Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
КВН ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ по мотивам сказки А.С. ПУШКИНА
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
ЦЕЛЬ: прививать навыки закрепления пройденного материала с использованием игровых моментов, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, показать межпредметную связь (литература и география).
Оборудование: номера команд на столах; карточки с заданиями, банка металлическая с кедровыми орехами, коллекция горных пород, атлас по физической географии для 6 класса
Оформление: рисунки, сюжеты из произведений А.С.Пушкина.
В мероприятии участвуют все ученики класса, которые формируют 3 команды.
В жюри: учитель и 3 ученика.
Учитель: Дорогие ребята! Конечно, вы все читали сказки А.С.Пушкина и, безусловно, знаете и любите их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по тем местам, которые описаны в одной из его самой известной сказке. Но, прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним произведения этого выдающегося русского поэта. Итак, задание №1:
Каждая из команд должна как можно больше вспомнить и записать произведений А.С.Пушкина на карточках. (определяется время)
Карточки сдаются жюри.
Учитель. Помните сюжет из «Сказки о царе Салтане»? У царя Салтана был славный сын Гвидон, в царстве которого было много диковинных вещей? Давайте посетим это царство и познакомимся с ним. Но где же оно находится? Вам предлагается задание №2, справившись с которым вы сможете ответить на этот вопрос.
Задание №2: Определить по координатам местоположение царства. Командам раздаются карточки с координатами 400 ю.ш. и 700 в.д. Ребята определяют координаты, работая по физической карте атласа. Карточки отдают жюри.
Учитель. Вот что про этот остров писал А.С. Пушкин: «В море остров был крутой, не привальный, не жилой». Далее я буду медленно читать его описание, а вам предлагается задание №3 - изобразить различные объекты острова, с помощью топографических знаков, используя текст.
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…
Жюри сдаются рисунки с топографическими знаками. Подводятся предварительные итоги выполнения заданий №1 и №2.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо постарались, выполняя эти трудные задания.
Продолжаю дальше читать сказку
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Вам предлагается задание №4: нарисовать эту белку. Ученики от команды поочередно выходят к доске и рисуют мелом ту часть животного, которую называет учитель. (туловище, хвост, голову, уши, глаза, и т. д.) Жюри оценивает портрет каждой белочки и называет результат
Учитель. Конечно, вы все помните следующие строки:
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
В этой баночке также находятся орешки. Учитель показывает баночку с орешками и гремит. Попробуйте угадать сколько орешек в этой баночке (задание №5). Та команда, которая угадает их количество, во-первых, получит «белочкины орехи», во-вторых, добавит команде еще одно очко.
Учащиеся поочередно называют количество орешек, если неверно названы, используются известные приемы «холодно», «жарко».
Учитель. Отгадали, молодцы! Баночка отдается команде, выполнившей задание №5.
Учитель. А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.
Белка знала горные породы. А вы знаете горные породы? Давайте проверим. Вам предлагаются образцы горных пород, на которые приклеены номера.
Задание №6 Определить горные породы и записать их № на карточке. Заполненные карточки сдать жюри.
КАРТОЧКА «Горные породы»
Название горной породы |
№ горной породы (образца) |
Гранит |
|
Каменный уголь |
|
Сланец |
|
Кварц |
|
Пемза |
|
Мрамор |
|
Бурый уголь |
Учитель. Как вы помните на о. Буяне, кроме белки, были другие чудеса. Я приглашаю подойти к жюри и вытянуть карточку с описанием одного из «чудес» капитанам команд. (Царевна Лебедь, 33 богатыря, белочка).
Задание №7 Каждая команда с помощью средств пантомимы должна показать это чудо, а другие команды должны объяснить сюжет. Жюри оценивает представленные пантомимы.
Учитель. Прослышав про эти чудеса, как вы помните:
…царь не утерпел,
снарядить он флот велел.
А, как известно, в свите любого царя были ученые, картографы,…Выполняя задание №8, вспомните ученых, путешественников, кого бы вы взяли с собой, объясните почему.
Поочередно команды называют путешественника, ученого и его заслуги. Жюри оценивает правильность ответов.
Учитель. КВН, как и путешествие царя Салтана, подходит к концу. В завершении давайте вспомним горы, мимо которых плыл царь Салтан, моря, волны которых бороздили его корабли.
Задание №9. Представители команд поочерёдно называют соответствующие географические объекты.
После выполнения последнего задания жюри подводит итог: « На остров Буян первой прибыла команда № …».
Поздравление команд.
Литература: А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Любое издание.