Статья «Особенности использования информационных технологий в начальной школе»

6
6
Материал опубликован 22 July 2016 в группе

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности использования информационных технологий в начальной школе с учётом возрастных психо—физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

В современном мире информация имеет огромное значение. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе полученной информации формирует своё представление о нём.

Очень важно, чтобы человек научился правильно воспринимать мир, получая и обрабатывая полученную информацию. Необходимо уметь в огромном потоке информации отбирать только нужную, полезную информацию, грамотно и доступно излагать, правильно выбирать язык и форму предоставления информации, чтобы они были понятны окружающим.

Информационная деятельность человека включает в себя:

сбор информации;

обработку информации;

передачу информации;

хранение информации;

поиск информации;

защиту информации.

Для того чтобы получать и передавать информацию, выражать своё отношение к происходящему, людям необходимо общаться друг с другом. Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе.

С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно.

Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести уже в младшем школьном возрасте.

Создание компьютерных программ, позволяющих самостоятельно добывать знания, закреплять навыки, развивать творческие способности, меняет условия, в которых дети обучались ещё совсем недавно. Компьютер в жизни школьника является не только средством обучения, он позволяет педагогу направленно влиять на развитие памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка.

Под использованием информационных технологий в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых условий для его развития и активной творческой деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных

информационных технологий в школе, в том числе и начальной, можно выделить следующие:

I аспект – компьютер как объект изучения.

Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”;

II аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”.

В таком качестве компьютер используется при изучении разных учебных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

III — компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и делать, тем самым, обучение процессом более творческим.

Использование компьютерных технологий на уроке позволяет сделать урок более интенсивным, осуществить дифференцированный подход к учащимся, повысить эффективность учебного процесса, создать дополнительный стимул (что особенно важно при безотметочном обучении).

Возможности ИКТ могут быть использованы на различных этапах урока:

при объяснении нового материала;

повторении;

закреплении;

для контроля над усвоением изученного материала (тестирование и т.д.).

А также, при выполнении домашнего задания в виде творческих работ:

презентации на заданную тему;

рисунки, чертежи;

графики, диаграммы;

рефераты и пр.

В настоящее время в нашем лицее все учебные кабинеты начальной школы оснащены современными компьютерами, экранами и проекторами, многие из них – интерактивными досками. Это даёт учителю дополнительные возможности реализации своих целей. Ребёнок же чувствует себя участником современного образовательного процесса. Он имеет возможность не только видеть то, что демонстрирует учитель, но и быть полноправным участником.

Учитель начальной школы должен учитывать возрастные особенности младших школьников (физиологические, психологические) при использовании ИКТ.

Во—первых, дети ещё не умеют читать (в 1 классе) или читают медленно, не воспринимают текст в большом объёме. Следовательно, текст должен быть:

минимальным;

ёмким по содержанию;

доступным, простым для понимания (без использования сложной терминологии, графиков, диаграмм и т.д.).

Во—вторых, наиболее развито в этом возрасте наглядно—образное мышление. Это значит, что для демонстрации учебного материала должны использоваться яркие картинки. Красочное, доступное изложение материала способствует быстрому запоминанию и лучшему усвоению.

Лучше, если картинки будут статическими, чтобы ребёнок мог не только смотреть, но и сам двигать, переставлять предметы. Это ещё одна физиологическая особенность младшего школьного возраста - дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности (например, для первоклассников от 200 до 9000 движений в час).

В-третьих, учитывая современные тенденции развития образования, необходимы иные подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником, методы работы, которые реализуют поставленные цели. В докладе Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 9 декабря 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» подчёркивается необходимость смены технологии обучения. В докладе отмечается, что «...передача готовых знаний перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

Среди приоритетов образовательной политики России – создание таких условий для повышения качества общего образования, как опыт самостоятельной деятельности и формирование ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (социальных, коммуникативных, информационных, толерантности и самообразования), а не только знания, умения, навыки (ЗУНы).

Если при традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания (вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна), то при проблемном введении материала ученики самостоятельно формулируют вопрос для исследования. Методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Зачастую ученики начальных классов лишены возможности участвовать

в различного рода конкурсах, викторинах, олимпиадах в силу своих возрастных особенностей. Такая возможность появляется только в 4 классе. По моим наблюдениям могу сказать, что дети уже к концу первого класса способны проявить свои способности: они уже умеют читать, считать, писать, имеют определённый багаж знаний. Мои ученики – постоянные участники дистанционных интеллектуальных конкурсов, турниров и викторин.

Надо заметить, что участие в дистанционном конкурсе обязывает к выполнению некоторых условий организаторов. Обязательным условием при участии в дистанционных конкурсах и викторинах является выполнение работы на ПК, т.е. ребёнок должен владеть навыками работы в Word, PowerPoint, Paint и др.

При работе с Internet уместно говорить о культуре общения в информационном пространстве, в частности об авторском праве.

Нельзя забывать и о здоровьесбережении, необходимо выполнять требования СанПина: работа ребёнка за компьютером должна быть строго регламентирована, обязательно должна выполняться гимнастика для глаз, необходимо проветривание помещения и влажная уборка. ­

Хотелось бы отметить, что лишь использование компьютера как средства обучения помогает учащимся из разряда наблюдателей за процессом учения перейти в разряд участника учебной деятельности. Именно это способствует формированию ключевых компетентностей и повышению качества знаний учащихся.

Литература

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М., Баласс, 2005;

Клочкова Т.В. Использование информационных технологий в начальной школе. http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/1/II-1-17.html;

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. ВАКО. 2004;

Макарова Н.В. и др. Информатика и ИКТ. СПб. Питер. 2007.

Комментарии

В нашей небольшой сельской школе все учебные кабинеты и начальной школы и среднего звена оснащены современными компьютерами, экранами имультимедиа проекторами.Во всех кабинетах школы и детском саду имеются интерактивные доски. Наши учителя свободно владеют всем этим оборудованием. Во всех кабинетах начальных классов есть мобильные классы. У каждого ученика есть свой ноутбук. Во всех кабинетах есть интернет. Это даёт учителю дополнительные возможности реализации своих целей. Ребёнок же чувствует себя участником современного образовательного процесса. Он имеет возможность не только видеть то, что демонстрирует учитель, но и быть полноправным участником. И конечно учителя учитывают возрастные особенности учеников.

24 July 2016

Как здорово! Мария,Вам могут позавидовать многие учителя и ученики даже из больших городов!

24 July 2016

А это так и есть! Когда приезжают учителя из других школ, они удивлены.

24 July 2016
Ответ для

Еще бы! И учителя молодцы у Вас - осваивают все это... Некоторые учителя со стажем уже не хотят учиться и не воспринимают новые технологии. Успехов Вам и Вашим коллегам!

24 July 2016
Ответ для

У нас все учителя начальных классов за 50! Но в освоении нового всегда впереди всех!

24 July 2016
Ответ для

Молодцы какие! Так держать!

24 July 2016

Похожие публикации