деятельность – большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная.
Спасибо за внимание!