Вводный урок по истории на тему «Эпоха Возрождения» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 31 January 2017 в группе

Пояснительная записка

Вводный урок по теме «Эпоха Возрождения»

Данная разработка урока представлена на конкурс «Мой лучший урок» по гуманитарному направлению.

Методическая разработка урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.

Урок разработан для обучающихся 7 класса. В классе 24 человека (13 девочек, 11 мальчиков). Учащиеся в классе из социально благополучных семей, со средним и высоким уровнем развития. Все ученики заинтересованы в получении знаний и имеют высокий уровень мотивации. Все обучающиеся очень эмоциональны, подвижны, с трудом могут концентрировать внимание на учебных задачах, поэтому уроки необходимо выстраивать с учётом разнообразных форм и видов деятельности учащихся.

Это вводный урок - урок усвоения новых знаний со следующими этапами: организационный этап, актуализация знаний, мотивация учебной деятельности обучающихся, создание проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование темы урока, планирование деятельности, выдвижение и проверка гипотез, решение проблемы, первичное усвоение новых знаний, физкульт пауза, первичная проверка понимания, первичное закрепление, рефлексия, информация о домашнем задании.

Время урока – 45 минут.

Данный урок разработан с использованием двух технологий: технологии проблемно-диалогического обучения и технологии эдьютейнмент.

Технология проблемно-диалогического обучения применяется при введении нового материала. В качестве мотивационного приема в начале урока используется прием «яркое пятно», которым служит просмотр видео фрагмента фильма. Проблемная ситуация строится на приеме предъявления двух различных фактов, что приводит обучающихся к формулированию вопроса урока, а затем и темы урока. Выход к учебной проблеме осуществляется побуждающим от проблемной ситуации диалогом.

Для решения учебной проблемы учитель выбирает путь к открытию новых знаний через гипотезы. На данном этапе необходимо организовать поиск решений таким образом, чтобы дети сами высказывали свои предположения. Учитель использует побуждающий к гипотезам диалог. В данном уроке представлено выдвижение гипотез целым классом, а их проверка происходит при работе в группах. Учащиеся давно знакомы с этой технологией, поэтому выполняют проверку гипотез в группах самостоятельно, без дополнительного контроля со стороны учителя. На данном этапе важную роль играет самоконтроль и взаимоконтроль. Работа с текстом организована с помощью приема «Мозайка» (jigsaw reading). Это один из подходов в организации обучения в сотрудничестве, был разработан профессором Elliot Aronson в 1978 г. «Мозайка» представляют собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждая группа учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других), что способствует развитию умения слушать собеседника с целью получения необходимой информации. Учитель при этом дает учащимся автономию, и они сами привыкают работать в примерно одном темпе. 

Технология Эдьютейнмент представлена различными элементами: работа с интерактивной доской и программой для интерактивной доски Notebook Smartboard, QR коды с использованием планшетов для индивидуального задания, презентация Prezi, оформление результатов работы в группах в гугл – форме, использование планшетов на этапе рефлексии при заполнении онлайн опросника и оценивании результатов урока. Заполнение опросника происходит онлайн с помощью сервиса Survio.com, который позволяет моментально собирать результаты и анализирует их в форме диаграмм и процентных отношений.

Данная технология является вспомогательной, на применении ее элементов строится поэтапная реализация технологии проблемно – диалогического обучения.

В уроке используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Большое внимание уделено логике урока: все этапы работают на одну цель, все компоненты урока соотнесены друг с другом в единый комплекс, продуманы своевременные переходы от одного компонента к другому, от одного упражнения к другому. Все это позволяет организовать урок в единый организм, сделать его такой формой организации образовательно-воспитательного процесса, которая дает возможность обучающимся максимально реализовать свои способности на уроке.

Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся, основными принципами которого являются:

Принцип деятельности

Принцип самостоятельности

Принцип непрерывности

Принцип психологической комфортности

В данном уроке сохраняется методическая последовательность. На уроке используются следующие методы:

Коммуникативный метод, который предполагает активизацию социальных компетентностей учащихся (дискуссия, парная и групповая работа);

Метод самостоятельности, который предполагает самостоятельное узнавание и усвоение знаний путем логического мышления;

Наглядно-иллюстративный метод, который предполагает закрепление знаний через схемы, таблицы, рисунки, модели;

Частично-поисковый метод, который предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы;

Практический метод, который используется для закрепления и применения полученных знаний.

Оборудование для урока: компьютер с выходом в Интернет, колонки, интерактивная доска, проектор, комплект планшетов, раздаточный материал, УМК.

Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС, совмещая в себе черты традиций и инноваций, позволяя учащимся работать над совершенствованием своих предметных, метапредметных умений и личностных качеств.


 

Технологическая карта

Тема раздела

 

Тема урока

Эпоха Возрождения

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися понятием Возрождения и отличительными чертами культуры эпохи Возрождения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся:

- определять понятие Возрождения и отличительные черты культуры эпохи Возрождения.

Обучающиеся получат возможность научиться сравнивать отличительные черты эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

Учащиеся научатся:

- (регулятивные) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- (регулятивные) владеть основами самоконтроля, организовывать учебное сотрудничество в конкретно заданной учебной ситуации;

- (познавательные) выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- (познавательные) элементам смыслового чтения;

- (коммуникативные) адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе;

- (коммуникативные) совершенствовать навыки владения устной и письменной речью.

Учащиеся научатся:

- уважительно относится к культуре различных исторических эпох;

- формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

Межпредметные связи

Искусство, музыка, ИЗО

Формы работы

индивидуальная, групповая, парная

Ресурсы

Интернет, УМК, гугл документы, онлайн опросник, qr код

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

- Добрый день.

- Садитесь, пожалуйста.

-Добрый день.

 

Актуализация знаний обучающихся

- Сегодня мы продолжаем говорить о человеке и жизни людей в XVXVI веках. Посмотрите, пожалуйста, на изображения этих выдающихся людей, назовите их имена. (Приложение 1)

- В какую эпоху развития мировой истории жили эти люди?

- Давайте вспомним, что же было характерно для средневековой культуры. Вспомните из курса «История Средних веков», что являлось содержанием средневековой культуры, каковы были устои и представления средневековых людей? Заполните таблицу. (Приложение 2) – проверка д/з.

(учитель на интерактивной доске заполняет таблицу по ответам обучающихся)

- Ричард Львиное Сердце

- Генрих VIII

- Ричард III

- Карл Великий

- Жанна д’Арк

- Средневековье. Они внесли большой вклад в развитие культуры этой эпохи.

Проверка домашнего задания. Таблица у обучающихся должна быть заполнена.

(обучающиеся на интерактивной доске заполняют таблицу, основываясь на своем выполненном д/з)

 

Мотивация учебной деятельности обучающихся

- Таким образом, мы видим, что вся жизнь людей была пронизана религией. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма. Можете ли вы дать название фильма, сказать по какому литературному произведению он был снят, кто автор произведения?

(Приложение 8)

Смотрят фрагмент фильма.

- «Ромео и Джульетта», В. Шекспир.

 

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

-Кто такой Вильям Шекспир?

(Приложение 9) (одному обучающемуся выдается qr код с информацией о Шекспире, он распознает эту информацию с помощью планшета и рассказывает ее одноклассникам).

- Построено ли это произведение на отношении людей к религии?

- Раскрывает ли его литературное произведение элементы эпохи Средневековья?

- В конце XVXVI веках у европейцев начал складываться иной взгляд на себя и на мир, что свидетельствовало о закате средневековой культуры, о разрушении средневековых устоев и представлений.

- Какой у вас возникает вопрос?

(вопрос фиксируется на доске)

- Какая будет тема урока?

(тема фиксируется на доске)

Знакомятся с информацией про Вильяма Шекспира.

- Нет.

- Нет.

- Что изменилось в представлении людей? Какая эпоха пришла на смену Средневековью?

- Эпоха, пришедшая на смену Средневековью.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

- постановка и формулирование проблемы,

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Планирование деятельности. Выдвижение гипотез.

- Чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны узнать?

(пункты плана фиксируются на доске)

- Хорошо. Всё это и станет нашим планом работы на сегодняшнем уроке. Вспомните фрагмент фильма «Ромео и Джульетта», выскажите ваши гипотезы, что изменилось в представлении людей в соответствии с названными вами пунктами. (Приложение 3)(на интерактивной доске учитель фиксирует предположения детей в заранее подготовленную таблицу)

- Как нам удобнее будет организовать работу над таким большим количеством пунктов плана?

- Мы должны узнать, что стало главной ценностью людей.

- Мы должны узнать отличительные черты данной эпохи в

архитектуре и скульптуре

литературе

живописи

музыке

науке

семье

(обучающие предлагают данные пункты на основании таблицы, заполненной дома по эпохе Средневековья)

Выдвигают свои гипотезы и предположения.

- В группах.

- планирование деятельности по достижению цели,

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

- проявление уважительного отношения к партнерам,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Поиск решения проблемы

- Для того чтобы ответить на все вопросы, мы разделимся на 6 групп (по 4 человека). Каждая группа получает свой текст про культурную жизнь в период развития общества после Средневековья. В своих группах вы заполняете ту часть таблицы, которой посвящен ваш текст. Через 5 минут мы поменяемся группами. (Приложение 4)

-Итак, у вас заполнена некоторая часть таблицы, пора создать новые группы. Сейчас у нас получится 4 группы по 6 человек (по одному человеку из каждой первоначальной группы). Расскажите, пожалуйста, друг другу то, что вы узнали из своих текстов по пунктам нашего плана. У каждого из вас должна быть полностью заполнена таблица. Затем оформите результаты своей работы в группе в электронном виде с помощью Гугл – формы. (Приложение 5)(у каждой группы есть 1 ноутбук с подключением к сети Интернет, они по ссылке переходят на заполнение гугл – формы ИЛИ в каждой группе есть несколько планшетов, обучающиеся также по ссылке выходят на заполнение гугл – формы, которая позволяет одновременное редактирование несколькими пользователями, и каждый заполняет какой-то один пункт – это сократит время заполнения электронного варианта таблицы)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Согласны ли вы с группой? Есть ли вопросы к группе?

(Приложение 6)

Работают в группах, проверяя свои гипотезы по тексту. Заполняют свою часть таблицы.

Работают в группе, обмениваются полученной информацией, заполняют таблицу в тетрадях.

Заполняют электронную форму таблицы, решают, кто пойдет представлять работу группы у доски.

По одному представителю от группы выходят к доске и представляют результаты своей работы. Остальные слушают и проверяют.

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: определение функций участников и способов взаимодействия,

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- оказание помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности,

- самоконтроль и взаимоконтроль.

Физкульт. пауза

Первичное усвоение новых знаний

- Давайте вернемся к нашим гипотезам. Откройте, пожалуйста, ваши итоговые таблицы. (на ноутбуках или планшетах) Все ли совало с тем, что мы предполагали? (на интерактивной доске учитель открывает таблицу с начальными предположениями обучающихся)

-Итак, посмотрите на вопросы и пункты нашего плана, которые мы поставили в начале урока. Мы можем на них ответить? (учитель по ходу ответов обучающихся ставит на доске у пунктов плана отметку о выполнении того или иного пункта)

- И наш самый главный вопрос урока. Какая эпоха пришла на смену Средневековью? В своих текстах вы могли встретить это понятие.

- Как мы сейчас можем переформулировать тему нашего урока?

- Как бы Вы определили понятие Возрождение?

- Почему данная эпоха называется Возрождением?

Сравнивают свои предположения с итоговым результатом. Объясняют, почему что-то могло не совпасть.

- Можем.

Отвечают на вопросы. (фронтально)

- Возрождение.

- Эпоха Возрождения.

- Это – эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая Средневековье.

- Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- самоконтроль, взаимоконтроль.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

- Давайте теперь вместе вспомним, что же является основными характерными чертами Возрождения в различных сферах жизни. Расскажите об эпохе Возрождения вашему соседу по парте.

-Что же было главной ценностью в эпоху Возрождения?

Работают в парах, рассказывая друг другу об эпохе Возрождения по плану, составленному в начале урока.

- Личность, провозглашение самосовершенства.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- проявление уважительного отношения к партнерам,

- самоконтроль, взаимоконтроль.

Рефлексия

Что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Что у вас лучше всего сегодня получилось на уроке? Пока вы отвечаете на эти вопросы, возьмите, пожалуйста, планшеты и пройдите по ссылке для заполнения анкеты по итогам урока. (Приложение 7)

Отвечают на вопросы по своей работе на уроке.

- рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

Информация о домашнем задании

- Итак, какое будет ваше домашнее задание?

- Хорошо. Ваше домашнее задание:

1. Устно рассказать об эпохе Возрождения, используя в качестве опоры созданные таблицы.

2. В творческой форме представить таблицу по эпохе Возрождения.

3. По желанию подготовить сообщение о выдающемся деятеле эпохи Возрождения.

- В помощь у вас остается заполненная таблица в тетради и ссылки на электронные формы таблиц.

- Понятно ли д/з? Справитесь ли вы с ним? Почему вы так думаете?

- Давайте посмотрим на результаты анкет.

- Есть ли у вас вопросы по уроку?

- Спасибо за урок. Урок окончен. Можете идти.

- рассказать об эпохе Возрождения

- доработать таблицу.

Записывают д/з в дневники.

- Справимся. Мы сейчас знаем отличительные черты эпохи Возрождения.

- Нет.

- До свидания.

 

Цели урока достигнуты.

Приложение 1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3


 


 


 


 

Приложение 4

Группа 1

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Группа 2

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские художники Рафаэль и Леонардо да Винчи в своих мадоннах воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства, красоту своих вполне реальных современниц. Такие произведения перестали быть иконами, хотя и выполнялись для церкви.

Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи – итальянцы Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и целый ряд других – создали замечательные произведения искусства.

Группа 3

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Атлетические фигуры герое Библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения Микеланджело Буонарроти, отразили могучий, закаленный в жизненных несчастьях дух самого художника.

Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания – красивые, светлые, просторные.

Группа 4

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду в странах Европы. Представители культуры Возрождения – это великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и другие.

Группа 5

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Брак стал рассматриваться как высшее состояние в сравнении с культивировавшемся в средние века безбрачием. Но столь благосклонное отношение к брачному союзу, не облегчало женской участи. Их положение в обществе оставалось весьма тяжелым. В городской и сельской среде женщины имели численное преобладание. Этому способствовала массовая гибель мужчин на многочисленных полях брани, а также в экспедициях по освоению новых земель. Брак в ту эпоху позволял женщинам более менее устроится в жизни, социально адаптироваться. Семья в эпоху Возрождения становится центром развития личности человека.

Группа 6

В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.

Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.

Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.

В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.

Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.

Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.

Возрождение было для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоёв культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики. 

Хотя, в основном, музыка оставалась религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов. 

В концертной жизни начала эпохи Возрождения основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы — семейство струнных смычковых.


 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 8

Фильм «Ромео и Джульетта», Великобритания, Италия, 1968 г. Режиссер: Франко Дзеффирелли.

Учитель выбирает фрагмент для просмотра с учетом своих пожеланий и в соответствии с темой урока. Продолжительность фрагмента не должна составлять более 5 минут.

Приложение 7


Приложение 9


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.