Особенности групповой работы в начальной школе
Особенности групповой работы в начальной школе
Современный уровень школьного образования все чаще заставляет нас задумываться о выборе форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся друг с другом и с учителем.
Использование групповой формы работы на занятиях позволяет повысить интерес к предмету, мотивацию к обучению и отойти от шаблонов.
Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого учащиеся учатся самостоятельно, критически мыслить, решать сложные проблемы, планировать условия для совместных действий, принимать решения, общаться. Такая форма работы способствует воспитанию у студентов чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебную деятельность. Сначала, работая вместе, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы и планируют мероприятия. Позже каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет оказать каждому ребенку эмоциональную и значимую поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров - искажение формирования характера. У каждого ребенка есть возможность утвердиться в микрогруппах.
В групповых занятиях учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных функций обучения, которые формируют основу способности к обучению (контроль и оценка, постановка целей, планирование).
Хотелось бы также отметить, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.
В начале овладения приемами групповой работы студенты не очень внимательны к тому, что и как реагируют их сокурсники. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и что любого ученика можно вызвать к доске для ответа, они начинают прислушиваться к ответам своих товарищей, контролировать их и, при необходимости, тактично оказывать помощь.
В первые дни занятий обучающимся дается тест, который проверяет их знания по предметам. В зависимости от результатов они делятся на пары "сильный – слабый" или "средний – среднестатистический". Детям разъясняется, что каждый может работать со своим партнером в любое время, если это необходимо. Занятия обычно начинаются с того, что учащиеся обсуждают в парах все, чего они не поняли. Затем учитель отвечает на вопросы, с которыми ученики не справились сами. Дальнейшие занятия могут проводиться любым удобным для преподавателя способом, но со строгим соблюдением двух правил
1) учащимся разрешается обсуждать с партнером учебный материал тогда, когда они считают это необходимым;
2) учащимся дается время в классе для обсуждения нового материала с партнером, если учитель считает это целесообразным.
Содержание заданий определяется программным материалом. Вначале пары могут создаваться из учеников, сидящих за одной партой, чтобы такая работа не наскучила, в следующий раз нужно менять местами сидящих на втором варианте первого ряда с детьми второго ряда первого варианта. А второй вариант второго ряда менять метами с первым вариантом третьего ряда. На следующем уроке для парной работы учеников использовала задание такого вида: Например, при изучении состава числа «6» в 1 классе, обращалась к классу: «Ученики, сидящие слева, положите 6 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 6=3+3. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 6=2+4; 8=1+5».
Каждой паре учащихся были розданы карточки с заданиями одинаковыми по трудности.
Каждая пара получает карточку с заданием. Дети должны выполнить совместно и постараться уложиться за 5 минут. Можно разделить работу между собой. Но постараться потратить, как можно больше времени на решение примеров. Отметить для себя, за сколько минут справились с данной работой вместе.
Наблюдая за поведением детей, в процессе совместной деятельности не было ни грубых слов, ни криков в адрес соседа. В общем, в классе была дружеская атмосфера, учащиеся радовались своим успехам. Первоклассникам интересно было работать в паре со своим товарищем.
После того, как все пары справились с заданием, был подведен итог работы. Оказалось, что не все учащиеся справились с примерами за 5 минут, но многие были близки к этому времени.
Во время парной работы у учеников развивается потребность в общении, обсуждении, анализе результатов совместной работы. Дети учатся оценивать себя и товарища, приучаются внимательно слушать ответ одноклассника, чувствуют свою значимость в процессе работы. Данный вид работы способствовал активизации познавательной деятельности Обучающихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль, взаимооценка и взаимопомощь.
Когда дети научатся работать в парах, я начинаю вводить работу в группах.
С целью научить младшего школьника распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться использую различные способы объединения детей в группы .
По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах: Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на равные группы.
В этом случае групповая работа будет гораздо более мотивирована. Хотя последствия такого выбора могут быть не очень удачными. Если, например, в одну группу попадут все «сильные» ученики, а в другую - «слабые». При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары или группы по желанию.
Случайным образом
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить).
Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Поэтому иногда приходится осваивать новые виды деятельности. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий.
Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы».
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог).
По определенному признаку.
Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
Если есть время, деление на группы по определенному признаку можно организовать для участников в форме решения совместной задачи. Руководитель сам делит участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача участников — понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса.
По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
По выбору педагога.
Эти группы в зависимости от поставленной учебной задачи могут быть как однородные (ученики с одинаковой успеваемостью), так и разнородные. Мною учитываются личные склонности то есть, "слабому" ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, т.к. для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Хорошо, если в группе есть человек, который может организовать работу, пусть он не будет при этом генератором идей. Ни в коем случае не собираются вместе «слабые» ученики.
В. Сухомлинский писал, что каждый ребенок идет в школу с огоньком в душе, а задача педагога этот огонек поддержать, что бы он не погас. Поэтому моя работа ведется в таких параллельных направлениях:
- создание творческой атмосферы;
- постоянное объединение традиций и новаторства;
- заинтересовать и научить;
- учет психологических аспектов каждого ребенка.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе - очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решение учебных задач:
- на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);
- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; воспитательная работа учителя становиться необходимым
условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.
преимущества групповой работы явны: укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в классе; учащиеся усваивают больший объем материала; появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; работа в группе помогает ребенку проявить себя.
Надеюсь, что использовав на уроках групповые формы обучения, мои ученики на уроках будут говорить больше, чем я сама, смогут свободно выражать свое мнение. И ни один ученик не останется на уроке без участия. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.