Конспект урока биологии в 8 классе «Основные болезни органов дыхания и их предупреждение»
Конспект урока биологии в 8 классе учителя биологии Скрипуновой Е.А.
Тема урока «Основные болезни органов дыхания и их предупреждение»
Тип, вид урока: комбинированный, повторение и закрепление полученных данных
Цель урока: создать условия для формирования представлений личной гигиены для профилактики заболеваний дыхательной системы.
Планируемые предметные результаты:
Обучающийся будет знать заболевания органов дыхания; факторы риска для здоровья; научится называть заболевания органов дыхания; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение); объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Личностные результаты:
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные – научится составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).
Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, таблиц, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение), моделирование.
Педагогические технологии: реализация системно-деятельностного подхода
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, карточки-задания, презентация к уроку, песочные часы, модели «курильщика» и «Смерти».
Структура урока.
1. Организационный момент. 1 мин.
Деятельность учителя: Здравствуйте. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! И хотелось бы этим настроением поделиться с вами. Посмотрите друг на друга, гостей – улыбнитесь. Начинаем наш урок.
2. Целеполагание и мотивация. 3-4 мин.
Создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя (в одежде врача): Как вы думаете, почему я сегодня необычно выгляжу? В чьей роли я сегодня перед вами? О чем бы я могла вам сегодня рассказать? Сегодня я перед вами в роли пульмонолога, врача, лечащего болезни дыхательной системы, о которых сегодня я вам расскажу, во время нашего профилактического приема.
Что бы вы хотели узнать про болезни у пульмонолога? (пишу на доске) Это и будут задачи нашего урока. А с какой целью люди идут на прием к врачу?
Деятельность обучающихся:
Самостоятельная постановка задач и цели урока (на доске).
3 Актуализация опорных знаний - 8-10 мин
Деятельность учителя: Я, как врач, должна знать, насколько вы знаете тему дыхания.
Повторим основные моменты изученной темы в процессе создания кластера «Дыхание».
Деятельность обучающихся: Называют понятия, связанные с темой «Дыхание», указывают строение, значение данного понятия
4. Изучение нового материала - 15 мин.
Деятельность учителя:
Предлагаю посмотреть статистику самых распространённых заболеваний человека и отобрать болезни дыхательной системы.
Сегодня вы будете работать в группах. Напоминаю вам правила групповой работы: слушай мнение других, не перебивай, работай вместе-сообща.
Задание: У вас на столах лежат карточки (приложение 1) с самыми распространенными болезнями - выберите болезни, характерные только для дыхательной системы.
(болезни сердечно-сосудистой системы (инсульт, инфаркт, гипертония), ВИЧ, рак, бесплодие, депрессия, болезни пищеварительной системы (ожирение, сахарный диабет, гастрит), болезни органов дыхания - бронхит, астма, туберкулез, пневмония, грипп).
Деятельность обучающихся: выполняют задание учителя.
Проверяем правильность выполнения заданий по слайду.
Деятельность учителя:
По заболеваемости дыхательная система на втором месте.
Деятельность учителя: Мы поставили перед собой цель, узнать об основных болезнях. Предлагаю вам рассмотреть три основные болезни, а какие? Это мы узнаем после того, как вы соберете слова из букв в конверте.
Деятельность обучающихся: Собирают слова (пневмония, туберкулез, грипп).
Деятельность учителя: Как правила, пациент на прием приходит заранее. Вот и у вас есть пять минут до вашего приема. А что пациент делает в оставшееся время до приема, сидя в коридоре? (изучает буклеты)
Ваша задача изучить основные пути передачи, симптомы и причины вашего заболевания.
У вас на столах лежат буклеты и дополнительная информация по вашему заболеванию (приложение 2,3).
Деятельность обучающихся: Самостоятельная работа учащихся в группах по отбору информации по болезням.
Деятельность учителя: В процессе игры «Аукцион знаний», предлагаю создать мини-проект, представив его на ватмане. На столе находится вся информация обо всех болезнях, ваша задача выбрать нужную вам информацию.
Деятельность обучающихся: Отбирают информацию.
Деятельность учителя: Итак, приглашаю на прием первую группу. Вы сегодня пришли на прием, чтобы проконсультироваться по поводу заболевания…. Какие у вас возникли вопросы по вашей теме?
Деятельность обучающихся: Спрашивают и уточняют информацию. Рассказывают.
Деятельность учителя: Спрашивает и уточняет про болезнь в процессе беседы. Дополняет способами лечения болезни, рассказывает основную информацию:
Пневмония является одной из форм острой респираторной инфекции, воздействующей на легкие. Легкие состоят из мелких мешочков, называемых альвеолами, которые при дыхании у здорового человека наполняются воздухом. При пневмонии альвеолы заполняются гноем и жидкостью, что делает дыхание болезненным и ограничивает поступление кислорода. Пневмония является важнейшей отдельно взятой инфекционной причиной смертности детей во всем мире.
Грипп.
ОРВИ - самая распространённая в мире группа заболеваний, объединяющая грипп, парагрипп, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией. Источником ОРВИ является больной человек или в некоторых случаях зверь или птица, которые представляют опасность с момента окончания инкубационного периода до окончания лихорадочного периода.
Сезонный грипп - это острая вирусная инфекция, вызываемая вирусом гриппа.
Существует три типа сезонного гриппа — А, В и С. Вирусы гриппа типа А подразделяются на подтипы, в соответствии с различными видами и сочетаниями поверхностных белков вируса. Среди многих подтипов вирусов гриппа А в настоящее время среди людей циркулируют подтипы гриппа A(H1N1) и A(H3N2). Вирусы гриппа циркулируют во всех частях мира. Случаи заболевания гриппом типа С происходят гораздо реже по сравнению с гриппом типов А и В. По этой причине вакцины от сезонного гриппа содержат только вирусы гриппа А и В.
Туберкулез.
Это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха, которая была открыта 24 марта 1882 года. С этого дня 24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом. Палочка поражает легкие, реже другие органы (кости, суставы, почки, кожу, глаза). По данным ВОЗ в настоящее время начитывается 1,7 млрд. человек инфицированных туберкулезом. От туберкулеза каждые 10 секунд в мире умирает 1 человек (сколько за урок?). в настоящее время ежегодно заболевает 9-10 млн. человек, половина из них выделяет палочку в окружающую среду. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году в мире еще 200 млн. человек заболеют этой болезнью, а 70 млн. человек - умрут.
Врач, лечащий туберкулез – фтизиатр.
5. Обобщение и систематизация 3-4 мин
Деятельность учителя: Еще раз посмотрим, что у нас получилось (проверяем). Ваш проект практически готов, можно его оформить.
Деятельность обучающихся: Оформляют проекты.
6. Закрепление материала мин.
Деятельность учителя: Как вы думаете, что легче – лечить или предупредить? Конечно, заболевание легче предупредить, чем лечить. Какие общие правила стоит соблюдать, чтобы не заболеть? В этом нам поможет разобраться Цветик-семицветик «Профилактика болезней» (приложение 4). На лепестках написаны основные типы профилактики, которые надо обосновать, а также выбрать при каких болезнях они необходимы.
Деятельность обучающихся: обосновывают главные правила профилактики болезней.
1 лепесток – ежегодная флюорография, прививки (ранняя диагностика туберкулеза, снижение возможных осложнений после гриппа)
Физминутка – 1 мин.
Деятельность учителя: Давайте проверим, насколько мы здоровы и неуязвимы болезням, правильно ли дышим? Сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи, дышите свободно. Сосчитайте, сколько вдохов вы делаете в течение минуты.
-Если менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Вы прекрасно вентилируете легкие, делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
-14 до 20 вдохов - неплохо. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
-Более 20 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства.
Деятельность обучающихся: Выполняют пробу, сравнивают с нормой.
2 лепесток - свежий воздух, спорт (увеличение ЖЕЛ, повышение иммунитета)
3 лепесток - при чихании и кашле следует закрывать рот носовым платком (исключить попадание микробов в окружающую среду)
4 лепесток - влажная уборка (в пыли сохраняются свойства палочки Коха, скапливаются болезнетворные бактерии)
Деятельность учителя: Вы согласны с итальянской поговоркой, которая гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”?
Деятельность обучающихся: Высказывают предположения.
5 лепесток - правильное питание (правильный обмен веществ ведет к повышению сопротивляемости организма)
6 лепесток - отказ от вредных привычек
А от каких? Вы узнаете из стихотворения:
Цвет лица землист,
А он не старый.
В доме холод, грязь и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен, а он при всем при том
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
Я хочу познакомить вас с интересным персонажем, который стал таким от любви к вредной привычке – курению (показываю макет человека «Смерти»).
Деятельность учителя: Предлагаю вам просмотреть видео фрагмент (приложение 5), который нам представит ученица вашего класса. Она готовит работу по курению на конференцию «Шаг в будущее».
Деятельность обучающихся: Показывает и комментирует видео фрагмент, проводит анализ проведенного эксперимента.
Деятельность учителя: Курение является главной причиной рака легких.
Употребление табака является самым значительным фактором риска развития рака, который приводит почти к 20% глобальных случаев смерти от рака и примерно 70% глобальных случаев смерти от рака легких. В России раком легких ежегодно заболевает около 60 тысяч граждан (показ слайдов о вреде курения).
Деятельность обучающихся: Делают выводы по курению.
7 лепесток - При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, следует соблюдать осторожность: носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещения (большинство заболеваний является воздушно капельной инфекцией.)
7. Итоги урока. Домашняя работа. Рефлексия 2–3 мин.
Деятельность учителя: Вспомним, какие задачи и цель мы ставили на урок? Достигли их?
Деятельность обучающихся: Анализируют задачи и цель урока.
Оцените работу каждого участника группы (приложение 6):
«5» - вкалывал за всех
«4» - шевелил мозгами
«3» - слушал краем уха
«2» - хлопал ушами и считал ворон
Деятельность обучающихся: Оценивают работу на уроке каждого участника группы.
Деятельность учителя: дома
Подготовиться к проверочной работе
Творческое задание по желанию:
Составить синквейн «Заболевания органов дыхания».
Решить задачу: «Дышите глубже».
«Почему чаще всего инфекционные заболевания поражают правый бронх и правое легкое, а также инородные предметы чаще всего находят именно в них?»
Деятельность обучающихся: Записывают д\з в дневниках.
Деятельность учителя:
Я предлагаю вам при выходе из кабинета «Сделать свой выбор!», связанный со здоровым образом жизни (приложение 7). На листе приклейте закладку на одну из дверей, которую вы выбираете:
1 – я против здорового образа жизни
2 – мне все равно
3 – жизнь коротка, и надо успеть попробовать все
4 – от судьбы не уйдешь – будь что будет
5 – я – личность, все в моих руках.
Деятельность обучающихся: Делают свой выбор.
Спасибо за работу на уроке! (вручаю буклет каждому обучающемуся), (приложение 8).
Литература:
1. Статистика заболеваний https://health.mail.ru/news/samye_rasprostranennye_bolezni_XXI_veka/
2. О заболеваниях
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs104/ru/