12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иргизбаева Марина Николаевна119
Я, Иргизбаева Марина Николаевна, учитель музыки в МБОУ "Тимашевская ООШ"
Россия, Оренбургская обл., с. Тимашево

5 класс.Тема «Небесное и земное в звуках и красках.Музыка Рождества»

Цель: - познакомить учащихся:

- с музыкой Рождества;

- с понятиями «тропарь», «вертеп», «коляда», «колядка»,

- научить песнопению;

- способствовать духовному развитию учащихся.

 

Планируемые УУД:

Л: Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Р: Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции.выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

П: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

К: Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка «Кабы не было зимы»

- Как вы думаете,какова тема нашего урока?

 

3. Работа по теме урока.

- А кто из вас знает, какие праздники празднуют в январе в России?(слайд № 1-5)

-Знаете ли вы значение и историю этих праздников?

 

Просмотр иконы Рождество Христово

 

Икона (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.

- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.)

- Кого вы видите? (Ангелов, волхвов)

- Волхвы принесли с собой дары божественному младенцу-это золото,ладан (душистое вещество)и смирна(драгоценное масло)

- Когда родился Христос? (Более 2 тысяч лет тому назад.)

- Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. День рождения ИисусаХриста отмечают во всём мире. В церквях идут празднества.)

 

- Многие композиторы писали духовную музыку,т.е. Музыка,которая исполняется в храмах.

 

Показ слайда

 

На Рождество во всех православных храмах проводят праздничные богослужения. Звучат тропари к Рождеству Христову.

 

Тропарь(церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.

 

Слушание тропаря Рождеству Христову

 

Физминутка

«Елочки бывают»

Ведущий (Дед Мороз) объясняет ребятам правила конкурса: те игроки, которых он назвал высокимидолжны поднять руки вверх; низкиеопустить руки и сеть на корточки; тонкиесделать уже круг; широкиесделать шире круг. А теперь поиграем. Задача ведущего как можно больше запутать детей.

 

Слайд №6-10

-Как мы уже с вам и говорили, народ во время Святок поёт и веселиться, то есть колядует.

- Что такое коляда? (Ответ)

(показ слайда)

* Колядастаринный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)

-А как называется обрядовая песня? (Ответ)

* Колядкастаринная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

(С.И. Ожегов)

Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.

Колядующие часто носили с собой вертеп. Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания.

 

- Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?

 

Просмотр исполнения колядок,слушание колядок

 

Исполнение колядок

 

Слайд №11-17

 

- Кто из вас знает какой ещё обычай существует во время Святок?

-А какие гадания вы знаете?

- Давайте с вами погадаем.

 

Проводится гадание

 

4. Итог урока.

 

Наш урок подходит к концу. Рассказывая о музыке Рождества, мы познакомились с песнопениями. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокие мысли и чувства.

А как вы усвоили сегодняшний материал, покажут ответы на тест.

.Объяснение.

В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правомих значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками. (читаю)

(слайд)

 

1. Установите соответствие между термином и его определением,соединив их стрелками.

- Тропарь - пещера


 

- вертеп - песнопение в честь какого- либо православно-

го праздника или святого


 

- колядка - пение без инструментального сопровожде-

ния


 

- а капелла - старинная рождественская и новогодняя

обрядовая песня


 

- смирна - драгоценное масло


 

2. Напишите фамилии композиторов, которые писали духовную музыку.


 

 

Проведём взаимопроверку.

(показ слайда)

 

Пользуясь доской, отметьте галочкой правильные ответы.

. Взаимопроверка.

У кого получилось 4 правильных ответаставим «3» (удовлетворительно), 5 правильных ответовставим «4» (хорошо), все правильные ответы – «5» (отлично), с теми, у кого правильных ответов менее 4 – мы с вами поработаем на следующем уроке.

 

Исполнение песни «Ёлка в Рождество».

 

5. Рефлексия

- На доске у нас висит солнышко, но без лучиков. А у вас на партах есть лучики и тучки. Если вам понравился урок, то прикрепите к солнышку лучики. Если не понравился, прикрепите к доске тучки.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.