Отчёт об эффективности программы кружка «Чудеса из квиллинга»
Отчёт
об эффективности программы кружка
«Чудеса из квиллинга».
Данная программа апробировалась на базе ГБОУ «Болгарская) школа — интернат для детей с ОВЗ». Работа проводилась с 2013 по 2015 год в несколько этапов:
1 этап – комплектация группы детей для занятий.
2 этап – диагностика.
3 этап – работа по программе.
4 этап – сравнительная диагностика
5 этап - подведение итогов. Вывод.
1 этап.
Занятия дополнительного образования посещали 12 человек с похожим уровнем психофизического развития.
2 этап.
Занятия посещали дети начальных классов. Первичная диагностика показала, что у детей слабо развита мелкая моторика (приложение1), творческие способности детей находятся на низком уровне (приложение2). На каждого ребенка были заведены индивидуальные карточки учета результатов интеллектуальных умений (приложение 3).Большинство учащихся низкий уровень творческих способностей.
3 этап.
Основная работа проводилась в течение 2 лет с одной и той же группой с сентября 2013 г. по май 2015 г. Занятия строились с учетом индивидуальных особенностей детей. Особое внимание во время занятий уделялось созданию доброжелательной, творческой обстановки, что помогает раскрыться каждому ребенку. На занятиях ребята становились собранными, более ответственно стали относиться к поручениям, научились организовывать свое свободное время, происходило развитие воображения, памяти, фантазии и научились уважительно относиться к чужому труду.
Работы, выполненные на занятиях нашего кружка были представлены на выставках и занимали призовые места, что стимулировало интерес детей к занятиям. Коллективно, вместе с детьми мы отбирали лучшие композиции, при этом каждый ребенок высказывал свое мнение о работе. Такой подход помог сформировать у ребят способности объективно оценивать как свою работу, так и работу товарищей, т. е. дети учитывали положительные и отрицательные стороны, развивалось стремление к лучшему выполнению работы. В конце года мы с детьми устраивали презентации своих работ для родителей. Полученное удовольствие от выполненной работы давало детям стимул к дальнейшему творческому поиску, развитие желания продолжить занятия квиллингом.
4 этап. В течении двух лет работа по дополнительному образованию выявила следующие результаты результаты:
Дети овладели различными приемами работы с бумагой в технике квиллинг;
приобрели навыки ориентировки на плоскости, научились видеть пространство, что позволило сделать работы более выразительными;
развилась мелкая моторика рук;
возрос интерес к занятиям кружка;
дети приобрели такие качества как выдержка и терпение;
развит навык работы в коллективе;
дети более ответственно выполняют порученные задания.
По диагностической методике развития мелкой моторики выявлены следующие результаты:
2013 – 2014 уч. год:
- Мелкая моторика – 51 % низкий уровень (6 чел.), 70% - средний 28% (4 реб.), высокий- 21 % (2 реб);
- Творческие способности – 20 % - высокий уровень (3 чел.), 80% - средний (2 чел.).
2014 – 2015 уч. год:
- Мелкая моторика – 60% - высокий уровень (7 чел.), 25% - средний 28 % (4 чел.), низкий- 12 % (1 реб.);
- Творческие способности – 75 %– высокий уровень (6 чел.), 25% - средний (6 чел.)
Анализ индивидуальных карточек учета проявления творческих способностей (приложение 2) показал, что на втором году обучения дети стали более активно принимать участие в конкурсах, приобрели навык творческого подхода к работе, чаще стали придумывать и выполнять по своим идеям.
По диагностике проявления интеллектуальных умений способности детей возросли. Учащиеся стали ответственнее относиться к учебе, стали изготавливать поделки вне занятий, научились организовывать свою работу и окружающих, приобрели навыки взаимопомощи.
Также было проведено анкетирование родителей, с целью выявления мнения о занятиях ребенка в кружке. 88,6 % родителей были удовлетворены качеством работы кружка, и 100% родителей пожелали, чтобы занятия были продолжены.
Таким образом, поставленные в программе задачи в ходе её апробации были реализованы:
- Сформированы организационные умения. Дети стали организованнее, не опаздывают на занятия, знают свое рабочее место и содержат его в порядке, аккуратно располагают материалы и инструменты, знают и выполняют правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования и технику безопасности.
- Дети смогли освоить все формы квиллинга. Сформированы трудовые навыки и умения посредством выполнения практических заданий в доступной для детей форме.
- Скорригированы интеллектуальные недостатки с учетом психофизических возможностей учащихся. Дети научились анализировать образцы изделий, ориентироваться в заданиях, сравнивать свои работы с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.
- Привиты положительные качества личности. Дети стали более настойчиво, целеустремлённо выполнять до конца свои работы, научились выполнять изделия в технике квиллинг самостоятельно.
- Воспитаны нравственные качества личности. Ребята стали более аккуратными при выполнении практических работ, стали уважать свой труд и труд своих товарищей, помогать им по необходимости.
Итак, результаты работы доказали, что занятия квиллингом могут существенно помочь педагогу в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение №1
Уровень развития мелкой моторики учащихся
Сентябрь , 2013 г.
Низкий уровень – 51% (6 детей) Средний уровень – 28% (4 ребёнка)
Высокий уровень – 21% (2 детей).
Май, 2015 г.
Низкий уровень – 12% (1 ребенок) Средний уровень – 28% (4 ребенка) Высокий уровень – 60% (7 детей).
Приложение №2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Возраст________________________________________________________
Вид и название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1. Участие в проведении праздников, концертов | 20% | 60% |
2. Участие в конкурсах | 10% | 80% |
3.Работа по образцу. | 40% | 90% |
4.Работа с внесением изменений. | 15% | 8о% |
5.Работа над своим вариантом. | 20% | 75% |
6.Конструирование. | 20% | 75% |
7. Владение техникой. | 5% | 100% |
8. Придумывание композиций. | 5% | 85% |
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. | 5% | 70% |
Приложение №3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка _____________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога__________________________
Дата начала наблюдения___________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№ п/п | Сроки диагностики Показатели | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
| | ||
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | 10% | 80% |
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | 5% | 75% |
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии | 20% | 80% |
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии | 10% | 90% |
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. | 5% | 75% |
6. | Организовывать работу других на занятии | 20% | 80% |
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. | 10% | 60% |
Приложение №4
Анкета «Удовлетворенность родителей уровнем
дополнительного образования детей»
(разработана на основе методики канд. пед. наук А.А. Андреева и Е.Н. Степанова)
Цель: Исследование удовлетворенности родителей уровнем дополнительного образования детей Вам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, соответствующей Вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4- совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Группу, в которой занимается ваш ребенок, можно назвать дружной.
4 3 2 1 0
2. В среде этих ребят ваш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
3. Объединением, в котором занимается ваш ребенок руководит хороший педагог.
4 3 2 1 0
4. Педагог проявляет доброжелательное отношение к вашему ребенку.
4 3 2 1 0
5. Педагог справедливо оценивает достижения ребенка на занятиях.
4 3 2 1 0
6. Педагог учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.
4 3 2 1 0
7. Педагог дает ребенку глубокие и прочные знания по выбранному
виду деятельности. 4 3 2 1 0
8. Ваш ребенок не перегружен занятиями в учреждении.
4 3 2 1 0
9. Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения.
4 3 2 1 0
10. В учреждении заботятся о развитии и здоровье вашего ребенка.
4 3 2 1 0
11. В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру вашего ребенка.
4 3 2 1 0
12. Учреждение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.
4 3 2 1 0
13. В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны вашему ребенку.
4 3 2 1 0
14 Учреждение по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
15. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей вашего ребенка.
4 3 2 1 0