Рабочая программа кружка «Квиллинг» для обучающихся 5–6 классов

2
2
Материал опубликован 27 October 2016 в группе

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кохомская коррекционная школа»

 

 Рабочая программа кружка «Квиллинг»

для обучающихся 5 - 6 классов

 

Год составления: 2015

Срок реализации программы: 1 год

 

Составитель:

Мостовая И.М.,

учитель географии и биологии,

1 квалиф. категория

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………

1.1. Нормативно-правовая база……………………………………………………………

1.2. Общая характеристика программы…………………………………………………..

1.3. Цели и задачи программы…………………………………………………………….

1.4. Сведения о программе………………………………………………………………...

1.5. Описание места кружка в учебном плане. …………………………………………...

1.6. Описание ценностных ориентиров содержания программы……………………….

1.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы….

1.8. Формы организации образовательного процесса……………………………………

2. Содержание программы кружка…………………………………………………... 

2.1. Учебно-тематическое планирование……………………………………………….

2.2. Контрольно-оценочная деятельность………………………………………………

3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………….…. 

4.Приложение. Календарно-тематическое планирование……………………………….. 

Пояснительная записка.

1.1 Нормативно-правовая база.

Настоящая программа кружка «Квиллинг» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;

- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» (далее ОО);

- Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов педагогов ОО;

- Образовательной программой ОО;

- Учебным планом ОО.

1.2. Общая характеристика программы.

Программа является адаптированной к условиям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и предназначена для обучающихся 5-6 классов.

Программа является авторской и составлена на основе личного опыта, электронных ресурсов и тематической литературы.

Творчество – процесс деятельности, при котором создаются абсолютно новые и уникальные ценности. Это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях квиллингом является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Так же занятия квиллингом позволяют развивать мелкую моторику ребенка, что тоже является одним из способов коррекции.

Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник: бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.

Программа кружка предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

1.3 Цели и задачи программы.

 

Цели:

- Создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

- Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству квиллинга;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- вырабатывать терпение и усидчивость;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

- способствовать умению работать в группе (команде);

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1.4. Сведения о программе.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Бумагопластика (квиллинг)”, обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

По целевой направленности программа развивающая и корригирующая.

Форма общения – рассказ, диалог, беседа.

1.5 Описание места кружка в учебном плане.

Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 - 6 классов.

Срок реализации 1 год (2 часа в неделю), всего 34 часа.

Занятия проводятся в кабинете биологии, в музее, на выставках и т.д.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.

1.6. Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, квиллинг обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Квиллинг является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Детские художественные способности формируются во взаимосвязи разного рода творческой деятельности, которые, чередуясь и дополняя друг друга, обеспечивают полноценное и эффективное обучение. Это занятия сюжетной композицией, аппликацией, конструированием и т.д.

Занятия квиллингом способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление, а так же чувство стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.

Квиллинг является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

1.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Обучающиеся должны знать:

- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых в работе;

- безопасные приемы работы;

- начальные сведения о цветовом сочетании;

- условные обозначения основных форм.

Должны уметь:

- пользоваться схематичным описанием рисунка;

- выполнять простейшие элементы квиллинга;

- подбирать инструменты и материалы для работы;

- изготавливать работу;

- в процессе работы ориентироваться на качество работы.

1.8. Формы организации образовательного процесса.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся, цели и задачи программы, занятия проводятся, применяя разнообразные методы обучения с

использованием наглядных материалов и образцов.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; посещение музея и областных выставок декоративно-прикладного творчества; конкурсы, соревнования и другие.

Основная форма проведения занятий – практическая работа.

При организации занятий применяются различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.Содержание программы кружка.

2.1.Учебно-тематическое планирование.

Название раздела

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводный блок

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

-

2

2

Материал - бумага

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

1

2

3

Конструирова-ние

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “завитки”, “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.

2

4

6

4

Изготовление цветов в технике квиллинга.

Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

2

2

4

5

Изготовление животных в технике квиллинга.

Базовые формы. Занимательные игрушки. Коллективная работа. Композиция.

1

3

4

6

Цикл творческих работ.

Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют задание педагога. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы.

-

6

6

7

Мероприятия, праздники и подготовка к ним.

Посещение музея. Посещение областной выставки декоративно-прикладного творчества. Викторины, конкурсы, соревнования. Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление сувениров к праздникам.

1

8

9

8

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

-

1

2.2.Контрольно-оценочная деятельность.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками, участие в областной выставке декоративно-прикладного творчества и других конкурсах различного уровня.

3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оборудование и инструменты:

цветная бумага, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистки, бумажные полоски шириной 5-7 мм, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка; столы, стулья, доска, плакаты, образцы объектов труда.

Условия реализации программы.

· Наличие материально-технического обеспечения.

· Систематичность посещения кружка «Бумагопластика (квиллинг)».

· Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, обучающихся, сотрудников и гостей школы.

· Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества различного уровня.

Список использованной литературы.

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. - "Просвещение", Москва 1982.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Мир книги, 2008.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. - "Университет", Москва 2000.

4. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М: Издательство Эксмо, 2006. 5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.

5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.

6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

4. Приложение: Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Теория

(кол-во часов)

Практика

кол-во часов)

Дата

проведения занятий

Вводный блок

1

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

Беседа “Расскажи о себе”.

1

-

 

2

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

-

 

2. Материал – бумага

1

Волшебные свойства бумаги.

-

1

 

2

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

-

 

3. Конструирование

1

Основные правила работы.

1

-

 

2

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.

1

-

 

3

Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

-

2

 

4

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

-

2

 

4. Изготовление цветов в технике квиллинга.

1

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов.

1

-

 

2

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов.

1

-

 

3

Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

-

2

 

5. Изготовление животных в технике квиллинга.

1

Базовые формы.

1

-

 

2

Занимательные игрушки.

-

1

 

3

Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.

-

2

 

6. Цикл творческих работ

1

Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

-

3

 

2

Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы.

-

3

 

7. Мероприятия, праздники и подготовка к ним.

1

Посещение музея.

-

1

 

2

Посещение областной выставки декоративно-прикладного творчества.

-

1

 

3

Викторины, конкурсы, соревнования.

-

1

 

4

Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками.

1

1

 

5

Изготовление сувениров к праздникам.

-

4

 

8. Итоговое занятие.

1

-

 
 

Всего:

   

34

Комментарии

Программа кружка предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

27 October 2016

Работа участвует во Всероссийском конкурсе для коррекционных педагогов на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»

27 October 2016