Открытый урок по литературному чтению «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Открытый урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. ( «Школа России»).
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Учитель: Коликова Александра Ивановна.
Рязань .
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
- познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»;
- углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Планируемы достижения:
- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся.
Формирование УУД:
1. Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
2. Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
3. Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
4. Личностные:
- способность к самооценке.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина; выставка книг А.С.Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С.Пушкина.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Встали красиво, выровнялись.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- У нас сегодня гости на уроке, поэтому повернитесь и поздоровайтесь кивком головы.
- Тихонько сели. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Вот такое? … (дети выражают мимикой лица). Такое? …. А какое? Ну-ка покажите!
II. Проверка Д.з..
- Кто из вас любит путешествовать?
- Тогда я отменяю сегодня урок и отправляемся в путешествие в необыкновенную страну «Литературию». А отправимся мы с вами на большом и красивом корабле. Только, чтобы попасть на корабль, нужно иметь билет. Таким билетом будет рассказанное вами стихотворение, которое вы учили дома. Но времени мало, море может замерзнуть, пока каждый расскажет, ведь уже «осень на носу», а там и зима в дверь постучится, поэтому я вас разделю на группы, а вы выберите самого красивого рассказчика, чтобы он для вас приобрел билет, рассказывая стихотворение, а вернее, отрывок из стихотворения.
( Учитель делит класс на группы, и дети выбирают своего представителя. Дети слушают и оценивают. Если «5» и «4», то выдается билет.)
III. Тема урока.
- Ребята, а вы слышите: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»?
Давайте посмотрим, куда приплыл наш корабль.
(Инсценировка сценки из сказки о царе Салтане…. А.С.Пушкина. Показывают подготовленные дети,)
- Узнали, в какую сказку мы попали? А сейчас проверим ваши ответы. У вас на парте лежат слова из названия этой сказки. Выложите правильное ее название.
- Как вы думаете, какая тема путешествия у нас сегодня? ( Познакомиться со сказкой …….)
- А цель? ( Познакомиться с содержанием сказки, учиться ее выразительно читать…)
- А задача наша какая будет по отношению к теме и цели? (Быть внимательными, следить при чтении и запоминать самое главное, …)
IY. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, название сказки вы отгадали, а кто ее автор? (А.С.Пушкин)
- Хорошо. А теперь представьте, что я иностранка и ничего об этом авторе не знаю. Расскажите мне пожалуйста о нем вкратце.
(Родился в Москве. Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду. В этой семье интересовались литературой и театром. В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке. Отца звали Сергей Львович. Он очень любил французскую литературу. Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке. Дядя Пушкина был известным поэтом того времени. Воспитанием и образованием занимались иностранные гувернёры. Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение он сочинил на французском языке. Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных помогли понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа. В 12 лет А.С.Пушкина отдали учиться в Царскосельский лицей.
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядя Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.)
- Молодцы, ребята, много знаете об этом великом человеке. Спасибо!
Y. Работа с новым текстом.
1. Словарная работа.
- Откройте тексты и давайте начнем читать. Но в сказке могут встретиться слова, которые мы сейчас не употребляем. Как они называются?
( устаревшие).
- Мы сейчас будем читать, а вы, когда заметите, хлопните в ладоши.
( Дети читают, а заметив непонятное слово, хлопают в ладоши. Учитель останавливает чтение и записывает на доске слово.
МОЛВИТЬ ( говорить).
КРЕЩЁНЫЙ МИР ( в то время все люди верили в Бога и принимали обряд крещения).
ПОЗАДЬ ЗАБОРА ( за забором).
К ИСХОДУ СЕНТЯБРЯ ( к концу сентября).
СВЕТЛИЦА ( словарь Ожегова).
СЕНИ ( -«-)
КРАСНАЯ ДЕВИЦА ( красивая).
2. Чтение I части сказки. ( с. 92 – 100).
3. Работа над содержанием:
- Понравилось вам начало сказки?
- Чем?
- А почему вы решили автор назвал своё произведение «сказкой»?
YI. Подведение итогов.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- У вас на парте лежат кружочки трех цветов. Как бы вы оценили сегодняшнее путешествие: если на «5» - поднимите зеленый кружок, если «не очень» - желтый, ну, а если совсем не понравилось – красный.
- А я оценю вашу работу таким образом: ( учитель выставляет отметки).
YII. Домашнее задание.
С. 92 – 100, выразительно читать.
За хорошую работу царь Салтан прислал вам подарок.
( Дети смотрят мультфильм).