12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Наталия Михайловна131
Являюсь учителем начальных классов ГБОУ СОШ №2"ОЦ" с.Большая Глушица
Россия, Самарская обл., с. Большая Глушица

Тема: «ОСЕНЬ В КРАСКАХ И ЗВУКАХ»

Планируемые результаты


Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера;

Предметные: научить сравнивать и анализировать произведения художников, музыкантов, поэтов; развивать навыки работы в цвете (теплая, холодная гамма), создавать на листе бумаги цветовые композиции осеннего пейзажа на основе прослушанных музыкальных произведений; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», Ю. Кугач «золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», методические пособия по цветоведению.

Музыкальные ряд: Г.Глатков «Если видишь на картине», Чайковский «Осенняя песня», Антонио Вивальди «Осенняя серия», Г. Свиридов «Весна-Осень». Литературный ряд: Н. Кончаловская «Осень», Г. Грабарь «Сон», Н. Греков «Осень», И. Бунин «Листопад», З. Федоровская «Осень», Н. Рыленков «Осень».

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


Ход урока

I. Организационная часть.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Объяснение нового материала.

Между летом и зимой

Все впадает в сон:

Засыхает зверобой, опадает клен.

Дуб морозцем опален, спать сурки идут…

Люди этот самый сон осенью зовут.

Г. Грабарь «Сон» (отрывок)


Учитель.Тема нашего урока «Осень в красках и звуках».



(Г. Глатков «Если видишь на картине…)

Если видишь - на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или спешная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…

Дети. Пейзаж!

Учитель Как вы думаете, о каком виде изобразительного искусства мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети. О пейзаже.

Учитель. Правильно! Картины природы – лес, долины, луга, написанные художником, называют «пейзажами». От французского слова «пей», что означает – страна. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Любовь к нашей родной стране показана в картинах русских художников И. Левитана, В Поленова, И. Остроухова (обращает внимание на репродукции картин художников).

Учитель Ребята, а вы любите свою Родину?

А нашей родиной является какая страна?

Я предлагаю исполнить песню о России. Вы знаете такую песню? («У моей России»)

Художников, изображающих природу называют пейзажистами. Пейзаж – это не только изображение природы. Художник рисует состояние природы, время дня и ночи, время года. Он передает свои мысли, чувства, свое отношение к тому, что он изображает. У каждого времени года свои традиции. Сегодня мы поговорим с вами об осеннем пейзаже. Какие чувства вызывают у вас пейзажи, которые вы видите? (дети дают краткую характеристику). Пейзаж может вызвать у нас грусть, радость, печаль. Как разнообразна осень, так и каждый художник находит для ее изображения свои краски. Осень бывает разная: светлая, радостная и звонкая в теплые дни, с тишиной и прохладой. Когда в тишину осени врывается ветер и все приходит в движение, то вокруг темнеет и становится холодно, деревья шумят, ветки клонятся к земле, как бы прося у нее защиты. Ветер нагоняет тучи, идет дождь, и порой такой сильный, что кажется – он затопит всю землю. С помощью каких красок художник создает пасмурную и солнечную погоду? Давайте послушаем, а что же об осени писали в своих стихотворениях поэты? Послушаем и попробуем сравнить, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках, соотнести поэтические строчки с произведениями художников. Пейзаж картины И. Остроухова «Золотая осень» будет более понятен, если прочитать следующие стихи:

(на фоне чтения учитель музыки играет мелодию «Солнышко усталое скупо греешь ты»)

Помедли, осень, на опушке года –

С походкой мягкой рыжая лиса.

Пусть скупо светит солнце с небосвода,

Зато сияют рощи и леса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса,

Чтоб мы верней ценили год от году

Проникновенной осени природу.

Н. Рыленков

Картина И. Левитана «Золотая осень» и стихи Н. Кончаловской «Осень»:(на фоне чтения учитель музыки играет мелодию «Осень непогодушка»)

Как много, много раз

Осенний лес воспет.

К раздумью каждого из нас

Зовет багряный цвет.

Он щедр, он звонок, он горяч!

Хоть он печалит всех,

Как скрипки неутешный плач

Сквозь затаенный смех.

Но в этот раз идет она, осенняя пора,

Особой прелести полна,

Особенно пестра.

Или картина В. Поленова «Золотая осень» и стихи З.Федоровской «Осень»:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

И между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, как оконца…

УчительРусские композиторы как и художники, поэты любили создавать образы осенних пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки ее красоту, грусть и печаль. Тихо падают осенние листья, создают разноцветный ковер, и он уже не бесшумный, а шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять их в охапку и подбросить вверх и закружиться в вальсе.

(Звучит «Осенняя песня» Чайковского П.И. – времена года).

-Отчего этот вальс так лиричен, грустен?

- Какие еще вы можете подобрать слова к настроению этого вальса?

- А к какой из предложенных картин этот вальс подходит? Почему?

Выберите из предложенных характеристик те, которые передают музыкальный характер осени! (На доске слова: лиричная, светлая, нежная, грустная, мягкая, взволнованная, тоскливая, успокаивающая, резкая, стремительная. И др.) Как видим осеннее настроение музыка берет из тех осенних дней, которые она приносит, которые приносят осенние месяцы – солнечная, теплая осень – одно настроение, дождливая, унылая – другое. А теперь переходим к практической работе.

III. Практическая работа. Какого цвета осень? Перед вами краски и листы бумаги. Послушайте музыку. Попробуйте цветом передать состояние осенней природы. Вам необходимо написать на плоскости листа фон, представив осенний пейзаж, который вы будете рисовать позже на следующем уроке, то есть заполнять полученный фон изображением предметов. Дети выполняют работу без предварительного рисунка. Главный акцент делается на колористическую гамму рисунка.

IV. Итог урока:

Учитель Сегодня на уроке мы учились с помощью цвета передавать общее состояние осеннего дня, слушали стихи, музыку, рассматривали пейзажи художников. Музыка, живопись, поэзия, используя различные средства изображения

Поэт изображает словом

Композитор – звуком

Художник – цветом.

Так вот слово, звук и цвет, способны передать разные состояния осеннего пейзажа: грусть, печаль, праздничность, торжественность. Лист бумаги, на котором вы выполнили фон для осеннего пейзажа, будет нами использован на следующем уроке.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.