Отчёт об использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной и внеурочной деятельности учителем .
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
Использование учителем ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам, даже если школа, как наша, находится в сельской глубинке.
Как показывает практика работы в школе, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед учителем постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше материала. В этом случае незаменимым помощником становятся ЦОР.
Отчёт об использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной и внеурочной деятельности
С помощью ЦОР на уроках я решаю целый ряд задач:
- предъявляю новый учебный материал;
- организую повторение и закрепление пройденного;
- провожу промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
- создаю игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным;
- помогаю учащимся основательно подготовиться к различным олимпиадам и конкурсам.
ЦОР, которыми я пользуюсь:
- информационно-справочные материалы (справочники, энциклопедии, словари);
- учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, компьютерные разработки уроков и т. п.);
- фильмы на DVD;
- образовательные комплексы;
- репетиторы и тренажёры.
Указанные электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке. Объём учебного материала можно увеличить.
ЦОР применяю на следующих этапах урока:
- для актуализации знаний (электронные тесты);
- на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофильмы);
- для контроля и оценки знаний, умений и навыков (программы-тренажёры, тесты).
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего использую на уроках.
Презентации. Использую их и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.
Анимации и иллюстрации. Использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью электронных таблиц учу детей анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное», «Таблица умножения»).
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения, которыми я пользуюсь на уроках, - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.
Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://eor.edu.ru/
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам –
Википедия, свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/
Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» - http://www.gramota.ru/
Электронный каталог учебных таблиц -http://www.azdekor.ru/Spektr/SREDN_SKOOL/index.html
Учительский портал - http://www.uchportal.ru/
Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»
Обучающая программа «Фраза»
Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия
11.Тренажёр по орфоэпии.
Заключение
В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЦОР на уроках помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.
Таким образом, активное использование ЦОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Достоинств у ЦОР масса. Главное - разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЦОР, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в сети ИНТЕРНЕТ.
Учитель
Директор