Урок музыки в 5 классе на тему «Небесное и земное в звуках и красках. Музыка Рождества»
5 класс.Тема «Небесное и земное в звуках и красках.Музыка Рождества»
Цель: - познакомить учащихся:
- с музыкой Рождества;
- с понятиями «тропарь», «вертеп», «коляда», «колядка»,
- научить песнопению;
- способствовать духовному развитию учащихся.
Планируемые УУД:
Л: Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Р: Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции.выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.
П: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
К: Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка «Кабы не было зимы»
- Как вы думаете,какова тема нашего урока?
3. Работа по теме урока.
- А кто из вас знает, какие праздники празднуют в январе в России?(слайд № 1-5)
-Знаете ли вы значение и историю этих праздников?
Просмотр иконы Рождество Христово
Икона (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.
- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.)
- Кого вы видите? (Ангелов, волхвов)
- Волхвы принесли с собой дары божественному младенцу-это золото,ладан (душистое вещество)и смирна(драгоценное масло)
- Когда родился Христос? (Более 2 тысяч лет тому назад.)
- Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. День рождения ИисусаХриста отмечают во всём мире. В церквях идут празднества.)
- Многие композиторы писали духовную музыку,т.е. Музыка,которая исполняется в храмах.
Показ слайда
На Рождество во всех православных храмах проводят праздничные богослужения. Звучат тропари к Рождеству Христову.
Тропарь(церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.
Слушание тропаря Рождеству Христову
Физминутка
«Елочки бывают»
Ведущий (Дед Мороз) объясняет ребятам правила конкурса: те игроки, которых он назвал высокими – должны поднять руки вверх; низкие – опустить руки и сеть на корточки; тонкие – сделать уже круг; широкие – сделать шире круг. А теперь поиграем. Задача ведущего как можно больше запутать детей.
Слайд №6-10
-Как мы уже с вам и говорили, народ во время Святок поёт и веселиться, то есть колядует.
- Что такое коляда? (Ответ)
(показ слайда)
* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)
-А как называется обрядовая песня? (Ответ)
* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
(С.И. Ожегов)
Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.
Колядующие часто носили с собой вертеп. Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания.
- Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?
Просмотр исполнения колядок,слушание колядок
Исполнение колядок
Слайд №11-17
- Кто из вас знает какой ещё обычай существует во время Святок?
-А какие гадания вы знаете?
- Давайте с вами погадаем.
Проводится гадание
4. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Рассказывая о музыке Рождества, мы познакомились с песнопениями. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокие мысли и чувства.
А как вы усвоили сегодняшний материал, покажут ответы на тест.
.Объяснение.
В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правом – их значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками. (читаю)
(слайд)
1. Установите соответствие между термином и его определением,соединив их стрелками.
- Тропарь - пещера
- вертеп - песнопение в честь какого- либо православно-
го праздника или святого
- колядка - пение без инструментального сопровожде-
ния
- а капелла - старинная рождественская и новогодняя
обрядовая песня
- смирна - драгоценное масло
2. Напишите фамилии композиторов, которые писали духовную музыку.
Проведём взаимопроверку.
(показ слайда)
Пользуясь доской, отметьте галочкой правильные ответы.
. Взаимопроверка.
У кого получилось 4 правильных ответа – ставим «3» (удовлетворительно), 5 правильных ответов – ставим «4» (хорошо), все правильные ответы – «5» (отлично), с теми, у кого правильных ответов менее 4 – мы с вами поработаем на следующем уроке.
Исполнение песни «Ёлка в Рождество».
5. Рефлексия
- На доске у нас висит солнышко, но без лучиков. А у вас на партах есть лучики и тучки. Если вам понравился урок, то прикрепите к солнышку лучики. Если не понравился, прикрепите к доске тучки.