Вводный урок по истории на тему «Эпоха Возрождения» (7 класс)
Пояснительная записка
Вводный урок по теме «Эпоха Возрождения»
Данная разработка урока представлена на конкурс «Мой лучший урок» по гуманитарному направлению.
Методическая разработка урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Урок разработан для обучающихся 7 класса. В классе 24 человека (13 девочек, 11 мальчиков). Учащиеся в классе из социально благополучных семей, со средним и высоким уровнем развития. Все ученики заинтересованы в получении знаний и имеют высокий уровень мотивации. Все обучающиеся очень эмоциональны, подвижны, с трудом могут концентрировать внимание на учебных задачах, поэтому уроки необходимо выстраивать с учётом разнообразных форм и видов деятельности учащихся.
Это вводный урок - урок усвоения новых знаний со следующими этапами: организационный этап, актуализация знаний, мотивация учебной деятельности обучающихся, создание проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование темы урока, планирование деятельности, выдвижение и проверка гипотез, решение проблемы, первичное усвоение новых знаний, физкульт пауза, первичная проверка понимания, первичное закрепление, рефлексия, информация о домашнем задании.
Время урока – 45 минут.
Данный урок разработан с использованием двух технологий: технологии проблемно-диалогического обучения и технологии эдьютейнмент.
Технология проблемно-диалогического обучения применяется при введении нового материала. В качестве мотивационного приема в начале урока используется прием «яркое пятно», которым служит просмотр видео фрагмента фильма. Проблемная ситуация строится на приеме предъявления двух различных фактов, что приводит обучающихся к формулированию вопроса урока, а затем и темы урока. Выход к учебной проблеме осуществляется побуждающим от проблемной ситуации диалогом.
Для решения учебной проблемы учитель выбирает путь к открытию новых знаний через гипотезы. На данном этапе необходимо организовать поиск решений таким образом, чтобы дети сами высказывали свои предположения. Учитель использует побуждающий к гипотезам диалог. В данном уроке представлено выдвижение гипотез целым классом, а их проверка происходит при работе в группах. Учащиеся давно знакомы с этой технологией, поэтому выполняют проверку гипотез в группах самостоятельно, без дополнительного контроля со стороны учителя. На данном этапе важную роль играет самоконтроль и взаимоконтроль. Работа с текстом организована с помощью приема «Мозайка» (jigsaw reading). Это один из подходов в организации обучения в сотрудничестве, был разработан профессором Elliot Aronson в 1978 г. «Мозайка» представляют собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждая группа учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других), что способствует развитию умения слушать собеседника с целью получения необходимой информации. Учитель при этом дает учащимся автономию, и они сами привыкают работать в примерно одном темпе.
Технология Эдьютейнмент представлена различными элементами: работа с интерактивной доской и программой для интерактивной доски Notebook Smartboard, QR коды с использованием планшетов для индивидуального задания, презентация Prezi, оформление результатов работы в группах в гугл – форме, использование планшетов на этапе рефлексии при заполнении онлайн опросника и оценивании результатов урока. Заполнение опросника происходит онлайн с помощью сервиса Survio.com, который позволяет моментально собирать результаты и анализирует их в форме диаграмм и процентных отношений.
Данная технология является вспомогательной, на применении ее элементов строится поэтапная реализация технологии проблемно – диалогического обучения.
В уроке используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Большое внимание уделено логике урока: все этапы работают на одну цель, все компоненты урока соотнесены друг с другом в единый комплекс, продуманы своевременные переходы от одного компонента к другому, от одного упражнения к другому. Все это позволяет организовать урок в единый организм, сделать его такой формой организации образовательно-воспитательного процесса, которая дает возможность обучающимся максимально реализовать свои способности на уроке.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся, основными принципами которого являются:
Принцип деятельности
Принцип самостоятельности
Принцип непрерывности
Принцип психологической комфортности
В данном уроке сохраняется методическая последовательность. На уроке используются следующие методы:
Коммуникативный метод, который предполагает активизацию социальных компетентностей учащихся (дискуссия, парная и групповая работа);
Метод самостоятельности, который предполагает самостоятельное узнавание и усвоение знаний путем логического мышления;
Наглядно-иллюстративный метод, который предполагает закрепление знаний через схемы, таблицы, рисунки, модели;
Частично-поисковый метод, который предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы;
Практический метод, который используется для закрепления и применения полученных знаний.
Оборудование для урока: компьютер с выходом в Интернет, колонки, интерактивная доска, проектор, комплект планшетов, раздаточный материал, УМК.
Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС, совмещая в себе черты традиций и инноваций, позволяя учащимся работать над совершенствованием своих предметных, метапредметных умений и личностных качеств.
Технологическая карта
Тема раздела |
|||
Тема урока |
Эпоха Возрождения |
||
Цель урока |
создание условий для овладения обучающимися понятием Возрождения и отличительными чертами культуры эпохи Возрождения. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Обучающиеся научатся: - определять понятие Возрождения и отличительные черты культуры эпохи Возрождения. Обучающиеся получат возможность научиться сравнивать отличительные черты эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. |
Учащиеся научатся: - (регулятивные) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - (регулятивные) владеть основами самоконтроля, организовывать учебное сотрудничество в конкретно заданной учебной ситуации; - (познавательные) выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; - (познавательные) элементам смыслового чтения; - (коммуникативные) адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе; - (коммуникативные) совершенствовать навыки владения устной и письменной речью. |
Учащиеся научатся: - уважительно относится к культуре различных исторических эпох; - формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой; |
|
Межпредметные связи |
Искусство, музыка, ИЗО |
||
Формы работы |
индивидуальная, групповая, парная |
||
Ресурсы |
Интернет, УМК, гугл документы, онлайн опросник, qr код |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап |
||
- Добрый день. - Садитесь, пожалуйста. |
-Добрый день. |
|
Актуализация знаний обучающихся |
||
- Сегодня мы продолжаем говорить о человеке и жизни людей в XV – XVI веках. Посмотрите, пожалуйста, на изображения этих выдающихся людей, назовите их имена. (Приложение 1) - В какую эпоху развития мировой истории жили эти люди? - Давайте вспомним, что же было характерно для средневековой культуры. Вспомните из курса «История Средних веков», что являлось содержанием средневековой культуры, каковы были устои и представления средневековых людей? Заполните таблицу. (Приложение 2) – проверка д/з. (учитель на интерактивной доске заполняет таблицу по ответам обучающихся) |
- Ричард Львиное Сердце - Генрих VIII - Ричард III - Карл Великий - Жанна д’Арк - Средневековье. Они внесли большой вклад в развитие культуры этой эпохи. Проверка домашнего задания. Таблица у обучающихся должна быть заполнена. (обучающиеся на интерактивной доске заполняют таблицу, основываясь на своем выполненном д/з) |
|
Мотивация учебной деятельности обучающихся |
||
- Таким образом, мы видим, что вся жизнь людей была пронизана религией. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма. Можете ли вы дать название фильма, сказать по какому литературному произведению он был снят, кто автор произведения? (Приложение 8) |
Смотрят фрагмент фильма. - «Ромео и Джульетта», В. Шекспир. |
|
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. |
||
-Кто такой Вильям Шекспир? (Приложение 9) (одному обучающемуся выдается qr код с информацией о Шекспире, он распознает эту информацию с помощью планшета и рассказывает ее одноклассникам). - Построено ли это произведение на отношении людей к религии? - Раскрывает ли его литературное произведение элементы эпохи Средневековья? - В конце XV – XVI веках у европейцев начал складываться иной взгляд на себя и на мир, что свидетельствовало о закате средневековой культуры, о разрушении средневековых устоев и представлений. - Какой у вас возникает вопрос? (вопрос фиксируется на доске) - Какая будет тема урока? (тема фиксируется на доске) |
Знакомятся с информацией про Вильяма Шекспира. - Нет. - Нет. - Что изменилось в представлении людей? Какая эпоха пришла на смену Средневековью? - Эпоха, пришедшая на смену Средневековью. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, - постановка и формулирование проблемы, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. |
Планирование деятельности. Выдвижение гипотез. |
||
- Чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны узнать? (пункты плана фиксируются на доске) - Хорошо. Всё это и станет нашим планом работы на сегодняшнем уроке. Вспомните фрагмент фильма «Ромео и Джульетта», выскажите ваши гипотезы, что изменилось в представлении людей в соответствии с названными вами пунктами. (Приложение 3)(на интерактивной доске учитель фиксирует предположения детей в заранее подготовленную таблицу) - Как нам удобнее будет организовать работу над таким большим количеством пунктов плана? |
- Мы должны узнать, что стало главной ценностью людей. - Мы должны узнать отличительные черты данной эпохи в архитектуре и скульптуре литературе живописи музыке науке семье (обучающие предлагают данные пункты на основании таблицы, заполненной дома по эпохе Средневековья) Выдвигают свои гипотезы и предположения. - В группах. |
- планирование деятельности по достижению цели, - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, - проявление уважительного отношения к партнерам, - выдвижение гипотез и их обоснование. |
Поиск решения проблемы |
||
- Для того чтобы ответить на все вопросы, мы разделимся на 6 групп (по 4 человека). Каждая группа получает свой текст про культурную жизнь в период развития общества после Средневековья. В своих группах вы заполняете ту часть таблицы, которой посвящен ваш текст. Через 5 минут мы поменяемся группами. (Приложение 4) -Итак, у вас заполнена некоторая часть таблицы, пора создать новые группы. Сейчас у нас получится 4 группы по 6 человек (по одному человеку из каждой первоначальной группы). Расскажите, пожалуйста, друг другу то, что вы узнали из своих текстов по пунктам нашего плана. У каждого из вас должна быть полностью заполнена таблица. Затем оформите результаты своей работы в группе в электронном виде с помощью Гугл – формы. (Приложение 5)(у каждой группы есть 1 ноутбук с подключением к сети Интернет, они по ссылке переходят на заполнение гугл – формы ИЛИ в каждой группе есть несколько планшетов, обучающиеся также по ссылке выходят на заполнение гугл – формы, которая позволяет одновременное редактирование несколькими пользователями, и каждый заполняет какой-то один пункт – это сократит время заполнения электронного варианта таблицы) - Давайте посмотрим, что у вас получилось. -Согласны ли вы с группой? Есть ли вопросы к группе? (Приложение 6) |
Работают в группах, проверяя свои гипотезы по тексту. Заполняют свою часть таблицы. Работают в группе, обмениваются полученной информацией, заполняют таблицу в тетрадях. Заполняют электронную форму таблицы, решают, кто пойдет представлять работу группы у доски. По одному представителю от группы выходят к доске и представляют результаты своей работы. Остальные слушают и проверяют. |
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, - планирование учебного сотрудничества со сверстниками: определение функций участников и способов взаимодействия, - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; - оказание помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности, - самоконтроль и взаимоконтроль. |
Физкульт. пауза |
||
Первичное усвоение новых знаний |
||
- Давайте вернемся к нашим гипотезам. Откройте, пожалуйста, ваши итоговые таблицы. (на ноутбуках или планшетах) Все ли совало с тем, что мы предполагали? (на интерактивной доске учитель открывает таблицу с начальными предположениями обучающихся) -Итак, посмотрите на вопросы и пункты нашего плана, которые мы поставили в начале урока. Мы можем на них ответить? (учитель по ходу ответов обучающихся ставит на доске у пунктов плана отметку о выполнении того или иного пункта) - И наш самый главный вопрос урока. Какая эпоха пришла на смену Средневековью? В своих текстах вы могли встретить это понятие. - Как мы сейчас можем переформулировать тему нашего урока? - Как бы Вы определили понятие Возрождение? - Почему данная эпоха называется Возрождением? |
Сравнивают свои предположения с итоговым результатом. Объясняют, почему что-то могло не совпасть. - Можем. Отвечают на вопросы. (фронтально) - Возрождение. - Эпоха Возрождения. - Это – эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая Средневековье. - Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности. |
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - самоконтроль, взаимоконтроль. |
Первичная проверка понимания и первичное закрепление |
||
- Давайте теперь вместе вспомним, что же является основными характерными чертами Возрождения в различных сферах жизни. Расскажите об эпохе Возрождения вашему соседу по парте. -Что же было главной ценностью в эпоху Возрождения? |
Работают в парах, рассказывая друг другу об эпохе Возрождения по плану, составленному в начале урока. - Личность, провозглашение самосовершенства. |
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - установление аналогий и причинно – следственных связей; - проявление уважительного отношения к партнерам, - самоконтроль, взаимоконтроль. |
Рефлексия |
||
Что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Что у вас лучше всего сегодня получилось на уроке? Пока вы отвечаете на эти вопросы, возьмите, пожалуйста, планшеты и пройдите по ссылке для заполнения анкеты по итогам урока. (Приложение 7) |
Отвечают на вопросы по своей работе на уроке. |
- рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
Информация о домашнем задании |
||
- Итак, какое будет ваше домашнее задание? - Хорошо. Ваше домашнее задание: 1. Устно рассказать об эпохе Возрождения, используя в качестве опоры созданные таблицы. 2. В творческой форме представить таблицу по эпохе Возрождения. 3. По желанию подготовить сообщение о выдающемся деятеле эпохи Возрождения. - В помощь у вас остается заполненная таблица в тетради и ссылки на электронные формы таблиц. - Понятно ли д/з? Справитесь ли вы с ним? Почему вы так думаете? - Давайте посмотрим на результаты анкет. - Есть ли у вас вопросы по уроку? - Спасибо за урок. Урок окончен. Можете идти. |
- рассказать об эпохе Возрождения - доработать таблицу. Записывают д/з в дневники. - Справимся. Мы сейчас знаем отличительные черты эпохи Возрождения. - Нет. - До свидания. |
|
Цели урока достигнуты. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Группа 1
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Группа 2
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские художники Рафаэль и Леонардо да Винчи в своих мадоннах воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства, красоту своих вполне реальных современниц. Такие произведения перестали быть иконами, хотя и выполнялись для церкви.
Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи – итальянцы Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и целый ряд других – создали замечательные произведения искусства.
Группа 3
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Атлетические фигуры герое Библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения Микеланджело Буонарроти, отразили могучий, закаленный в жизненных несчастьях дух самого художника.
Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания – красивые, светлые, просторные.
Группа 4
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду в странах Европы. Представители культуры Возрождения – это великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и другие.
Группа 5
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Брак стал рассматриваться как высшее состояние в сравнении с культивировавшемся в средние века безбрачием. Но столь благосклонное отношение к брачному союзу, не облегчало женской участи. Их положение в обществе оставалось весьма тяжелым. В городской и сельской среде женщины имели численное преобладание. Этому способствовала массовая гибель мужчин на многочисленных полях брани, а также в экспедициях по освоению новых земель. Брак в ту эпоху позволял женщинам более менее устроится в жизни, социально адаптироваться. Семья в эпоху Возрождения становится центром развития личности человека.
Группа 6
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Возрождение было для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоёв культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики.
Хотя, в основном, музыка оставалась религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов.
В концертной жизни начала эпохи Возрождения основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы — семейство струнных смычковых.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 8
Фильм «Ромео и Джульетта», Великобритания, Италия, 1968 г. Режиссер: Франко Дзеффирелли.
Учитель выбирает фрагмент для просмотра с учетом своих пожеланий и в соответствии с темой урока. Продолжительность фрагмента не должна составлять более 5 минут.
Приложение 7
Приложение 9