12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44479
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
21

Особенности работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературы в 6 классе. Из опыта работы


Особенности работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературы в 6 классе. Из опыта работы


Легоцкая В.С,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска


Пояснительная записка


           Грамотность в чтении, как известно, предполагает способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Продуманная система упражнений при работе с текстом поможет решить проблему формирования грамотного чтения. Поделюсь опытом работы при изучении повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания

(гл. 14, отрывок из повести)

Тогда Филька сунул свой апельсин за пазуху, чтобы поделиться им с Таней. Ничего не мог он съесть один – ни сладкого корня, который находил в лесу, ни весенней заболони лип, ни шмелиного меду, ни кислого сока у муравьев. Но Тани не было в толпе ее гостей. Куда она ушла? Что с ней? Она была сегодня печальна.

Филька заглянул в другую комнату, где было темно и на кроватях лежали шубы. Ее и тут не было. Тогда он отправился на кухню и в сенях увидел Таню. Она незаметно пробиралась к дверям. Она была уже в дошке и, нагнувшись, затягивала у щиколотки ремешки своих новых торбасов.

Филька молча отодвинулся, заслонив ее от взглядов гостей. Таня вышла на крыльцо. Воздух столбами подымался вверх и на страшной высоте превращался в тонкие облака, волочившиеся по освещенному небу. И сквозь них, точно сквозь прозрачное стекло, затуманенное дыханием, виднелась небольшая холодная луна.

Таня ступила на снег, стараясь не скрипеть. Легкая сверкающая мгла посыпалась ей на плечи, на лицо. Она провела рукой по своей непокрытой голове и вышла за ворота. Она бегом пересекла улицу и остановилась у дома, где жила Женя. Он был весь окружен сугробами.

Таня присела на снег и посидела немного, стыдясь заглянуть в окно. Потом забралась на сугроб. Окно приходилось как раз перед глазами. И сквозь стекло был виден свет, похожий на луну смутной своей белизной. Это горели свечи на елке. И вокруг нее двигались дети. Тени их проплывали мимо неподвижного взора Тани, и в каждой она узнавала Колю. Голова ее пылала на морозе. А она все глядела. И тени плыли и плыли, как в сумрачном царстве воды. И только одна оставалась неподвижной, более глубокая и черная, чем другие, – тень огромной рыбы с опущенным хвостом. Но и она вскоре поплыла. Она двигалась то вверх, то вниз, то становилась косо поперек всего стекла. И даже пузырьки, которые она выпускала изо рта, были отлично видны.

«Что это? – с диким страхом подумала Таня. – Ах, это аквариум Жени, который стоит на окне». Но вот чьи-то темные руки протянулись к окну, и рыба исчезла. Исчезла и вся волшебная картина, долго занимавшая Таню. Кто-то спиной заслонил окно. Близко стукнула дверь на крыльце. Таня быстро присела. Она соскользнула с сугроба и, перескакивая через снег, через лед, через мерзлые доски палисада, помчалась прочь. Она бежала бог весть куда, блуждала без направления, пока волнение ее не утихло. Но какая глубокая грусть все еще теснила ее существо!

Таня не решалась войти в свой дом. Она постояла еще у себя во дворе под забором за стволом березы, скрывавшей ее от всех.

Что со мной? – говорила она, неизвестно к кому обращаясь. – Что со мной? Откуда это все, скажите мне кто-нибудь!

Береза молчала, и шумела одна только ель, неохотно пропуская сквозь хвою холодный воздух.

Филька вышел без шапки на крыльцо и тихо окликнул Таню. Она не отозвалась. Он выглянул даже за калитку и побрел назад. И только когда он скрылся, Таня вернулась в дом. Она вошла в свою комнату, где дети по-прежнему кружились вокруг ее отца. А на стуле стоял Коля и менял догоревшие на пихте свечи. При виде его у Тани не хватило дыхания. Она покачнулась. Волосы ее были влажны от инея, вся одежда в снегу.

Таня, где ты была? – спросил с тревогой отец.

Я выходила на улицу подышать. У меня закружилась голова.

Так иди же приляг на мою постель, – сказала мать.

Коля соскочил со стула и подошел к Тане совсем близко.

Подожди, – сказал он, – я хочу показать тебе свой подарок. Я ходил за ним далеко к знакомому китайцу.

Он принес ей сначала целую кучу мотылей – тонких червячков, более красных, чем ягоды лесного шиповника. Она положила их на лежанку, где сушились дрова. Затем он показал ей маленький аквариум, в котором плавала золотая рыба. Она была большая, с опущенным хвостом, похожим на длинное платье. Она толкалась в стекло. Она едва помещалась в своих прозрачных стенах. Листики зелени плавали сверху на воде.

Таня сказала:

Ты ходил за ней к китайцу? Это совершенно напрасно. Я не держу, как Женя, рыбок за стеклом на окне. Придется ее зажарить.

Коля сдвинул брови, глаза его стали темней, непроницаемей. Он как будто не слышал слов Тани. Только руки его ослабели, аквариум закачался, рыба, плеснув хвостом, всплыла наверх, и несколько капель воды пролилось через край на пол.

Коля подошел к старухе, весь вечер стоявшей в дверях.

Няня, – сказал он, – зажарьте эту рыбу с картошкой, Таня просит.

Да, да, – сказала Таня, – зажарьте ее, няня. Она очень вкусна. Она из породы карасевых.

И, подойдя к отцу, она взяла его за руки:

Папа, мы будем с тобой сегодня много танцевать. Ты хорошо танцуешь.

И вот ноги ее, так много пробежавшие сегодня по сугробам и по снегу, снова начали двигаться – теперь уже по гладкому полу. Она поднималась на цыпочки, чтобы закинуть руку на плечо отца. И когда голова ее, немного запрокинутая назад, уставала, Таня нагибалась и лбом прижималась к его рукаву. А руки отца слегка покачивали ее. Она склонялась туда и сюда, как речная трава, выросшая на тихом течении. И он был счастлив, улыбался. Наконец-то он был вознагражден за свои старания, которые, казалось ему, сегодня были напрасны, за свои богатые подарки, за веселую пляску, за апельсины во льду, за несколько капель вина, которые разрешил он выпить детям.


1. «Филька сунул свой апельсин за пазуху, чтобы поделиться им с Таней. Ничего не мог он съесть один…» О каких чувствах Фильки говорят эти слова?


2. Увидев, что Таня «незаметно пробиралась к дверям», Филька «молча отодвинулся, заслонив ее от взглядов гостей». Как вы думаете, зачем Филька это сделал?


3. Почему Таня, подойдя к дому Жени, стыдилась заглянуть в окно?


4. Когда Таня вернулась домой и увидела Колю, то у нее «не хватило дыхания». Как вы объясните такую реакцию? Какие устойчивые выражения со словом «дыхание» вы знаете?


Материал для справок 1.

Смерть

До последнего дыхания (вплоть до самой смерти)

До последнего издыхания (вплоть до самой смерти, гибели)

При последнем издыхании (в состоянии, близком к смерти)

Испустить последнее дыхание (умереть)

Затрудненное дыхание

Перехватывает дыхание (1. становится трудно дышать кому-либо; 2. кто-либо испытывает сильное волнение и поэтому неровно, с трудом дышит)

Запирает дыхание (становится трудно дышать)

Затаив дыхание (1. сосредоточенно, напряженно вслушиваясь; испугавшись; 2. с большим интересом, вниманием)

Переводить дыхание (глубокими вздохами успокаивать дыхание, начинать снова дышать ровно)

Ни гласа ни воздыхания (ни звука, полное молчание)

Дыхание севера (веяние холодного воздуха, холодный ветер с севера)


5. Напишите рекомендации для актрисы, играющей роль Тани в кинофильме по повести. Какими

должны быть голос, жесты, наряд? Какие рекомендации вы дадите актрисе по поводу прочитанного отрывка?

6. «Коля сдвинул брови, глаза его стали темней, непроницаемей. Он как будто не слышал слов Тани». Объясните реакцию Коли? О каких душевных переживаниях это может говорить?


7. Какова роль цветовых прилагательных в представленной цитате? Почему автор выбирает сравнительную степень? Что таким образом достигает автор?


8. Подберите синонимы к слову непроницаемый. Почему у вас получились такие разные синонимы? С какими существительными сочетаются названные нами прилагательные?


Материал для справок 2.

Синонимы к слову «непроницаемый» (а также близкие по смыслу слова и выражения)

непроглядный, сплошной, густой

непрозрачный, плотный, тёмный, чёрный, густой, толстый

невидимый, таинственный, сокрытый, незримый

плотный, закрытый

непрозрачный, мутный, тусклый

скрытый, беспросветный

непроглядный, тёмный, мрачный, беспроглядный, тусклый, пасмурный

непроглядный, безымянный

густой, дремучий

гробовой

воздухонепроницаемый, герметичный, герметический


9. Перечитайте описание танца Тани. В чем смысл сравнения Тани с «речной травой, выросшей на тихом течении»? Вспомните, что такое сравнение? Каковы выразительные возможности сравнений? Как могут выражаться сравнения?


Материал для справок 3.

Рассмотрите таблицу. Расскажите о способах выражения сравнений в русском языке.

t1712003831aa.jpg

10. Придумайте сравнения для описания Тани в то время, когда она наблюдала за Колей под окнами Жени. В чем смысл сравнения?


11. Почему был счастлив отец Тани? Можно ли сказать, что в танце выражается душа человека?

Психологи утверждают, что «танец – это искусство, которое не только позволяет выразить себя через движение и музыку, но и глубоко воздействует на наши эмоции». Как вы думаете, изменился ли эмоциональный мир Тани и ее отца после танца? Изменились ли эмоции всех других героев повести после праздника? Каким образом?


12. Близки ли вам переживания героев повести? Расскажите об этом, используя различные средства художественной выразительности (письменный ответ на вопрос 5-7 предложений).


Использованная литература


1. Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» file:///C:/Users/Сергей/Desktop/Дикая%20собака%20Динго.pdf

2. Карта слов и выражений русского языка https://kartaslov.ru/

4. Формы выражения сравнения. Таблица.

https://5literatura.net/datas/literatura/Sredstva-rechevoj-vyrazitelnosti/0006-006-Sposoby-vyrazhenija-sravnenija.jpg

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 02.04.24 в 07:53 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Вера Сергеевна! Сохраню. Интересная работа!
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.04.24 в 08:31 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Юлия Васильевна, мне очень приятно, что материал Вам понравился.
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.04.24 в 13:12 2Ответить Пожаловаться
Браво,Вера Сергеевна! Отличная работа!
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.04.24 в 18:39 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, я старалась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.