Статья на тему «Особенности преподавания изобразительного искусства в разновозрастных группах»
Храпылина Валерия Юрьевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник», город Краснодар
«Особенности преподавания изобразительного искусства в разновозрастных группах»
Процесс обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей, обучающихся: памяти, внимательности, темперамента, скорости усвоения нового материала. Важно учитывать и характерные черты различных возрастных периодов.
Группы обучающихся изобразительному искусству являются разновозрастными. Возраст обучающихся колеблется от 7 до 12 лет. Эта возрастная категория детей, как и другие, имеют свои особенности и характеристики:
1. Обучающиеся 7-11 лет.
К 7 годам, когда ребенок начинает посещать школу, у него формируется осознанное отношение к своим обязанностям, учебная деятельность и посещение дополнительных занятий становится основой развития. Это период, когда ребенок получает основные знания, формирует умения и навыки. При правильном подходе дети учатся проявлять инициативу, получать удовольствие от творчества и созидательного труда.
Однако отношение к образовательному процессу у детей может быть разным. Они не сразу привыкают к учебной нагрузке, большому количеству уроков и занятий.
2. Обучающиеся 12-13 лет.
В подростковом возрасте приоритетом становится не учебная деятельность, а отношения со сверстниками. Ребенку хочется завоевать авторитет среди товарищей. Задача взрослых — помочь ему в этом, важно поддерживать с ребенком конструктивный диалог, находить доступные объяснения сложным понятиям, приводить примеры из жизни, разговаривать с ребенком на одном языке. Тогда обучение будет в удовольствие.
Это период самоидентификации. Подросток воспринимает себя как часть некой социальной общности (этнической, расовой, религиозной и др.). Проявляется интерес к выбору будущей профессии, осознание себя как взрослого человека.
Сложность работы в разновозрастных группах заключается в том, что обучающиеся находятся на разном уровне психологического, социального и физического развития. Педагогу необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, приспосабливаться и применять свои компетенции, навыки, умения, что зависит не только от опыта и квалификации. Молодые педагоги должны применять различные техники и методики обучения и воспитания детей.
Рассмотрим один из примеров такой методики при изучении цветового круга И. Иттена в разновозрастной группе.
Обучающимся было предоставлено два вида круга разной сложности.
Первая классическая версия цветового круга И. Иттена (Рисунок 1) предлагается детям 7-11 лет: в центре расположены основные цвета (красный, жёлтый, синий), смешивая их, получаются составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый), круг состоит из 12 цветов.
Рисунок 1 - Классическая версия цветового круга И. Иттена
Вторая версия, усложнённая (Рисунок 2), предлагается детям 12-13 лет: внутренний (малый) круг – разбелы цветов, внутренний (средний) круг – чистые цвета, внешний (большой) круг – смешение с черным, в каждом круге 12 цветов.
Рисунок 2 - Гармонизатор «Цветовой круг»:
1. Диаметрально-контрастная пара. 2‒3. Предельно-контрастные цвета.
4. Классическая триада. 5. Контрастная триада.
6. Аналогичная триада. 7‒9. Четыре гармоничных цвета
Задание каждому обучающемуся выдавалось индивидуально, в зависимости от творческих способностей, темперамента и возраста.
Младшим школьникам и старшим обучающимся, которые только начали обучение и не обладают достаточными художественными способностями, выдавался первый вариант круга. Детям с более развитыми художественными способностями, независимо от их возрастной категории, выдавался второй вариант.
По результатам работы определялась степень понимания и способностей детей.
Такие методики упрощенных и усложненных вариантов изучения одной темы позволяют обучающимся постепенно познавать терминологию изучаемого предмета, вникая в тему и более качественнее, в дальнейшем, применять на практике полученные знания.