12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сухих Юлия Сергеевна26

Сценарий открытого урока в 1 классе по теме: «Ударение. Ударный и безударный слог».


Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Задачи

- Закрепить, что такое ударение и какова его роль

- Научиться обозначать ударение в словах

Познавательные: развивать речь учащихся: обогащать словарный запас; организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; раскрыть случаи, когда ударение не ставится; научить понятию «ударный» и «безударный» слог  

Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод).

Регулятивные: выполнение нового учебного действия, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, и согласование общего вывода.

Планируемые результаты

Предметные:

-Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Работать над нормами правильного произношения.

Метапредметные

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

-в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

-составлять целое из его частей;

-соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

-адекватно реагировать на обращение учителя;

-использовать в общении правила вежливости;

-участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

Личностные:

-Взаимодействуют паре, проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Тип урока: Решение частных задач

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, демонстрационный материал, компьютер.


Ход урока


1.Мотивация к учебной деятельности.

Полный зал, гаснет свет, тихий шёпот в рядах оживленье

Наступая на ноги, спешит занять место мсье

Ожил занавес, словно от скрипок волшебного пения

С микрофоном в руке вышел к публике конферансье.

Здравствуйте, друзья!

Я – конферансье.

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, нам без напоминания

Что знаете о переносе слов? (Ответы детей)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Тему урока вы узнаете, выполнив задание: расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

(Задание в парах)

t1694529519aa.gift1694529519ab.gift1694529519ac.gift1694529519ac.gift1694529519ad.gift1694529519ab.gift1694529519ae.gift1694529519ae.gift1694529519af.gift1694529519ag.gift1694529519ah.gift1694529519ai.gift1694529519aj.gift1694529519ak.gift1694529519al.gift1694529519am.gif

Д

Е

Н

И

Р

Е

А

У





- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).


3.Постановка учебной задачи.

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (На экране появляются предложения)

-Что такое ударение?

-Какой слог называется ударным, безударным?

- На какой звук может падать ударение?

-На какой слог может падать ударение?

-В каких словах ударение не ставится?

-Какова роль ударения?


- Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжёлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).

- А какой путь выберем мы?


4. Выявление места и причины затруднения.

- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.

- Расставьте в них ударение.

-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический.


5. Построение проекта выхода из затруднения.


- В словаре нам будет искать правильный ответ….. ( имя) , а остальные – работаем по карточкам (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)

-Проверьте правильность выполнения по эталону на экране и оцените свою работу на листах.


6. Изучение нового материала.


- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

- Так что же такое ударение?

(Отвечают дети и тут же появляется запись на экране в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)

Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока?

-А на второй? (да)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки. Но прежде, откройте тетради и запишите число, пропишите показы.


Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

- Проверьте задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)


Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше.


- Ой, ребята, вы слышите, кто–то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)


- Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».

- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны найти это слово, из списка на доске, записать их через запятую, с заглавной буквы: мама, рука, молоток, велосипед.

- Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать: «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.


Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)


Физ. минутка. (Включаю музыку.)


Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.


(«Найди лишнее»)

Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша


- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.


- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в парах.

-У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.

-А на другом конверте - «Ох», слова записаны с подсказками - картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело. (Проверка).

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените работу в паре.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)

- О каких словах говорится в стихотворении?


7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.

8. Итог урока.

Закончите предложение:

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Мне было…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

- Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.

Молодцы! Спасибо за урок!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.