Мастер-класс «Осенний Пейзаж»
Цель занятия:
Нарисовать гуашью осенний пейзаж
Задачи:
Познавательные:
- расширять представления об окружающем мире;
- расширять представление об особенностях гуаши;
- расширять общий кругозор;
- знакомить с термином пейзаж;
Развивающие:
- формировать умение пользоваться палитрой при рисовании гуашью;
- формировать умение «смягчать границы»;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение слушать;
- формировать умение сравнивать.
Форма проведения: мастер – класс
Целевая аудитория: учащиеся начальной школы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, магнитная доска, лист ватмана формата А3. гуашь, кисти, банка для воды
Ход мастер-класса
1. Актуализация знаний, мотивация для творческой работы
- Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим,
Нам ответят: «Это…»
— Осень.
— Правильно. Сегодня мы с вами нарисуем осенний пейзаж. Пейзаж это — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Многие художники рисовали и рисуют это удивительное время года. Самая известная картина про это время года «Золотая осень» русского художника Исаака Левитана.

— Ребята, посмотрите, чтобы деревья казались золотыми, какие краски использовал художник?
— Желтые, оранжевые, красные.

— Верно. Ребята, вспомните, какого цвета листья бывают осенью у берёзы?

— Правильно, желтые, оранжевые, но они не бывают красного цвета. Красные листья бывают у черемухи, осины.


— Осенью деревья с красными листьями действительно выглядят очень красиво.
Красные листья, багрянец, как писал поэт: «В багрец и в золото одетые леса…» делают лес праздничным. В сочетании с желтыми листьями других деревьев, создается впечатление торжественности и красоты.
— Сегодня мы нарисуем гуашью осенний пейзаж. Нам понадобится: Лист ватмана формата А3, карандаш ТМ, стирательная резинка, кисти большая №6 и маленькая №3, баночка для воды, гуашь «Луч. Классика», палитра и бумажные салфетки.

Правила безопасности работы с красками и кистями:
Внимательно выслушивать задание педагога.
В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
По окончании работы привести в порядок рабочее место.
Тщательно вымыть руки с мылом.
Не использовать для воды стеклянную посуду.
Правильно держать кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
Не сжимать кисть сильно.
Аккуратно набирать краску на кисточку.
Лишнюю краску с кисти снимать о край баночки, а не руками.
Вытирать кисть о бумажную салфетку легким прикосновением.
По окончании работы промыть кисть в воде.
2. Практическая часть
Этапы выполнения работы:
— Для рисования с палитрой, необходимо достать цвета, такие как на фото, открыть крышки и положить баночки, открытые в коробку. Когда краски стоят в коробке, они не падают на пол.

Необходимо положить открытые краски с помощью кисти в палитру. Каждый цвет в новую кюветку. Кюветка – это углубление в дощечке. Каждый раз, прежде, чем класть новый цвет, кисть хорошо промывают, лишнюю воду вытирают о край баночки и затем обязательно промакивают о бумажную салфетку, если она марается цветом, значит кисть плохо промыли. Когда все цвета положили, необходимо поменять воду. Рисовать всегда необходимо начинать сверху и слева. Небо, землю и деревья необходимо красить горизонтальными движениями.
— Нарисуем очень простой рисунок. Главная наша задача сегодня не рисовать цветами из банки с краской, а смешивать цвета в палитре.

— Нарисуем линию горизонта и общий контур деревьев. Изобразим их обобщенно как высокие кочки. Не мельчим. Самое меньше это3 дерева необходимо нарисовать, но не больше 7. Позади лиственных деревьев нарисуйте елочки схематично треугольником.
Физминутка
— Ребята, поднимите ручки вверх. Представьте, что ваши руки, словно ветки деревьев отряхают листочки. Давайте помашем ладошками. Давайте потянемся, словно мы хотим поймать уходящее солнце.
— Молодцы.
2. Практическая часть.
— И так, мы смешиваем в палитре белую и синюю краску и закрашиваем небо горизонтальными движениями кисти, елочки тоже закрашиваем.
далее я вам покажу принцип рисования с палитрой, вы смотрите, ничего не предпринимайте, пока я не скажу, что начинаем рисовать.
Верхушку одного из деревьев, любую закрашиваем желтым цветом. В палитре к этой краске добавим немного красной, закрасим этим цветом следующий кусочек. затем в палитре добавим еще красной краски, и последний кусочек – добавим рубиновой краски.
Получилось дерево, но оно полосатое, сильно заметны границы между цветами. Необходимо влажной кистью горизонтальными движениями размыть границы.

— Следующее дерево, я нарисуют багряное, верхушку дерева нарисую белым плюс немного красной краски, а затем буду поэтапно добавлять красный цвет, и в самом низу дерево нарисую цветом полученным с добавлением рубиновой краски.

— Заметные границы нужно «смягчить» влажной кистью, следующее дерево, я нарисую, начиная с желтой краски, добавляя изумрудный постепенно.
— И так, начинайте рисовать, на свое усмотрение, какие-то деревья нарисуйте желто-зеленые, какие-то оранжево рубиновые, не забывайте «смягчать границы». Рисовать траву необходимо использовать светлые цвета, ярко зеленую траву рисовать нельзя.

— Затем нужно нарисовать елочки. Сначала общую форму. А затем прорисовать ствол и веточки.
— Затем рисуйте стволы лиственным деревьям, не забывая, что березы не имеют красных листьев.
— Осталось добавить упавшие листочки и клин улетающих птиц. Птицы летят всегда клином словно V-образным построением углом.
3. Рефлексия
— Давайте, устроим выставку и посмотрим все ли получилось.
Вы молодцы. Сейчас вы знаете, что смешивать краски - это интересно. Настоящие художники не рисуют красками из банок, они экспериментируют и находят новые цвета.
Образцы готовых работ.




Спицына Любовь Ивановна