Статья на тему «Особенности патриотического воспитания в начальной школе»
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания младших школьников. Программа патриотического воспитания молодежи определена как одна из приоритетных в современной политике. Гражданственность, патриотизм фундаментальные качества личности, которые формируются с ранних лет. На протяжении тысячелетий исторического развития России большинство людей, проживающих в стране, и в смутные, и в спокойные времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали, что он патриот.
Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание.
Отечественная система образования в настоящий момент сталкивается со многими вызовами, которые затрагивают, как вопросы обучения, так и воспитания. Один из них связан с массированным воздействием со стороны прозападных сил и иностранных спецслужб, оказываемым на подрастающее поколение через сеть интернет с целью формирования протестных настроений и подрыва государственности России. Особенно уязвимыми в этой ситуации становятся обучающиеся с несформированными нравственными ценностями, прежде всего, патриотического характера. Данная проблема уже несколько лет назад была актуализирована на федеральном уровне, что нашло отражение в ряде нормативных документов. Этой теме посвящены и работы многих российских ученых, а также деятелей общественной мысли. Тем не менее, несмотря на большое количество исследований, посвященных патриотическому воспитанию, вопрос об особенностях данного процесса в начальной школе рассмотрен недостаточно, а их незнание или недостаточно полное понимание ведет к снижению эффективности деятельности учителя.
Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм и патриотическое воспитание? В настоящее время нет чёткости и однозначности в определении этих понятий. Впервые слово «патриот» начало употребляться в период первой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма [7].
В толковом словаре В. Даля это слово объясняется так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его».В данном понятие есть существенное уточнение понятия патриот – «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Для наших дней особенно актуально, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, делать всё возможное для ее возрождения, построения экономически мощной, политически стабильной державы [5].
С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Сравнительный анализ разных точек зрения свидетельствует о том, что патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине, своему Отечеству. Исходя из этого, патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Патриотизм представляют собой значимую часть общественного сознания, проявляется в поступках и деятельности человека.
Для того что бы дать определение патриотическое воспитание, нужно отдельно рассмотреть понятие воспитания. Под воспитанием понимают процесс целенаправленного формирования личности [8]. Согласно федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», под патриотическим воспитанием понимается воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается [4].
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о событиях 1941-1945 годов, социальные акции и др.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
-духовно-нравственное;
-историко-культурное;
-гражданско-правовое;
-военно-патриотическое;
-историко-краеведческое;
-героико-патриотическое.
-спортивно-патриотическое;
-социально-патриотическое [3].
В школе используются четыре группы методов патриотического воспитания по классификации Н.И. Болдырева и Н.К. Гончарова:
-методы убеждений;
-методы упражнений (приучений);
-методы поощрения[2].
Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов [5].
Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями [1].
Можно выделить следующие особенности патриотического воспитания в начальной школе:
Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает.
Эмоциональность. Данная особенность основывается на эмоциях. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
Активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений этого возраста огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества;
У младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине.
Ребенок младшего школьного возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты.
При осуществлении патриотического воспитания необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Использовать все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота – человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.
При воспитании школьников так же нужно учитывать возрастные особенности. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив.
Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь. Но надо всегда помнить, что патриотическое воспитание должно проходить в соответствии с возрастными и культурными особенностями детей, с учетом их национальности и религий.
Список литературы:
1.Использование методов убеждения в учебном процессе //Studopedia URL: https://studopedia.ru/13_4060_ispolzovanie-metodov-ubezhdeniya-v-uchebnom-protsesse.html (дата обращения: 16.03.2021).
2.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. - М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2005. - 176 с.
3.Направления, формы и методы патриотического воспитания школьников // urok.1sept URL: https://urok.1sept.ru/articles/675993 (дата обращения: 23.03.2021).
4.О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы": утв. Постановлением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г., № 1493. –Москва.
5.Патриотизм. Словари и энциклопедии //Academic -.URL: https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&from=xx&to=ru&did=&stype (дата обращения: 10.03.2021).
6.Патриотизм. Словари и энциклопедии //Academic -.URL: https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&from=xx&to=ru&did=&stype (дата обращения: 10.03.2021).
7.Понятие, цели и задачи патриотического воспитания // SpravochnickURL:https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_patrioticheskogo_vospitaniya/ (дата обращения: 09.03.2021).
8.Селиванов B.C Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: «Академия», 2000. - 336 с.
Потамошнева Наталья Алексеевна