Рабочая программа кружка «Квиллинг» для обучающихся 5–6 классов
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кохомская коррекционная школа»
Рабочая программа кружка «Квиллинг»
для обучающихся 5 - 6 классов
Год составления: 2015
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Мостовая И.М.,
учитель географии и биологии,
1 квалиф. категория
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………
1.1. Нормативно-правовая база……………………………………………………………
1.2. Общая характеристика программы…………………………………………………..
1.3. Цели и задачи программы…………………………………………………………….
1.4. Сведения о программе………………………………………………………………...
1.5. Описание места кружка в учебном плане. …………………………………………...
1.6. Описание ценностных ориентиров содержания программы……………………….
1.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы….
1.8. Формы организации образовательного процесса……………………………………
2. Содержание программы кружка…………………………………………………...
2.1. Учебно-тематическое планирование……………………………………………….
2.2. Контрольно-оценочная деятельность………………………………………………
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………….….
4.Приложение. Календарно-тематическое планирование………………………………..
Пояснительная записка.
1.1 Нормативно-правовая база.
Настоящая программа кружка «Квиллинг» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» (далее ОО);
- Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов педагогов ОО;
- Образовательной программой ОО;
- Учебным планом ОО.
1.2. Общая характеристика программы.
Программа является адаптированной к условиям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и предназначена для обучающихся 5-6 классов.
Программа является авторской и составлена на основе личного опыта, электронных ресурсов и тематической литературы.
Творчество – процесс деятельности, при котором создаются абсолютно новые и уникальные ценности. Это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях квиллингом является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Так же занятия квиллингом позволяют развивать мелкую моторику ребенка, что тоже является одним из способов коррекции.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник: бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.
Программа кружка предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
1.3 Цели и задачи программы.
Цели:
- Создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
- Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству квиллинга;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- вырабатывать терпение и усидчивость;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать умению работать в группе (команде);
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.4. Сведения о программе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумагопластика (квиллинг)”, обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
По целевой направленности программа развивающая и корригирующая.
Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
1.5 Описание места кружка в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 - 6 классов.
Срок реализации 1 год (2 часа в неделю), всего 34 часа.
Занятия проводятся в кабинете биологии, в музее, на выставках и т.д.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
1.6. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, квиллинг обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Квиллинг является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Детские художественные способности формируются во взаимосвязи разного рода творческой деятельности, которые, чередуясь и дополняя друг друга, обеспечивают полноценное и эффективное обучение. Это занятия сюжетной композицией, аппликацией, конструированием и т.д.
Занятия квиллингом способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление, а так же чувство стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.
Квиллинг является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Обучающиеся должны знать:
- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых в работе;
- безопасные приемы работы;
- начальные сведения о цветовом сочетании;
- условные обозначения основных форм.
Должны уметь:
- пользоваться схематичным описанием рисунка;
- выполнять простейшие элементы квиллинга;
- подбирать инструменты и материалы для работы;
- изготавливать работу;
- в процессе работы ориентироваться на качество работы.
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся, цели и задачи программы, занятия проводятся, применяя разнообразные методы обучения с
использованием наглядных материалов и образцов.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; посещение музея и областных выставок декоративно-прикладного творчества; конкурсы, соревнования и другие.
Основная форма проведения занятий – практическая работа.
При организации занятий применяются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.Содержание программы кружка.
2.1.Учебно-тематическое планирование.
№ |
Название раздела |
Содержание |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Вводный блок |
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
2 |
- |
2 |
2 |
Материал - бумага |
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. |
1 |
1 |
2 |
3 |
Конструирова-ние |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “завитки”, “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. |
2 |
4 |
6 |
4 |
Изготовление цветов в технике квиллинга. |
Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. |
2 |
2 |
4 |
5 |
Изготовление животных в технике квиллинга. |
Базовые формы. Занимательные игрушки. Коллективная работа. Композиция. |
1 |
3 |
4 |
6 |
Цикл творческих работ. |
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют задание педагога. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. |
- |
6 |
6 |
7 |
Мероприятия, праздники и подготовка к ним. |
Посещение музея. Посещение областной выставки декоративно-прикладного творчества. Викторины, конкурсы, соревнования. Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление сувениров к праздникам. |
1 |
8 |
9 |
8 |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов. |
1 |
- |
1 |
2.2.Контрольно-оценочная деятельность.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками, участие в областной выставке декоративно-прикладного творчества и других конкурсах различного уровня.
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование и инструменты:
цветная бумага, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистки, бумажные полоски шириной 5-7 мм, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка; столы, стулья, доска, плакаты, образцы объектов труда.
Условия реализации программы.
· Наличие материально-технического обеспечения.
· Систематичность посещения кружка «Бумагопластика (квиллинг)».
· Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, обучающихся, сотрудников и гостей школы.
· Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества различного уровня.
Список использованной литературы.
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. - "Просвещение", Москва 1982.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Мир книги, 2008.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. - "Университет", Москва 2000.
4. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М: Издательство Эксмо, 2006. 5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
4. Приложение: Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Теория (кол-во часов) |
Практика кол-во часов) |
Дата проведения занятий |
|||
Вводный блок |
|||||||
1 |
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Беседа “Расскажи о себе”. |
1 |
- |
||||
2 |
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
1 |
- |
||||
2. Материал – бумага |
|||||||
1 |
Волшебные свойства бумаги. |
- |
1 |
||||
2 |
История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. |
1 |
- |
||||
3. Конструирование |
|||||||
1 |
Основные правила работы. |
1 |
- |
||||
2 |
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. |
1 |
- |
||||
3 |
Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. |
- |
2 |
||||
4 |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. |
- |
2 |
||||
4. Изготовление цветов в технике квиллинга. |
|||||||
1 |
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов. |
1 |
- |
||||
2 |
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов. |
1 |
- |
||||
3 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. |
- |
2 |
||||
5. Изготовление животных в технике квиллинга. |
|||||||
1 |
Базовые формы. |
1 |
- |
||||
2 |
Занимательные игрушки. |
- |
1 |
||||
3 |
Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие. |
- |
2 |
||||
6. Цикл творческих работ |
|||||||
1 |
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. |
- |
3 |
||||
2 |
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. |
- |
3 |
||||
7. Мероприятия, праздники и подготовка к ним. |
|||||||
1 |
Посещение музея. |
- |
1 |
||||
2 |
Посещение областной выставки декоративно-прикладного творчества. |
- |
1 |
||||
3 |
Викторины, конкурсы, соревнования. |
- |
1 |
||||
4 |
Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. |
1 |
1 |
||||
5 |
Изготовление сувениров к праздникам. |
- |
4 |
||||
8. Итоговое занятие. |
1 |
- |
|||||
Всего: |
34 |
Мостовая Ирина Михайловна
Мостовая Ирина Михайловна