Родительское собрание на тему «Особенности детей раннего возраста 2–3лет. Кризис 3-х лет»
1) Дискуссия «Положительные и отрицательные изменения в ребенке за год»
Цель: способствовать осознанию родителям положительных и отрицательных изменений в ребенке.
2) Информация об особенностях развития детей раннего возраста
Цель: способствовать осознанию родителями социальной ситуации развития ребенка раннего возраста
- предпочитают общаться со взрослыми на основе предметной деятельности, усваивают способы взаимодействия с предметами
- осознание себя зависит от отношения к нему взрослого
- положительное отношение взрослого к ребенку ведет к положительному отношению ребенка к сверстнику
- со сверстником игра рядом, но не всегда вместе
- словестные предупреждения чаще всего не учитывает
Основные характеристики ребенка трех лет:
- самостоятельность (я могу убирать игрушки, есть, одеваться, включаться в настоящие дела – помогать мыть посуду, стирать, делать покупки)
- компетентность (стремление к общению, интерес к окружающему)
- инициативность во всех сферах жизнедеятельности
Интегративные показатели развития ребенка 2-3лет
- Психическое здоровье: проявляет интерес к окружающему; может подождать, потерпеть; различает можно-нельзя.
- Общение: общение с помощью речи; действие по словестному указанию взрослого; обращение ко взрослому за помощью; активные парные игры со взрослым (катание мяча, прятки и др.); показ действием неодушевленных предметов
- Речь: показ по инструкции взрослого; соотнесение рисунка с реальным предметом; интерес к книгам, запоминание через включение отдельных слов, действий; эмоциональная реакция на песенки, стихи; активный словарь (предметы, их части, действия, качества. напр. это машина, она красная, у нее есть колеса, кузов, руль, она едет); составляет предложение, изменяет слова по падежам, родам, числам; вступает в диалог, задает вопросы и ждет на них ответа
- Эмоции: эмоциональная отзывчивость; чувствительность по отношению взрослых к себе (ругают-хвалят); проявления любви и нежности к близким; реакция на музыку (двигается, слушает); представления об опасности (не подходить к яме, собаке, держаться за перила и т.д.)
3) Информация о кризисе трех лет, тактике поведения родителей с ребенком в этот период
Цель: способствовать осознанию родителями тактики поведения в период кризиса трех лет, способствовать снятию тревожности за своего ребенка
К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого. Этот период один из наиболее трудных в жизни ребенка называется кризисом трех лет.
Кризис трех лет:
- становление личности ребенка
- первое яркое выражение своего «Я»
- новая ступень в развитии ребенка
- начинается с 2,5лет заканчивается к 3,5-4годам
- это противоречие между желаниями и возможностями ребенка
Основные проявления кризиса:
- негативизм (отказ делать то, что просят или делать все наоборот)
- упрямство и строптивость (категоричное настойчивость, недовольство всем, что ему предлагают или что делают другие)
- своеволие (желание делать все самому, стремление к самостоятельности хотя еще не готов)
- обесценивание (то, что было интересно, дорого раньше обесценивается)
- протест-бунт и деспотизм (ребенок стремится диктовать родителям свою волю)
Тактика родителей:
- принять как естественный этап развития
- добиваться согласия в вопросах воспитания у всех членов семьи
- больше разумной самостоятельности ребенку
- отвлечь
- играть
- быть последовательным и настойчивым
Помните, что все, что происходит с ребенком, мы расцениваем с позиции взрослого, а не его, многого не понимая при этом.
И главное, чтобы ваш ребенок развивался благополучно – любите его!
Кияйкина Наталья Федоровна