12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Ригина20

Тема: Эпоха Возрождения

Цели:

·         Учебные:

o    знакомство с  искусством Проторенессанса;

o    формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами литературы, живописи, архитектуры и скульптуры;

·         Воспитательные: воспитание у школьников чувства прекрасного, нравственного идеала на примере произведений Рафаэля и Микеланджело;

·         Развивающие:

o    развитие общеучебных умений: работать в заданном темпе, работать в группах;

o    развитие художественного вкуса, аналитических способностей учащихся.

Оформление аудитории:  на стенде – название, репродукции картин Рафаэля; репродукции картин, архитектурных сооружений, скульптур  Микеланджело; сцена эстетически оформлена: школьники сидят полукругом (3 группы) за столами, покрытыми скатертями; на столах репродукции картин художников того периода.
Аппаратура: интерактивная доска (презентация), аудио магнитофон.

Эпиграф:

«Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье»

Микеланджело.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит приглушено классическая музыка – «Лунная соната» Бетховена)

(Приложение 1, слайд 2)

Что такое эпоха Возрождения? Расцвет искусства, литературы, философии, техники. Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Джордано Бруно, Брунеллески… А раньше? Средние века, засилие церкви, религиозное мракобесие, невежество. Возрождение выглядит светлой зарей, первыми лучиками солнца, осветившими темную эпоху… Но ведь именно в эту светлую эпоху еретиков сжигали чаще, чем в средневековье, и именно в это время был сожжен на костре Джордано Бруно. Именно в эпоху Возрождения стало все больше появляться людей, которым были тесны рамки феодального строя, старых верований. У его истоков стояли великие поэты-мыслители Данте и Петрарка. Многие титаны эпохи Возрождения были универсальными гениями, владели кистью и пером, резцом и циркулем, философскими знаниями и инженерными расчетами. Откуда же взялись силы, которые пробудили творческую кипучую энергию титанов Возрождения? Сегодня об этой эпохе мы с вами и будем говорить. 
Чтобы кратко выразить главную особенность Возрождения, обычно употребляют слово «гуманизм». Что такое гуманизм? Как вы его понимаете? (Ответы учеников).
Дословно это обозначает – человечность. Несмотря на то, что отношение к конкретным людям в это время было нередко бесчеловечным, жестоким, под гуманизмом эпоха Возрождения подразумевала, прежде всего, веру в человека и его великие возможности.
«Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, и в живом выражении человеческого лица, и в гармонии человеческого тела», – так говорили, говорят гуманисты. (Под музыку ведется рассказ).
И вот именно в эту эпоху, в это время в одном из итальянских городов носившее название Капризе 6 марта 1475 году у Лодовико ди Лионардо Буонаротти Симони, человека из некогда знатной, но обедневшей семьи, родился ребенок. Мальчика назвали Микеланджело. Тогда еще никто не знал, что его ожидает долгая жизнь, нелегкая творческая судьба и громкая слава величайшего художника Возрождения. (
Приложение 1, слайд 3)

2. Сообщение ученика. Краткая биография Микеланджело

Подобно многим мастерам  эпохи Возрождения, Микеланджело был скульптором и живописцем, и архитектором, и поэтом. (Приложение 1, слайд 4) Однако истинным своим призванием он считал искусство ваяния, работу с камнем. Когда подписывал письма, то часто перед своим именем ставил слово «скульптор». Даже в его стихах есть какая-то удивительная весомость слов:

Удел искусства более велик,
Чем естества! В ваяньи мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает.

Микеланджело и в живописи и в ваянии скульптор: он чувствовал и лепил мышцы.Это реалист самый глубокий. Он почти никогда не доканчивал своей скульптурной работы; все делалось порывом, гигантскими скачками льва. Но зато что за ракурсы, за повороты создавал он под влиянием минут вдохновения!

Его первая работа уже гениальна – дивной прелести ангела в болонской церкви, стоящего на коленях перед памятником святого Доминика. Еще более достоинства в Богоматери с бездыханным телом Сына: группа, находящаяся в церкви Святого Петра и исполненная всего на 25 году его жизни. (Приложение 1, слайд 5) Наконец, к немного позднему времени относится его колоссальный Давид, доставивший ему огромную славу. А всего на всего это был некогда испорченный громадный кусок мрамора, который более ста лет лежал во Флоренции. Совет художников с да Винчи во главе объявил, что он никуда не годится, а Микеланджело создал из него «Давида». Эта работа еще раз доказывает и показывает его гениальность и великий талант скульптора.

3. Учитель.

За что бы ни брался Микеланджело – в архитектуре, живописи или скульптуре, – любое творение было для него непосредственным выражением его личности, его «Я», отражением его «концепции». В 16 лет Микеланджело создал первую скульптуру «Мадонна у лестницы», затем, как вы уже слышали, их было множество, и все они были великими. В архитектуре Микеланджело является предвестником барокко. Основными его работами являются: достройка собора Святого Петра. (Приложение 1, слайд 6)

Воспевая красоту человека как воплощение величия божественного разума, его сотворившего, Микеланджело напишет в одном из лучших своих сонетов:

Высокий дух, чей образ отражает
В прекрасных членах тела твоего,
Что могут сделать бог и естество,
Когда их труд свой лучший дар являет.

В апреле 1508 года Микеланджело приезжает в Рим по приглашению Папы Юлия II. Он предлагает Микеланджело расписать капеллу. (Приложение 1, слайд 7)  А всему этому предшествует маленькая история с великим концом.

Микеланджело уже делал несколько работ для Папы Юлия II, но в основном это были скульптуры. И вдруг Папа Юлий решает расписать свою гробницу. Он выбирает нескольких художников того времени, но очень благосклонен к Микеланджело. В Ватикане в это время находится Браманте, он не любит Микеланджело и, зная, что Микеланджело в основном скульптор, нежели художник, настоятельно советует Папе Юлию, чтобы он доверил свою гробницу именно Микеланджело. Надеясь, на то, что Папа Юлий II, увидев его работу, в нем разочаруется. Не сразу, но Микеланджело соглашается на эту работу.

(Звучит музыка,  под музыку идет рассказ)

Четыре с половиной года он расписывал потолок капеллы. (Приложение 1, слайд 8) Схему потолка Сикстинской капеллы Микеланджело составлял, продумывая каждый уголок, каждый метр потолка. (Приложение 1, слайд 9) Центральная часть потолка показывает сцены из Книги Бытия. С обеих сторон несколько библейских пророков и несколько сивилл: женские пророки с древних времен, которые предсказали пришествие Иисуса. Среди пророков присутствуют все основные: Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил. В люнетах над окнами изображены некоторые предки Иисуса, в том числе и Боаз. В углах потолка изображено спасение израильтян.

Эту роспись площадью более 600 кв. м. он исполнил в неимоверных трудных условиях – лежа на лесах, не успев закончить работу, она покрывалась плесенью, т.к. наступила зима, а римская известь сохнет медленно, она очень жидкая и водянистая и сильно пропитывается стена. Это обстоятельство привело Микеланджело в отчаяние, и ему не хотелось продолжать, но он вновь собирался с силами и начинал работать.
Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди.

Через несколько лет Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы расписать стены. К тому времени Папа Юлий II умирает и его место занимает Клименто. Микеланджело начинает работать над произведением «Страшный Суд». (Приложение 1, слайд 10)  Во время росписи он упал и с подмастерьев и повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он продолжает работать и уже через несколько месяцев заканчивает. В свободное время он читал Данте, черпая в его стихах образы для «Страшного Суда». Здесь ему были полный разгул фантазии, полная ширь творчества. Все фигуры в «Страшном Суде» нагие. (Приложение 1, слайд 11) Во всем блеске здесь чувствуется глубочайшее знание форм, скорченных, дрожащих от боли, сплетающихся между собой, полных необычайной силы. Современники были возмущены, поражены этим реализмом. Церемониймейстер папы умолял автора, от имени его святейшества, прикрыть хоть чем-нибудь наготу фигур. «Передайте папе, – ответил Микеланджело, – что если он исправит мир, я исправлю картину в несколько минут». (Приложение 1, слайд 12)   Эта огромная фреска, в 50 футов высоты и 40 ширины, способна произвести у зрителя головокружение. Это олицетворение тревоги, страха и ужаса. Мертвецы, заслыша звук труб Архангела, поднимают надгробные камни, раздирают саваны, безжизненно смотрят полусгнившими глазами. Одни полны отчаяния, другие надежды, наверху группа освобожденных, радостных; посередине Христос, проклинающий грешников, отвернувшийся от Богоматери, которая уговаривает его спасти заблудших. А эти несчастные, чувствующие на себе всю тяжесть Божественного приговора, в порыве отчаяния извиваются и корчатся внизу, наводя невольный ужас своими адскими конвульсиями боли. В общем, нет той чистоты духа, которая замечается в его плафоне капеллы, но потрясающая энергия общего, в особенности нижней части картины, ставит художника на недосягаемую высоту. Он понимает, что он превзошел себя. (Приложение 1, слайд 13)

Мало кому из художников удалось подняться до такой почти божественной силы творения, какая вот уже скоро пять столетий потрясает каждого, кто в благоговении поднимает глаза к расписанному Микеланджело потолку Сикстинской капеллы – прорыв в самое небо. (Приложение 1, слайд 14)

18 февраля 1564 года Микеланджело не стало, но остались его работы, стихи, рисунки, осталась память о Художнике.

4. Учащийся читает стихотворение:

Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье.

5. Учитель (под музыку «Ромео и Джульетта»)

В эту же эпоху, в это же почти время в славном городе Флоренции можно было видеть изящного юношу невысокого роста, хрупкого телосложения, миловидного, как девушка, с густыми волосами, доходящими до плеч. Кто он? Может быть паж знатного сеньора; может быть, робкий ученик провинциального мастера живописи? Но вряд ли кому могло прийти, что перед ними гений, будущий титан эпохи Возрождения. Тот, на могиле которого в Пантеоне будут высечены слова: «Здесь покоится тот …, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть…» Они редко посещают землю, эти гении гармонии. И быстро уходят. Ему было 37 лет, как и убитому Пушкину. Его короткая жизнь стала источником для легенд. В день его смерти ожидали крушения папского дворца, он должен был рухнуть, оплакивая гения, имя которого – Рафаэль. (Приложение 1, слайд 15)

6. Сообщение ученика.

О жизни его известно мало. Родился в итальянском городе Урбино в страстную пятницу 1483 года, 6 апреля. Его отец был придворным поэтом и художником герцога Федериго да Монтефельтро. В детстве Рафаэль рисовал углем на каменных заборах соседей. Соседи пожаловались герцогу. Тогда герцог вызвал к себе Джованни Санти и спросил, знает ли он, что его сын хочет стать художником? Джовани ответил: «Надеюсь, что Рафаэль им станет». С тех пор отец сделался учителем сына. И все было бы хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, но через всю жизнь пронес он чувство святости материнской любви. (Приложение 1, слайд 16) Ему не исполнилось еще 19 лет, когда он пишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле», которая сейчас находится в Эрмитаже.

7. Учитель.

Его звали «мадоннером». Что такое «мадоннеро»? (Ученики отвечают)Да, вы правы. Это «живописец матерей». (Приложение 1, слайд 17) Мадоннеры были бродячие ремесленники, которые ходили из города в город, из села в село и писали портреты матерей. Но Рафаэль не обижался. «Разве есть в искусстве что-нибудь больше, чем мадоннеро?» – говорил он и в очередной раз садился писать мать, охраняющую от бед младенца.
«Сикстинская мадонна», что в ней загадочного, что таинственного. Много легенд связано с ней.

(В класс под музыку  входит ученик, одетый в черное одеяние монаха, на голове капюшон, не видно не лица, ничего, только руки, а в руках четки и крест. Он медленно проходит по классу, делает круг и выходит в дверь. Музыка Бетховена «К Элизе»)

Однажды осенним днем, когда Рафаэль чувствовал себя плохо. В дверь постучался монах. Рафаэлю об этом доложили, но он отказался его принимать, монах был настойчив. Он пообещал, что излечит его от головной боли. Рафаэль согласился его принять. И боль действительно прошла. Монах был одет в черное, на лице был огромный шрам, он отказался снять черную накидку. Просьба монаха была в том, чтобы Рафаэль написал картину для Папы – Сиксты. Рафаэль отказался, сославшись на нездоровье. Монах уговорил его прогуляться и повел его на окраину города, там у ветхой избушки, он попросил его наклониться к окну и Рафаэль, наклонившись и заглянув в окно был поражен увиденным. Посреди комнаты сидела женщина с младенцем на руках, она была красива и загадочна. Когда Рафаэль повернулся спросить у монаха: «Кто эта женщина?», то монаха уже не было. Рафаэль вернулся домой и под впечатлением увиденного сделал первые наброски на холсте. На следующий день, он вновь отправляется на то место, но в ней не находит никого. Спросив, рядом бегающих, ребятишек: «Где молодая девушка с ребенком?» Ребята засмеялись в ответ и ответили, что здесь живет старуха. Рафаэль больше не увидел той девушки, но картина была закончена. (Приложение 1, слайд 18) По окончанию своей работы, он принес ее Сиксте VI. Папа был удивлен, он не заказывал никакой картины. И у него не было черного монаха. Но он принял подарок. «Эта вещь поистине из ряда вон выходящая и единственная в своем роде» – так о ней говорили тогда, да и сейчас тоже. Она загадочна. В ней есть тайна. 
Рафаэль бесконечно любил свое дело и неимоверно много работал. «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью», – напишет он в одном из писем. Напрасно. Он рано умер. Когда художник скончался, его любимая подняла с его подушек дощечку, на которой художник рисовал, расставаясь с жизнью. Рафаэль скончался  в свой день рождения – 6 апреля, 1520 года, в полном расцвете сил. (Звучит музыка)

8. Беседа.

Мы сегодня более полно узнали о творчестве двух великих мастеров – Рафаэле и Микеланджело. Так давайте с вами попробуем выяснить Кто они? Просто талант или они целая эпоха Возрождения? (учащиеся отвечают, опираясь на факты. В ходе беседы учащиеся повторяют предыдущие уроки на которых изучали, что в это время жили и творили еще замечательные мастера – Леонардо да Винчи, Донателло и др.).

Учащиеся уже заранее поделены на группы. 1 группа (стол) «Знатоки творчество Рафаэля и Леонардо»; 2 группа (стол) «Знатоки творчества Микеланждело и Донателло». Каждой группе дается задание: 1группе – сравнить творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи по схеме и на примере 2-х их произведений (живопись). 2 группе – сравнить творчество Микеланждело и Донателло на примере их произведений (скульптура).

1 группа.

Рафаэль и Леонардо

А. Общие данные

1. Автор (Рафаэль)
2. Название картины (Мадонна Конестабиле)
3. Дата, место создания (1504 г.)
4. Размеры (17,5х18см.)
5. Материал и техника (холст, темпера) .

В. Анализ

Характерная для Рафаэля гармония цвета и линии, формы
Композиция произведения вписана в круг, она симметрична, статична и уравновешена.
Композиционный центр – мадонна с Христом 
Гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью
Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе
Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучно настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж
Эпоха Возрождения, где человек всегда составляет центр композиции
Мягкая живописная манера подчёркивает нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира его окружающего.

С. Оценивание

Личное мнение:

Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты его картины. Мадонны Рафаэля – нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля.

А. Общие данные

1. Автор (Леонардо да Винчи)
2. Название картины (Джоконда, Мона Лиза)
3. Дата, место создания (1503)
4. Размеры 
5. Материал и техника (масло, дерево)

В. Анализ

Композиционный и колористический строй произведения такой, что нам кажется, что Джоконда одновременно изменчива и непоколебима, как природа.
Леонардо передает вечное течение жизни в одном прекрасном мгновении
Психологический портрет (тайна в улыбке)
Джоконда – очеловеченная душа природы, ее венец в центре мироздания
Высокое Возрождение:.
Живопись интеллектуальна, философична. Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно.

С. Оценивание

Личное мнение:

Будучи высшей точкой, вершиной творчества Леонардо, это полотно является как бы кристаллизацией его гения, сокровенных мыслей и вдохновения.
Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на нее, тем больше возрастает ее воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков.

2 группа.

Микеланджело и Донателло

А. Общие данные

1. Автор (Микеланджело).
2. Название (Давид).
3. Дата, место создания (1501-1504 гг. Флоренция).
4. Размеры (547 см).
5. Материал и техника (мрамор).

В. Анализ

Микеланджело изобразил «Давида» перед совершением подвига. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу.

Художественный язык скульптуры «Давид» отличается ясностью и простотой: выразительный силуэт, четкий контур, ясные членения, отсутствие противоречивых элементов в трактовке движения и в скульптурной моделировке — все служит максимально отчетливому выражению основы образа — концентрированной целеустремленной воли.

С. Оценивание

Гигантские размеры статуи, невиданное еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, — образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» —пафос героического действия. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл — это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды. В скульптуре  «Давид» у Микеланджело впервые появляется новая черта внутренней характеристики — невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу.

А. Общие данные

1. Автор (Донателло).
2. Название (Давид).
3. Дата, место создания (около 1430-32, Флоренция).
4. Размеры (в человеческий рост).
5. Материал и техника (бронза).

В. Анализ

«Давид» показан после совершение подвига.
Мальчик с гибкой фигурой и длинными волосами, ниспадающими на плечи, стоит в несколько самоуверенной и пассивной позе, его левое плечо приподнято, 
голова слегка наклонена, корпус немного изогнут, тяжесть тела покоится на правой ноге. В правой, полусогнутой руке он держит меч, опирающийся на шлем, в левой — камень от пращи; левой ногой попираетотрубленную голову Голиафа, символ поверженной гордыни, шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу, которые выглядят усталыми и немного подвыпившими, на что намекают два сосуда с вином; подножие статуи Давида окружает лавровый венок.

Фигура Давида на редкость свободно развернута в пространстве, он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях. Одежду Давида составляет лишь простая войлочная пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком, и богато украшенные поножи.

С. Оценивание

Давид» – это первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения. «Статуя «Давида» была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди-Медичи.

 Впервые она упоминается, стоящей на этом месте, в отчете о свадьбе Лоренцо Медичи в 1469 году. После падения Медичи и конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор Палаццо Веккьо и установили на мраморной колонне, в 1777 передали в Галерею Уффици, сейчас хранится в Национальном музее Флоренции.

После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. Скульпторов Высокого Возрождения больше привлекало изображение цветущей и мускулистой наготы. В статуе Давида сохраняются отголоски готики – в постановке фигуры, характерного готического изгиба тела, движении тонких, в лице, склоненное и прикрытое полями шляпы. Но все же в этой статуе Донателло воплотил смелый порыв, динамизм, одухотворенность, более чем в ранних и поздних своих произведениях. По сути эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения и знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.

Из каждой группы по одному представителю выходят и представляют свой анализ работы.

9. Учитель:

Микеланджело, Рафаэль… Каждый из них – гений, и каждому из них не хватает что-то от того, что было у других. Простосердечный и цельный человек в конце концов устанет от бесконечной, изнурительной борьбы героев Микеланджело, и его  потянет к ясной простате Рафаэля. Но человека с прометеевским началом повлечет из соразмерного бытия Рафаэля к клокочущим порывам Микеланджело. Они создали гармонию – мир человека Высокого Возрождения: это мир без подлости и фальши, мир титанов и ученых, мир лучезарной простаты, мир, двери которого всегда открыты для вас.

10. Итог урока

Итак, дорогие ребята, думается, что сегодняшний урок на тему: «Рафаэль, Микеланджело. Кто они? Талант или … целая эпоха Возрождения» прошел плодотворно, так как вы продемонстрировали глубокие знания не только в области  искусства, но и литературы и архитектуры, а также исполнительское мастерство, и умение работать в группе. Нужно было сплоченно трудиться в каждой команде и проявить не только глубину знаний, но и оригинальность мышления и творческий подход, что на наш взгляд вам удалось как умелым  критикам-искусствоведам. Как знать, может быть, и о ком-нибудь из вас благодарные потомки будут вспоминать, рассуждая о прекрасном: искусстве, литературе (поэзии) и называя в связи с этим ваши имена.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.