Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры
Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры
О.А.Реброва
МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им. А.С.Пушкина
Пензенская обл., р.п.Колышлей
Технологическая карта урока
Урок родной русской литературы
Класс: 5
Учитель: Реброва Оксана Александровна
Цель для ученика, или предметный результат | Цель для учителя |
Показать, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки. | Создание условий для постижения детьми особенностей произведения как выражения явлений русской культуры |
УУД, или метапредметные результаты:
Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.
Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.
Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.
Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, умение использовать знаково-символические средства
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация познавательной деятельности | |
Сказки А.С.Пушкина мы знаем с самого раннего детства, любим их. Сегодня на уроке мы обратимся к первой сказке, которую создал А.С.Пушкин, соревнуясь в творчестве со своим учителем В.А.Жуковским. Это «Сказка о царе Салтане…», литературная сказка. Интересен тот факт, что изначально сказки А.С.Пушкин писал не для детей, а для взрослых. Хотите знать почему? Тогда надо «окунуться» в художественный мир этой удивительной сказки | Использую приём интриги, чтобы привлечь внимание ребят, мотивирую на работу. Применяю приём активного слушания. Ребята включаются в работу. |
Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания | |
Работа с сюжетом сказки. Дома вы прочитали сказку и определили её основные события, выписав ключевые слова. Проверяем домашнее задание, восстанавливаем цепь событий сказки Фронтальный опрос Как вы думаете, сколько сюжетов народных сказок соединил писатель в своей сказке? Сюжет об оклеветанной жене, которая впоследствии обретает счастье, сюжет о чудесной деве. А.С.Пушкин придумывает сам сюжет о чудесном острове Буяне, который создала царевна Лебедь в награду за своё спасение для Гвидона. Это особенность сюжета | Приём «Выпиши ключевые слова». Разговор трёх девиц подслушан царем; свадьба; царь идёт на войну; родился сын; зависть сестер и тетки, клевета; бочку бросили в море; Гвидон вырос, убил коршуна, избавил царевну Лебедь. Царевна Лебедь подарила Гвидону город, белку, 33 богатыря, её братья, стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками. Приезжает царь Салтан к Гвидону. Обман раскрыт. Завистницы прощены. Радость. |
Работа с заголовком Назовите полное название сказки о царе Салтане В чём особенность названия сказки? Для сравнения предлагаю названия произведений древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского», «Сказка о Бове королевиче», «Сказание о Мамаевом побоище». Прошу вспомнить названия русских народных сказок («Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Заячья избушка» и др.) Сравните названия и определите особенности названия сказки А.С.Пушкина. - Что таким названием хотел подчеркнуть писатель? | «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина Сравнительный анализ В названии сказки А.С.Пушкина определены жанр, главные герои и дана их характеристика. Этим сказка Пушкина схожа с названиями древнерусских произведений. Это особенность названия сказки Связь его сказки с духом Древней Руси |
Работа с жанром. Учитель просит ребят вспомнить определение сказки научное и образное. Задание: соберите из отдельных слов определение сказки. Вспомните, «сказкино выражение» о себе, о сказке. На основании определений расскажите об особенностях жанра сказки, вспомните, какие бывают сказки. - Название сказки А.С.Пушкина входит в противоречие с какой особенностью жанра? | Приём «Конструктор терминов» Сказки – произведения занимательного повествовательного жанра, в основе которых лежат вымышленные события и герои, действуют волшебные силы. (Данное определение ребята складывают из отдельных слов) Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок Ребята отмечают, что содержанием сказок, как правило, является борьба добра со злом. Сказки делятся на народные и литературные. В народных сказках не сохранились имена авторов. Пушкин утверждает, что его сказка не ложь, в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет» |
Определение темы и постановка целей урока | |
Сформулируйте цель, вставив в формулировку пропущенные ключевые слова «Раскрыть, как в … А.С.Пушкина отражаются явления русской … и как эти явления проявляются через … сказки» Сформулируйте тему урока, продолжив фразу «Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение …» | Ребята формулируют тему и цель урока |
Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои | |
А сейчас наша задача – найти особенности образов сказки Главные образы сказки, заявленные в заголовке, - это Салтан, Гвидон и царевна Лебедь. Даётся информация на слайдах о происхождении названий. Слайд 1. Салтан. Происхождение его имени учёный Демин В.Н. трактует от корней «сал/сол» - Солнце и «тан» - владыка, повелитель. Получается или «солнечный правитель» или «владыка солнечной земли», что весьма логично для царя восточных земель. А владения Солнечной династии лежали на Востоке – где же ещё им быть, как не в стороне восходящего Солнца? Восточному имени царя "Салтан" (властитель) противостоит западное имя, которое получает его сын. Слайд 2 "И нарекся князь Гвидон ". 1. др-германское (Gwidon) "лесной, живущий в лесу; широкоплечий" 2. от итальянского guidare "править, водить, управлять " Пушкин не мог не обратить внимания на значения имен. Остров Гвидона лежит не просто западнее царства Салтана; чтобы вернуться домой, гостям следует проплыть "мимо острова Буяна". Остров Буян связан не столько с народной сказкой, сколько с заговорами, в них он выступает как "центр мира". Мимо этого острова регулярно курсируют купеческие корабли, остров этот они посещают на обратном пути, возвращаясь из еще более западных стран, и каждый раз докладывают царю Салтану, что "за морем житье не худо". "Центр" делит мир на две части: Запад и Восток. Слайд 3 Лебедь поэтический образ прекрасной девы из русского фольклора, которая возникает из глубины морских вод и белоснежной морской пены. На удивительной картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь» предстаёт перед нами в туманном, белокрылом одеянии утренней Царицы Зари-Зоряницы (см. славянские мифы), величаво выплывающей из тьмы ночи, или сияющей вечерней Царицы, уходящей в ночную тьму и бросающей свой прощальный взгляд, полный грусти и доброты. В прекрасном образе юной Девы воплощён символ русской девичьей красоты, величия и таинственной прелести русских сказочных красавиц. [1] На какой образ из русских народных сказок похож образ царевны Лебеди? Что общего между этими образами? Посмотрите внимательно на картину и составьте ассоциативный ряд к образу царевны Лебедь К слову, в скандинавской мифологии существуют лебединые девы — валькирии, владеющие способностью принимать вид лебедей. | Групповая работа (3 группы). Текстовая стратегия «Тонкие и толстые вопросы» Ученики делятся на 3 группы и каждая группа работает с информацией одного слайда: придумывают вопросы к тексту для ребят других групп. Парная работа (3 пары) Перевести словесный текст слайда в графический (схема, рисунок, кластер и т.д.) После групповой и парной работы смотрим, могут ли графические тексты дать ответ на вопросы ребят. Удачные графические тексты переносим в тетради. Учитель может задать вопрос: - Что хотел сказать писатель, наделив такими именами своих главных героев? (восточное и западное имена отца и сына показывают, как противоположны они в сказке и как трудно этим противоположностям встретиться. Почти невозможно. Но в сказке происходят чудеса, и противоположности притягиваются. Имена Салтан и Гвидон в сказке Александра Сергеевича Пушкина – только его собственная фантазия!) Просмотр картины А.Врубеля «Царевна Лебедь» Царевна Лебедь – Василиса Премудрая. Умение оборачиваться в лебедя. Царевна Лебедь – Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, русская красавица и т.д. |
А кто ещё в сказке мог оборачиваться в животных? | Царь Гвидон оборачивался трижды в комара, муху и шмеля, чтобы с острова Буяна попасть «в царство славного Салтана» |
Анализ музыкального отрывка | |
Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Задание к прослушиванию: представьте, что вы снимаете фильм по данной сказке. Вообразите, что происходит в вашей сказке под эту музыку. После прослушивания спрашиваю, к какому эпизоду из сказки подойдет данная музыка. Говорю, что это знаменитый «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова. Затем включаю отрывок из фильма «Сказка о царе Салтане» режиссёра А.Л.Птушко киноконцерна «Мосфильм» | Ребята слушают музыку и представляют, что под нее происходит в сказке. Затем просматриваем фильм и сравниваем своё видение с режиссерским. Делимся впечатлениями |
Анализ образной системы. Второстепенные герои | |
Кроме главных, заглавных героев, в сказке еще много интересных образов, на которые хочется обратить ваше внимание. Кто-то из них является помощниками героев, а кто-то – вредителями. Это следование канонам традиционной русской народной сказки. Назовите «вредителей». Какое значение имеет суффикс -их- в словах «ткачиха» и «повариха»? А кто такая Бабариха? Предположите, как может быть образовано это слово, каково значение суффикса? Какой словарь нам может помочь выяснить значение слова? Почему Бабариху называют сватьей. Кто такая сватья? Работа с текстом. Приём «Конспект» Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова в текст-конспект. В старые времена суффикс -их- обозначал…. В отличие от суффикса -ш-, суффикс -их- применялся для наименования жён лиц… звания. После революции 1917 года, когда женщина получила равные с мужчиной права, этот суффикс стал обозначать…. , но приобрёл …оттенок значения. Лишь небольшое количество слов в этом значении имеет нейтральный оттенок. Например, … Итак, суффикс -их- имеет следующие значения: 1)… 2)… 3)… 4)… | Аналитическая беседа с опорой на текст «Вредители» – ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха Суффикс -их- в старые времена редко использовался для обозначения лица по профессии. Как и суффикс -ш(а), его применяли для обозначения жен по мужу. Однако если суффикс -ш(а) был «генеральского» пошиба, обслуживал, как сейчас говорят, элиту общества (вплоть до 1917 года он активно использовался при наименовании жены по мужу с высоким чином и званием, например «сенатор — сенаторша», «губернатор — губернаторша»), то суффикс -их(а) был попроще, применялся для наименования жен лиц низшего звания: дворник — дворничиха, дьяк — дьячиха, мельник — мельничиха, пономарь — пономариха, староста — старостиха, столяр — столяриха, ямщик — ямщичиха, кузнец — кузнечиха, купец — купчиха. А жены дома сидели, занимались хозяйством, кухней, шитьем. Поэтому суффикс -их(а) лишь в редких случаях участвовал в образовании существительных со значением «действующего» лица: «сторожиха», «повариха», «ткачиха», «портниха». Например, слово «врачиха» стало употребляться не как «жена врача», а как обладатель конкретной профессии. В современном литературном языке закрепилось только несколько слов с суффиксом -их(а), имеющих нейтральный оттенок: «ткачиха», «портниха», «пловчиха» и некоторые другие. Все остальные подобные слова имеют сниженный стилистический оттенок значения, порой пренебрежительный. Возможно, тут сказываются и нежелательные ассоциации с названием животных (Ср.: слон — слониха, заяц — зайчиха, журавль — журавлиха, кролик — крольчиха). Да еще сохранились старые ассоциации с названиями жен по мужу с пренебрежительным оттенком. [2] Ребята говорят, что в словах «ткачиха» и «повариха» суффикс -их- имеет значение «лицо по роду занятий». А вот что значит Бабариха непонятно сразу, так как нам неизвестно производящее слово, хотя можно предположить, что оно значит по сходной словообразовательной модели. Найти ответ можно в этимологическом словаре: Работа с этимологическим словарём В.И Даля Бабръ м. сиб. Зверь, равняющийся по лютости и силе льву; тигр, царский тигр. |
Назовите «помощников» - Как вы думаете, кто такие 33 богатыря? Почему именно 33? Какие ассоциации с числом 33? - Вспомните пролог поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья…» Кем там является Черномор? А в этой сказке? Почему А.С.Пушкин показывает этот образ противоречивым? (Образ Черномора – это авторский образ, навеянный, с одной стороны, сказочным старичком Сам с ноготок, голова по локоток из русской народной сказки, с другой стороны, в славянских мифах есть Белобог и Чернобог, олицетворяющих добро и зло. Нельзя пренебрегать и ассоциацией с Чёрным морем. Белка в сказке – фантазия писателя.) Есть в сказке образы корабельщиков. Как вы думаете, кем они являются в сказке и есть ли подобные образы в русских народных сказках? | «Помощники» – 33 богатыря и дядька Черномор, белка. Ребята высказывают свои предположения по поводу происхождения слова «Черномор», опираясь на читательский опыт. Индивидуальная работа со словарём. Корабельщик – 1. Владелец корабля, моряк устар. 2. То же, что кораблестроитель разг. Корабельщики в сказке играют роль вестников, они передают информацию, торгуя товаром. |
Включение в систему знаний и умений новых знаний | |
Итак, что вы можете сказать об особенностях образной системы сказки? Какие образы использует А.С.Пушкин? | Очень много образов, придуманных самим А.С.Пушкиным, но они возникли под влиянием образов, в первую очередь, русских народных сказок, во-вторых, славянских мифов, в-третьих, западной литературы и мифологии |
А сейчас подведем итоги урока. Какую мы ставили цель? Достигли мы цели? Каковы особенности «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина? Почему сказку А.С.Пушкина можно назвать сказкой для взрослых? | Ребята подводят итог урока. Составление кластера «Особенности «Сказки о царе Салтане…»» Вспоминают, какие особенности сказки были выделены в ходе урока: особенности названия, сюжета, жанра, образов |
Рефлексия | |
Назовите тот момент урока, когда, на ваш взгляд, было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно Что вам больше всего запомнилось на уроке? | Эмоционально - … Познавательно - … Удивительно - … |
Домашнее задание | |
Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон». Вопросы: Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки? Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы? Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится? Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию |
[1] https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/31/etimologiya-imyon-iz-skazok-a-s-pushkina
[2] http://rt-online.ru/p-rubr-kult-35616/
Литература
Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021
А.С.Пушкин Сказки. – М.: Детская литература, 1986
С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990
В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.1. – М.: Русский язык, 1989
Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1990
Самоанализ урока
Урок родной русской литературы «Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры» был проведён в 5 классе. Следует отметить, что предмет «Родная русская литература» является новым предметом, программа и учебник к которому появился лишь в этом учебном году. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Творчество А.С.Пушкина, в частности сказки, является богатейшим материалом для учащихся 5-6 классов, на основе которого учитель может организовать работу по погружению в русскую национальную культуру.
Цель урока: показать, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации урока: групповая, парная, фронтальная
Методы: анализ, синтез, наблюдение над языковыми фактами, сравнение, эвристический метод
Автор-разработчик: Реброва Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им.А.С.Пушкина
УУД, или метапредметные результаты:
Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.
Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.
Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.
Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, формирование умения использовать знаково-символические средства
УМК: Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021
На этапе «Мотивация познавательной деятельности» применяю прием интриги: сообщаю ребятам интересный факт, что помогает мне завладеть вниманием ребят и настроить их на работу.
На этапе «Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания» использую приём «Выпиши ключевые слова», который быстро и эффективно помогает вспомнить содержание сказки. После проверки домашнего задания работаем с заголовком текста. Здесь использую сравнительный метод. Для этого предлагаю ребятам сравнить названия древнерусских произведений и русских народных сказок. Через сравнение мы приходим к нужному нам выводу: выделяем особенность сказки, которая отражена в заглавии произведения. Далее работаем с жанром. Определить особенность жанра нам помогает приём «Конструктор терминов».
На этапе «Определение темы и цели урока» ребята вставляют пропущенные ключевые слова в название темы и формулировку цели. Такая форма работы эффективна в 5 классе, так как навык определения темы и цели только формируется у детей, тем более данный предмет детям еще не совсем привычен.
Этап «Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои». На этом этапе использую групповую и парную работу одновременно. Использую стратегию «Тонкие и толстые вопросы» для групповой работы и приём «Кластер» для парной работы. Это позволяет эффективно совместить работу на развитие умения составлять вопросы по тексту и умение переводить словесную информацию в графическую. Данная работа стимулирует глубокое осмысление текста. В ходе работы с текстами знакомлю ребят со знаменитой картиной А.Врубеля «Царевна Лебедь», работа над которой помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление. Знакомство с произведениями разнообразных видов искусства помогает влиять на разные чувства учащихся, а это является условием крепких знаний. Далее знакомимся с музыкальным отрывком Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Это развивает музыкальный слух, ассоциативное мышление, фантазию учеников и знакомит их с сокровищницей русской культуры, что важно на данном уроке.
Следующий этап – «Анализ образной системы. Второстепенные герои». Продолжаем работать с образной системой произведения. Второстепенных героев делим на «вредителей» и «помощников». При анализе образов «вредителей» заостряем внимание на строение слов «ткачиха», «повариха» и «сватья баба Бабариха». Предлагается текст об истории происхождения суффикса -их-. На данном этапе использую приём «Конспект». Предлагаю пятиклассникам вторичный текст в форме конспекта, куда необходимо вставить пропущенные слова и выделить все значения суффикса. Этот приём учит ребят ранжировать информацию на главную и второстепенную, что является важным навыком, необходимым для жизни, и формирует познавательный интерес к русскому слову, родной литературе. Использую элемент исследовательского метода при работе со словом «Бабариха». Привлекается этимологический словарь, в котором находим значение слова «бабръ», и это помогает нам определить смысл непонятного нам слова. Кроме того, делаю акцент на словообразовательную модель предложенных для анализа слов. При работе с образами «помощников» привлекается информация русских народных сказок, славянских мифов, развиваем ассоциативное мышление, мы учимся находить сходные образы в русской литературе и фольклорных произведениях, что является необходимым навыком работы с текстом. Привлекается толковый словарь С.И.Ожегова, в котором находим значение слова «корабельщики». Таким образом, происходит воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.
На этапе «Включение в систему знаний и умений новых знаний» использую прием «Кластер», ключевая фраза которого «Особенности «Сказки о царе Салтане…»» Данный прием помогает подвести итог урока, свести всю информацию воедино. Ребята соглашаются с тем фактом, что данная сказка писалась А.С.Пушкиным для взрослых, ведь так много в ней особенностей, отличающих её от традиционной детской сказки.
На этапе «Рефлексия» прошу назвать тот момент урока, когда было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно. В результате рефлексивного анализа мы приходим к выводу, что цель урока достигнута.
Домашнее задание: Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон».
Вопросы:
Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки?
Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы?
Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится?
Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию
Домашнее задание ориентировано на указание особенности русских текстов: взаимосвязи природы и человека, на одушевление природы, что является важной чертой русской литературы.
Ценность данного урока в том, что в результате работы на уроке ребята погружались в стихию русского мышления, русского языка, русского духовного мира.