12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Валерия Игоревна277
Россия, Московская обл.
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
7

"Особенности формирования мотивации у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе"

Особенности формирования мотивации к обучению у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

Актуальность изучения вопроса формирования мотивационной сферы у обучающихся с умственной отсталостью обусловлена содержанием и задачами обучения школьников данной категории, необходимостью развития навыков самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственного воспитания обучающихся и формировании у них активной жизненной позиции.

Теоретические аспекты и основные понятия мотивации к обучению были раскрыты такими учеными как Е.П. Ильин, В.Э. Мильман, Н.Н. Кузьмина, О.Н. Толстикова и другие. Согласно их исследованиям, внутренняя мотивация к обучению считается наиболее естественной, а также является важной составляющей для успешного освоения учебной программы.

За время изучения мотивации появилось множество ее определений, так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивом учебной деятельности необходимо называть направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением. В данной статье под понятием мотивация будем понимать совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать целенаправленным образом.

Мотивация подразделяется на внутреннюю (это мотивы, связанные с самим учебным процессом, желанием узнавать новое (познавательный интерес), радостью от преодоления трудностей) и внешнюю (мотивы, связанные с результатом учебной деятельности, мотив избегания неприятностей, игровой мотив, социальный мотив, мотив престижа и другие.)

Относительно учебной деятельности был выявлен термин «мотивация учения». Мотивация учения так же может быть внутренней (при выполнении самостоятельной познавательной работы) и внешней ( при оказании обучающемуся помощи).

Так А.К. Маркова рассматривает понятие «мотивация учения» как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности».

При изучении проблемы формирования мотивации необходимо раскрыть и понятие «мотив». Мотив- это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом, как личностная необходимость. Мотив, в отличии от мотивации- это то, что принадлежит субъекту поведения, это его устойчивое свойство личности, которое изнутри побуждает его к совершению определенных действий.

Мотивация имеет 2 классификации:

Познавательные (мотивы, связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные мотивы (связаны с социальным взаимодействием обучающихся и с другими людьми).

Внешние (вынужденные, учеба как привычное функционирование, ради лидерства, ради престижа) и внутренние мотивы (развитие в процессе учения, познание нового, взаимодействие с другими и для других)



Основой в повышении уровня социализации, интеграции обучающегося с интеллектуальной недостаточностью, содействия семье в воспитании , является создание педагогических условий для активизации мотивационной сферы школьника, с учетом его психофизиологических особенностей.



Исследования психолога И.П Ушаковой показали, что обучающиеся могут иметь как положительное, так и негативное отношение к учебе. Самую же многочисленную группу составляют обучающиеся с внешне положительным отношением, которое стимулируется педагогом, воспитателем, родителями. Такое отношение к учебе мало осознанно и связано с подчинением требованиям школы.

Негативное отношение имеет деятельное выражение и может проявляться грубостью, вспышками гнева, плаксивостью, привязанностью и т.д. К данной группе, как указывает И.П. Ушакова, относятся дети, у которых к основному дефекту добавляются расстройства центральной нервной организации и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с умственной отсталостью имеют безразличное, пассивно-отрицательное отношение, это объясняется тем, что в дошкольном промежутке, в большинстве случаев, не получают правильной коррекции своих нужд и интересов. Так же И.П. Ушакова отмечает, что одной из причин, стимулирующих негативное отношение к школе у обучающихся, часто представляет собой нахождение в общеобразовательной школе до поступления в коррекционную школу. Дети с нарушением интеллекта обречены на хроническую неуспеваемость, даже при положительном, в начале, отношении к учебной работе, при желании благополучно обучаться и получать неплохие отметки.

Нахождение в постоянной ситуации неуспеха способствует формированию у обучающегося негативного отношения к учебному процессу и школе в целом. Отрицательная оценка, невзирая на усилия обучающегося, приводит к потере веры в собственные силы, негативной реакции на задания и требования педагогов. Обучающийся начинает игнорировать задания, безразлично воспринимает плохие оценки.

После перехода в специализированную школу, данный обучающийся, вероятнее всего добивается успеха, выходит из ситуации неуспеха, находит к себе положительное отношение со стороны педагогов и одноклассников. Всё это способствует утрате негативного отношения к обучению.

Больше всего обучающимся нравятся уроки, которые им более доступны (уроки труда, рисования, физической культуры и музыки), не требующие высокой степени интеллектуального напряжения. Позитивное отношение к базовым учебным предметам, таким как математика, русский язык и чтение, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями слабо выражено, а по окончании начального образования не редко становится негативным.

В силу своих психофизических особенностей, обучающиеся, при выполнении заданий не проявляют самостоятельность, а полагаются на помощь со стороны, именно поэтому большое значение имеет адресное своевременное содействие в процессе обучения.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на начальных стадиях обучения, сверстники малоинтересны, небольшой подъем интереса появляется в 4 классе. Кроме того, опытные данные показывают, что с 3-го или 4-го класса начинает ослабевать положительное отношение к учителю.



В работе по формированию устойчивой положительной мотивации к обучению у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, одной из важнейших ценностей является личность педагога, деятельность которого будет направлена на развитие позитивного отношения к обучению, развитие позиции обучающегося, формирование познавательных интересов к учебному процессу и содержанию учебной работы.



Для развития позитивной учебной мотивации используются следующие направления работы:

Создание положительной атмосферы на уроках, снижение детской тревожности и предотвращение отрицательного подкрепления, что вызывает у учащегося боязнь неправильно ответить или забыть.

Обеспечение ситуации успешности в учебном процессе, развитие уверенности в себе, удовлетворенность и радость от процесса обучения.

Активное внедрение игровых технологий обучения- интеллектуальных игр, игр с правилами, что обеспечивает поддержание внимания и интереса к учебным занятиям.

Эмоциональное стимулирование обучающихся для предупреждения чувства однообразия и скуки, подкрепления эмоций удивления, новизны, формирования внутреннего оптимизма.

Использование просветительского контента для стимулирования познавательной деятельности, в том числе прямое практическое применение знаний обучающимися (в повседневной жизни, на экскурсиях, в спорте и др.).



Систематическая целенаправленная работа по формированию мотивационной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволят им развить навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, повысят культуру общения, осознанность в поведении, терпимость к чужим недостаткам, дружелюбие и навыки взаимопомощи.















Литература



Божович, Л. И. О мотивации учения / Л. И. Божович. 1969.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2002.

Маркова, А. К. Мотивация учения и её воспитание /А. К. Маркова, А. Б. Орлов, А. Л. Фридман. – М. : Педагогика, 1983.

Ушакова, И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы / И. П. Ушакова. – Л. : Лениздат, 1979.











Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.