Конспект урока ОРКСЭ «Мой класс — мои друзья»
УРОК ОРКСЭ, 4 класс, МБОУ «Березниковская средняя школа имени Кробова В.К.»
Учитель: Воеводкина О.Г.
Пояснительная записка | |
ФИО автора полностью |
Воеводкина ОксанаГеннадьевна |
Должность |
Учитель начальных классов |
Квалификационная категория |
1 |
Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березниковская средняя школа имени Героя Советского Союза Коробова В.К." |
Предмет |
ОРКСЭ |
Тема урока |
«Мой класс – мои друзья» |
Класс |
4 класс |
УМК |
«Школа России», «Основы светской этики», А.И.Шемшурина, 4 класс, |
Цель урока |
Формировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности. |
Задачи урока |
Образовательные: формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях; Развивающие: развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление; Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства, чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу Здоровьесберегающие: предотвращать переутомление, умственное перенапряжение путем смены видов деятельности. |
Оборудование к уроку (при наличии) |
«Основы светской этики», А.И.Шемшурина, 4 класс, видеоролик «Ежик. О доброте и дружбе», ватманы, цветные карандаши, фломастеры, карточки со словами. |
Оформление кабинета и доски (при наличии) |
|
Используемые технологии |
Здоровьесберегающие технологии, Игровые технологии, Педагогика сотрудничества, Традиционные технологии (классно-урочная система) |
Формы организации деятельности |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Организационный момент.
Самоопределения к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Физминутка.
Работа по теме урока.
Самостоятельная работа и самопроверка
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
|
Поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему товарищу по парте. Пожелайте своем соседу хорошей работы на уроке.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, правила поведения. «Закончите фразу» Группа лиц, объединенных общей работой, учебой или интересами - ... КОЛЛЕКТИВ -А наш класс можно назвать коллективом? Почему?
Давайте обратимся к словарям и выясним как образовалось слово КОЛЛЕКТИВ
Просмотр и работа над видеороликом «Ежик. О доброте и дружбе» Главная мысль ролика? (Доброта и дружба в коллективе). - Сформулируйте тему урока.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях. - Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку. - Какое важное качество должно быть в жизни коллектива? Слово зашифровано на доске: ваужеиен - Почему так важно уважать друг друга? Работа с учебником. - Давайте прочитаем об этом в учебнике. с. 69 - Запишите себе в тетрадь одно понравившееся высказывание Послушайте притчу и подумайте, какое слово надо добавить в предложении на доске. (Для каждого из нас важно: уметь ... (дружить)). Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. Включается веселая песня про дружбу.
Разбор ситуации За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. - Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя. - Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа. - Что случилось? Почему слезы? — закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. - В чем была их ошибка? - Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. –Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? - Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Работа с учебником с. 71. Чтение стихотворения О. Высоцкой «Ёжик», про себя. - Как бы вы поступили? - Что бы вы сделали для одноклассника просто так?
Тест Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то в тетрадке вы ставите «+», если нет – «- « Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это? 4-5 баллов – ты хороший товарищ. 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам. – У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте. - Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова - качества человека, черты характера. - Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы: Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, заботливость, злопамятность, сострадание, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, доброта, обидчивость, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, лживость, преданность, эгоизм, хвастовство, вежливость. - Остались, какие качества? - Ребята, а что больше всего укрепляет дружбу, коллектив? (Общие дела). Работа учебником с. 71 Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Ни за то и ни за это». Чтение 3-4 учениками. - Можно ли взять название девизом? - Пусть будут эти слова девизом нашего класса. А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим. Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным. Обведите ладошку и сформулируйте свой «закон дружбы».
Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, крепко взялись за руки. Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы.
Сочини короткий рассказ (4-5 предложений) о своём друге, опиши его хорошие качества. Подари ему этот рассказ. |
Дети приветствуют, улыбаются и говорят добрые пожелания.
Ответы детей.
Дети работают со словарями в паре. Образование слова из Этимологического школьного словаря. (Коллектив Заимствованное из латинского «коллективус» — «сборный» (от «коллигерэ» — «собирать»). Сюда же относится слово «коллекция» — «собрание», английское «колледж» — «школа с пансионом».
Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопрос и формулируют тему урока. «Мой класс – мои друзья».
Ответы детей. Это УВАЖЕНИЕ.
Внимательно слушают легенду. Предлагают варианты ответов. Работают с учебником и тетрадью.
Включается веселая песня про дружбу, дети танцуют.
Анализируют, высказывают мнения. Работают с учебником.
Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.
Работают с учебником.
Работают в тетради.
Работают в карточках, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.
Работа с учебником, чтение текста, высказывают своё мнение.
Дети объединяются в групп по 7-8 человек. Обсуждают, что может быть законом дружбы. На большом листе обводят свои ладошки и пишут на ней закон дружбы. Готовые работы помещаются на доску.
Дети встают в круг.
Дети записывают домашнее задание. |
Ожидаемые образовательные результаты: Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. Предметные: знать важные для дружбы качества, связь дружбы и социального здоровья.
Планируемые УУД: Познавательные УУД: соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое дружба и что значит «верный друг». Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?». Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий. Регулятивные УУД: целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные УУД: умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении проблемы; умение выбирать метод разрешения проблемной ситуации и на этой основе выбирать метод выдвижения и проверку ими гипотез, умение работать в парах, группах. |