Особенности преподавания информатики в начальной школе

5
0
Материал опубликован 22 April

Выступление на ГМО учителя начальных классов Каднай И.В., ГБОУ СОШ № 23 имени Б.А.Кучера «Особенности преподавания информатики в начальной школе» (из опыта работы)

ИКТ-компетентности Умение решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Дети младшего школьного возраста легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Наиболее  интенсивное  развитие  интеллекта  происходит  в  младшем  школьном  возрасте: Плюсы раннего изучения информатики внимание  становится  произвольным; происходит  переход  от  наглядно- образного к  словесно-логическому  мышлению; восприятие  принимает  анализирующий  и дифференцирующий  характер; совершенствуется  память.

подготовить детей к изучению базового курса информатики в основной школе Пропедевтический курс изучения информатики должен сформировать элементы компьютерной грамотности начальные знания основ информатики

Три варианта преподавания информатики в начальной школе: Бескомпью-терное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» без деления на подгруппы Урок информатики (занятие по внеурочной деятельности) с делением на погруппы в кабинете информатики

Цель обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использова-нием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе: познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

Содержание курса информатики в начальном обучении: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства  Понятие об алгоритме.  Первоначальные представления о компьютере. Компьютерные сети.

Необходимо выделить следующие этапы урока: Проверка домашнего задания (до 5 минут). Изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения). Закрепление материала, работа в тетрадях (около 7 минут). Практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием компьютеров). 5. Обсуждение результатов (5 минут). 6. В течение урока необходимо проводить физкультминутку и гимнастику для глаз(1-3 минуты).

Для проведения уроков информатики в компьютерном кабинете можно использовать дополнительное оборудование: мультимедийный проектор; принтер; сканер; колонки компьютерные; графический планшет для рисования; цифровой фотоаппарат или видеокамера.

Санитарно – гигиенические нормы для работы школьников за компьютером Классы Норматив 1 класс 45 мин. в неделю 2 – 4 классы 1 час в неделю

Санитарные нормы и требования организации труда детей за компьютером: не превышать допустимую оптимальную продолжительность непрерывных занятий с компьютером; работу за компьютером заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин); гимнастику для глаз можно проводить в середине занятия с компьютером (одно упражнение).

В 2023-2024 учебном году в нашей школе началось препода-вание информатики в рамках внеурочной деятельности. Преподавание ведется по подгруппам во 2-4-х классах.

Преподавание информатики осуществляется по программе УМК Н.В. Матвеевой. Данная программа лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний, представлен в виде учебно – методического комплекта для трёхлетнего обучения.

Содержательные линии 2 класс Виды информации, человек и компьютер. Кодирование информации. Информация и данные. Документ и способы его создания.

Содержательные линии 3 класс Повторение: информация, человек и компьютер. Действия с информацией. Мир объектов. Компьютер, системы и сети.

Содержательные линии 4 класс Повторение: человек в мире информации. Понятие, суждение, умозаключение. Мир моделей. Управление.

В данный УМК входят: В данный УМК входят: Матвеева Н.В. и др. Информатика. 2 (3, 4) кл. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Информатика. Рабочая тетрадь для 2 (3, 4) кл. в 2-х частях, 2-е изд. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Информатика. Методический комплект: пособие + практикум на CD. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2022 г.; Матвеева Н.В. и др. Введение в информатику: Комплект из 12 плакатов + методическое пособие. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2023 г.

На  уроках  дети  учатся: описывать,  составлять  и  анализировать  алгоритмы; устанавливать  отношения  между  множества-ми  объектов  и  графически  изображать  их объединять  и  классифицировать предметы; описывать простейшие графы; решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.

Элементы пальчиковой гимнастики можно включать как до непосредственного занятия с компьютером, так и после. Упражнения для кистей рук учат напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время. «Кошечка»: Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3–5 раз. Кулачок – ладошка. Я иду, как кошка. Упражнения для пальцев способствуют формированию правильной постановке кисти и пальцев при работе с клавиатурой. «Мы топали»: Исходное положение. Надо ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным по слоговым проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли.

Результативность обучения

Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.