Выступление «Оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС 2021 г.»
Тема: «Оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС 2021 (основное образование)»
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Слайд 2. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Слайд 3. Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.
Слайд 4 Новый ФГОС, как и прежде, реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Он конкретно определяют требования к личностным образовательным результатам.
Слайд 5 Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам и содержат критерии их сформированности.
Различие в Требованиях к результатам обучения Стандарта образования 2009/10 гг. и нового ФГОС 2021
Параметр сравнения |
ФГОС 2009/2010 |
ФГОС 2021 |
Требования к результатам обучения
|
Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное
|
Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. контролировать качество обучения. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Слайд 6. Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учётом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Слайд 7 Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
ответственности за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Слайд 8. Оценка личностных результатов
Форма оценки результатов |
Оценка достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося |
Критерии оценки результатов |
Результат - это разница между результатами входной диагностики и выходной. Прирост результатов означает, что в школе удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие обучающегося. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия для успешного развития возможностей обучающегося |
Средства контроля результатов |
Средствами контроля являются специальные диагностические работы. Такая диагностика результатов личностного развития предполагает проявление обучающимся качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. |
Слайд 9 Результаты мониторинговых исследований используются исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся и включают три основных компонента:
характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
система психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач основного общего образования
Слайд 10. Оценки личностных планируемых результатов проводятся на основе инструментария, представленного в региональной основной образовательной программы основного общего образования
Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется педагогами и воспитателями преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Слайд 11. Диагностика формирования личностных результатов обучающихся на уровне основного общего образования.
Личностные результаты |
Диагностическая база |
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Методика изучения мотивации обучения школьников 5 класса |
2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и |
Опросник диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиена, Н.Эпштейна) Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) |
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
|
3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. Изучение ценностных ориентаций личности (по модификации методики В.А. Ядова – Р. Рокича) |
4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) |
5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Индекс отношения к здоровью (по методике В. Ясвина, С. Дерябо) |
6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
Проективная методика «Рисунок семьи» |
На основе полученных результатов педагогической диагностики педагог- психолог и классный руководитель составляют характеристику обучающегося. В характеристике отмечаются образовательные достижения и положительные качества ученика, даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного обучения.
Слайд 14. В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка личностных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.
Оценка личностных результатов школьников в соответствииPPTX / 1.98 Мб