Отчет педагога-психолога МБДОУ о проделанной работе за 2020-2021 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» Подготовил: педагог – психолог 2021 год. Отчет педагога-психолога за 2020-2021 год
Цель работы педагога-психолога в ДОУ: Цель работы педагога-психолога в ДОУ: осуществление психологического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и обеспечение полноценного и гармоничного развития в условиях ДОУ посредством диагностической, непосредственно-образовательной и консультационно-просветительской деятельности.
Задачи: Обеспечить психологическое сопровождение детей 6-7 лет посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе, консультационной и просветительской работы с родителями и педагогами. Оказать необходимую психологическую помощь детям младших групп и вновь поступившим детям в адаптационный период. Исследовать уровень психического развития детей логопедической группы, детей ОВЗ, посещающих общеразвивающие группы, с целью проведения необходимой коррекционно-развивающей работы. Осуществлять психологическое сопровождение детей средних и старших групп по запросам педагогов и родителей путем проведения диагностической и развивающей работы, направленной на выявление и решение возможных проблем. Выявить детей «группы риска» с целью оказания необходимой помощи посредством индивидуальной и групповой развивающей работы. Разработать ИОМ совмещенные с АОП по предотвращению и преодолению трудностей для детей ОВЗ. Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы. Повышать собственный профессиональный уровень.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению: Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению: Психологическая диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей. Развивающая работа и психологическая коррекция (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам. Психологическое просвещение и психопрофилактика. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности. формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков бесконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей. Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) родителей и педагогов, осуществляется по заявленным проблемам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Организационно – методическая работа.
Осуществление работы проходило по следующим направлениям: Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Индивидуальная диагностика готовности детей к школьному обучению сентябрь, апрель Дети 6-7 лет (подготовит., разновозр., логопед. группы) Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе «Психоблиц» интерактивная программа для психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе Мониторинг адаптации детей к условиям детского сада сентябрь- ноябрь Дети групп раннего возраста, вновь прибывшие дети А.С. Роньжина «Диагностика адаптированности» Н.Е. Веракса «Лист адаптации» Диагностика по запросам: родителей педагогов администрации ЦДиК, ППк, ПМПК и др. органов в течение года Дети Педагоги Родители Пакет методик педагога-психолога Анкетирование: «Анкета выявления трудностей в психическом развитии» «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» Методика «Карта одарённости» по запросу в течение года по запросу сентябрь, октябрь Родители Родители поступ. детей Родители подг. Группы Родители детей 5-7 лет Н.Е. Веракса А.Ю. Кремлякова Диск «Психологическая работа в ДОО» Савенков А.И. Тестирование: А. Ассингер «Оценка агрессивности в отношениях» В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» ноябрь февраль Педагоги Подгрупповая диагностика: Скрининговая диагностика Тест «Тулуз-Пьерона» Т.А. Нежнова «Беседа о школе» Методика «Рисунок школы» «Лесенка» по Нижегородцевой.Н.В Методика «Домик» (автор Н.И. Гудкина) и др. сентябрь, апрель октябрь апрель Дети 3-4 года Дети 4-5 лет Дети 5-6 лет Дети 6-7 лет Диагностический комплекс разработан творческой группой педагогов-психологов ДОУ города Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» Мониторинг достижений результатов освоения программы январь май Все возрастные группы Совместно с воспитателями, специалистами Психологическая диагностика
Психологическая коррекция и развитие Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Развивающая НОД «Логика» по подготовке детей к школе Сентябрь-май Дети подготовительной группы Групповая работа с детьми в индивидуальных тетрадях Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» 1, 2 часть Развивающая НОД «Логика» по подготовке детей к школе Сентябрь-май Дети 6-7 лет разновозрастной, логопедической группы Подгрупповая работа с детьми в индивидуальных тетрадях «За три месяца до школы» 6-7 лет О. Холодова Коррекционно-развивающие психолого-педагогические занятия в течение года Дети возрастных групп Гаврина С.Е. "30 занятий для успешного развития ребенка" 4 года "Развитие познавательных способностей" 5-6 лет и др. Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы сентябрь-май Дети логопедической, возрастных групп По рекомендациям ПМПК И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками» и др. Составление и заполнение индивидуальных карт развития, ИОМ, АОП В течение года Дети с низкими показателями познавательного развития Совместно с воспитателями, специалистами Индивидуальная коррекционно-развивающая работа В течение года Дети с низкими показателями развития и по запросу родителей, дети ОВЗ По результатам индивидуальной, подгрупповой диагностики
Консультативная работа Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Индивидуальные консультации по запросам: администрации родителей педагогов В течение года Родители Администрация Воспитатели Консультации специалистов (старший воспитатель, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель) В течение года Специалисты Прогноз адаптации Особенности адаптации детей к ДОО сентябрь-ноябрь Родители, педагоги детей групп раннего возраста «Возрастные особенности детей 3-7 лет» Октябрь Педагоги Родители В том числе на родительских собраниях Консультации «Кризисные периоды в развитии детей дошкольного возраста» В течение года Родители Педагоги «Психологические аспекты подготовки детей к школе» В течение года Родители «Эмоциональные нарушения» В течение года Родители Педагоги Результаты методики «Карта одаренности» Ноябрь Родители педагоги «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» Март Родители Готовность к школьному обучению по освоению образовательной и коррекционно-развивающих программ В течение года Родители Педагоги По результатам мониторинга, индивидуальной и групповой диагностики Адаптация новых сотрудников ДОО Медиация в конфликтных ситуациях В течение года Сотрудники ДОО Родители
Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Составление годового плана и ведение организационной документации на 2020-2021 учебный год Август Совместно со старшим воспитателем Составление индивидуальных и групповых программ психолого-педагогического сопровождения Август Все возрастные группы Пополнение стимульного и диагностического материала, подбор материала для коррекционной и развивающей работы В течение года Все возрастные группы Изучение и анализ методической литературы, интернет источников, периодических изданий Еженедельно Наполнение персонального сайта педагога-психолога актуальной информацией, Еженедельно Родители Педагоги Участие в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) В течение года Все возрастные группы Обработка, составление аналитических справок по результатам диагностики, анкетирования и тестирования (см. «Диагностическая работа») В течение года Дети Родители Педагоги В соответствии с планом Подготовка материалов, выступление на педагогических советах и ГМО, семинарах, мастер-классах, конференциях В течение года В соответствии с годовым планом работы ДОО, планами ДМО и ММО Составление аналитического отчета по результатам выполнения плана и реализации рабочей программы Май-июнь Внесение данных в отчетную деятельность ДОО Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, методические объединения, семинары и т.д. В течение года Организационно-методическая работа
Психологическая профилактика и просвещение Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Выступления на родительских собраниях Сентябрь-октябрь Май Родители По темам: «Психолог в ДОО» «Адаптация детей к ДОО» «Готовность к обучению в школе» «Возрастные особенности детей 3-7 лет» Стендовые консультации по актуальным проблемам развития детей В течение года Педагоги Родители Собственная картотека папок-передвижек, памяток и буклетов Подбор материала для рубрики «Психологическое просвещение» В течение года Педагоги На стенде педагога-психолога для сотрудников Семинар-практикум на сплочение педагогического коллектива Ноябрь Педагоги Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад", 2015 (8) Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями» Март Педагоги Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад", 2017 (2) «Развитие психологической компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации образования» Ноябрь Педагоги, специалисты Семинар для родителей «Как противостоять детским капризам» Декабрь Все родители Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», 2016 (12) Семинар для родителей «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста» Сентябрь Родители группы раннего возраста А.Ю. Кремлякова «Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОО» Размещение информации на персональном сайте педагога-психолога и на сайтах профильных издательств Публикация научно-практических статей Посещение, выступление на научно-практических конференциях, семинарах, форумах В течение года
Направления, виды и формы работы Сроки выполнения С кем проводится Примечания Уровневая оценка готовности детей к началу школьного обучения Сентябрь май Дети 6-7 лет Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе «Психоблиц» интерактивная программа для психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе Соблюдение и реализация прав ребенка в ДОО В течение года Дети Родители Педагоги Оценка психологической безопасности образовательной среды Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом Посещение непосредственно образовательной деятельности Анализ развивающей психолого-педагогической среды В течение года Дети Педагоги Совместно со старшим воспитателем Изучение, анализ учебной документации В течение года Все возрастные группы Совместно со старшим воспитателем Анализ социально-демографических паспортов групп ДОО, выявление детей группы риска В течение года Дети Родители Педагоги Совместно со старшим воспитателем Экспертная работа
Курсы повышения квалификации
-Публикация в сборнике материалов в рамках 45-летнего юбилея «Модель психолого-педагогического сопровождения, развития и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности «Я выбираю сам свое будущее». - Разработка и представление дидактической игры «Достаем из коробки» для детей 3-5 лет с ОВЗ. - Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе для педагогов на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей» результаты Методическая активность
Являюсь участником педагогического сообщества в сети интернет «Урок. РФ»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для педагогов ДОУ «Одаренный ребенок»
Интеллектуальный конкурс для детей 6-7 лет «Маленькие академики», посвящённый 60-летию первого полета в космос
Работа в ГМО: Участник в составе творческой группы по теме: «Методика DIR Flortime. Симптомы и коррекция, положительные и отрицательные стороны»