Предварительный просмотр презентации
Выступление на ГМО учителя начальных классов Каднай И.В., ГБОУ СОШ № 23 имени Б.А.Кучера «Особенности преподавания информатики в начальной школе» (из опыта работы)
ИКТ-компетентности Умение решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.
Дети младшего школьного возраста легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте: Плюсы раннего изучения информатики внимание становится произвольным; происходит переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению; восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер; совершенствуется память.
подготовить детей к изучению базового курса информатики в основной школе Пропедевтический курс изучения информатики должен сформировать элементы компьютерной грамотности начальные знания основ информатики
Три варианта преподавания информатики в начальной школе: Бескомпью-терное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» без деления на подгруппы Урок информатики (занятие по внеурочной деятельности) с делением на погруппы в кабинете информатики
Цель обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использова-нием компьютера.
Задачи обучения информатике в начальной школе: познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
Содержание курса информатики в начальном обучении: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства Понятие об алгоритме. Первоначальные представления о компьютере. Компьютерные сети.
Необходимо выделить следующие этапы урока: Проверка домашнего задания (до 5 минут). Изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения). Закрепление материала, работа в тетрадях (около 7 минут). Практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием компьютеров). 5. Обсуждение результатов (5 минут). 6. В течение урока необходимо проводить физкультминутку и гимнастику для глаз(1-3 минуты).
Для проведения уроков информатики в компьютерном кабинете можно использовать дополнительное оборудование: мультимедийный проектор; принтер; сканер; колонки компьютерные; графический планшет для рисования; цифровой фотоаппарат или видеокамера.
Санитарно – гигиенические нормы для работы школьников за компьютером Классы Норматив 1 класс 45 мин. в неделю 2 – 4 классы 1 час в неделю
Санитарные нормы и требования организации труда детей за компьютером: не превышать допустимую оптимальную продолжительность непрерывных занятий с компьютером; работу за компьютером заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин); гимнастику для глаз можно проводить в середине занятия с компьютером (одно упражнение).
В 2023-2024 учебном году в нашей школе началось препода-вание информатики в рамках внеурочной деятельности. Преподавание ведется по подгруппам во 2-4-х классах.
Преподавание информатики осуществляется по программе УМК Н.В. Матвеевой. Данная программа лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний, представлен в виде учебно – методического комплекта для трёхлетнего обучения.
Содержательные линии 2 класс Виды информации, человек и компьютер. Кодирование информации. Информация и данные. Документ и способы его создания.
Содержательные линии 3 класс Повторение: информация, человек и компьютер. Действия с информацией. Мир объектов. Компьютер, системы и сети.
Содержательные линии 4 класс Повторение: человек в мире информации. Понятие, суждение, умозаключение. Мир моделей. Управление.
В данный УМК входят: В данный УМК входят: Матвеева Н.В. и др. Информатика. 2 (3, 4) кл. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 2 (3, 4) кл. в 2-х частях, 2-е изд. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Информатика. Методический комплект: пособие + практикум на CD. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Введение в информатику: Комплект из 12 плакатов + методическое пособие. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2023 г.
На уроках дети учатся: описывать, составлять и анализировать алгоритмы; устанавливать отношения между множества-ми объектов и графически изображать их объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.
Элементы пальчиковой гимнастики можно включать как до непосредственного занятия с компьютером, так и после. Упражнения для кистей рук учат напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время. «Кошечка»: Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3–5 раз. Кулачок – ладошка. Я иду, как кошка. Упражнения для пальцев способствуют формированию правильной постановке кисти и пальцев при работе с клавиатурой. «Мы топали»: Исходное положение. Надо ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным по слоговым проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли.
Результативность обучения
Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.