Открытое занятие для родителей на тему «Формы работы с гитаристами 1 года обучения. Аккомпанирующая гитара» (5–6 классы)

2
0
Материал опубликован 26 January

Конспект занятия на тему:

«Открытое занятие для родителей. Формы работы с гитаристами 1 года обучения. Аккомпанирующая гитара».

Аннотация

У детей, поступающих в музыкальную студию ОРФЕЙ, есть мечта – научиться петь под гитару. Перед поступлением ребята в присутствии родителей проходят собеседование. Они демонстрируют наличие чувства ритма, голосовые данные. Как правило, дети не имеют певческой подготовки, инструментом не владеют. В предварительной беседе педагог знакомит их с работой студии, с несколькими примерами видеозаписи концертных номеров, консультирует по вопросу приобретения инструмента. Особо подчеркивается серьезность занятий, неизбежные сложности и важность обязательных упражнений дома.

В первые три месяца учебы дети изучили темы: строение гитары, правила хранения и уход, аппликатура левой и правой рук, постановка рук, правила посадки, основные приёмы звукоизвлечения, обозначение струн и ладов, схемы базовых аккордов на открытых струнах.Выполняли упражнения на работу правой и левой рук, растяжку пальцев, быструю смену аккордов, вокальные упражнения с гитарой.

Открытое занятие очень полезно и детям, и родителям. Дети стараются выполнять максимально правильно практические задачи, освежить в памяти теоретические знания. Родители видят первые результаты занятий, узнают, как осуществлять домашний контроль. В целом, родители активно интересуются учебой ребят благодаря общению беседе и публикациям на странице группы студии В Контакте. Дети тоже привыкли заглядывать в беседу, пользоваться при выполнении учебных задач видеозаписями, берут там теоретический материал, самостоятельно что то добавляют. Однако, живая атмосфера занятия, непосредственное общение педагога и группы ребят вызывают у родителей интерес.

Форма проведения: занятие - практикум
Тип занятия: комбинированный
Время проведения:17.00-17.45+17.50-18.15 (1.5 часа)

Целевая аудитория: 5-7 класс, 8 человек
Задачи урока:

Образовательные:

в рамках темы «Формы работы с гитаристами 1 года обучения» познакомить родителей с разнообразием работы на музыкальных занятиях;

закреплять у детей знания и умения в музицировании;

продолжать формирование практических уменийучащихся при работе с изученным материалом;

Развивающие:

развивать творческие способности обучающихся;

развивать эстетический и музыкальный вкус обучающихся;

развивать исполнительскую и певческую культуру;

прививать навыки самостоятельности в работе;

Воспитательные:

прививать интерес к совместному музицированию;

воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;

поддерживать стремление детей порадовать родителей творческими успехами;

замечать и поощрять заинтересованность родителей в детских творческих успехах;

формировать навыки работы в группе.

Стремиться порадовать родителей успехами.

Ожидаемые результаты:

1. Предметные

- демонстрировать знания, умения и навыки в рамках пройденных тем,

- научиться исполнению музыкального материала ярким и чистым звуком;

- стремиться к правильному интонированию.

2. Метапредметные

Познавательные:

- усвоение и применение на практике необходимой информации

- анализ полученной информации

- осознанное и правильноепостроение речевых высказываний

Регулятивные:

- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- работать по плану

- контролировать результаты деятельности

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге со сверстниками

- отвечать на вопросы педагога

- работать в группе (ансамбле)

Продолжительность занятия: 1.5 часа.
Оборудование, материалы: синтезатор, гитары, микрофон, столы и стулья, ряды стульев для гостей, стол и стулья для жюри, тетради с записями песен и «музыкальным словариком», карточки с вопросами (отдать родителям), грамоты для подведения итогов «мини-конкурса», конфеты.


 

План занятия:

Организационно-мотивационный момент (10 мин.).

Актуализация полученных знаний(10 мин.)

Физкультминутка (3 мин.)

Практическая работа (30 мин.).

Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Рефлексия учащихся(10 мин.).

Выступление старших воспитанников студии. Ответы на вопросы родителей. (7 мин)

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть (10 мин)
Педагог:

Ребята, сегодня у нас в гостях наши родители. Они очень рады, что вы учитесь игре на гитаре и пению. Ваши родители приобрели для вас новые, прекрасные инструменты, помогают вам в непростом совмещении учебы в школе и музыкальных занятий. Им очень интересно, как мы учимся, что поем и как играем. Что мы узнали и чему научились. И какими музыкантами мы станем в недалёком будущем. А сейчас давайте попробуем сформулировать цель и тему нашего занятия.

(Предложения обучающихся…..)

Педагог:

Для того, чтобы этот зал наполнила музыка, каждый из вас ярко, красиво сыграет один, самый любимый аккорд.

Объявляется «мини-конкурс» на лучшее звучание аккорда. Юные гитаристы стараются дать корректную, объективную оценку звучания. Итоги мини-конкурса мы узнаем в конце занятия.

Дети работают «перекрёстно» один исполняет аккорд, кто то другой громко говорит его русское название, латинское обозначение и основную басовую струну. Обсуждение качества звучания.

II. Актуализация полученных знаний (10 минут)

Педагог:

А теперь мы дадим слово нашим родителям. Им очень интересно, как вы ответите на их вопросы, как сыграете и споёте.

Педагог раздает родителям карточки-вопросы

«Что такое тирандо и апояндо»

(Предполагаемые ответы: это два основных приёма звукоизвлечения. Щипок и Удар. Это испанские слова, поскольку школа игры на гитаре возникла в Испании). Демонстрация – сначала один человек, затем вся группа.

«Что такое ОБЕЧАЙКА?» ( Предполагаемый ответ-показ обечайки на своей гитаре)

«Где у гитары пружины? Зачем они нужны?» (Предполагаемый ответ: пружины вгитаре приклеены изнутри к верхней и нижней декам.Они предохраняют верхнюю и нижнюю деки от растрескивания из-за сильного натяжения струн).

«Как выполняется упражнение БАСЫ?» (Предполагаемый ответ: басовые струны – 6, 5 и 4. Басы играются «щипком», при этом палец «р» сразу после щипка фиксируется между 1 и 2 фалангами пальца «i» для хорошей группировки кисти. Счёт – вслух, нараспев – для подготовки к игре и пению. Исполнение)

«Что такое АККОРД?» (Предполагаемый ответ: это три и более звуков, исполненных одновременно)

«Как выполняется упражнение АККОРД?» (Предполагаемый ответ: палец «р» фиксируется на 6 струне. На счёт «раз» пальцы «i», «m», «a» одновременно защипывают струны 3, 2 и 1. Кисть сжимается в кулак. На счёт «два» кулак разжимается, пальцы возвращаются к «своим» струнам. Работа кулаком нужна для предотвращения зажатости кисти. Исполнение . Игра стоя.)

«Как выполняется упражнение ВАЛЬС?» (Предполагаемый ответ: вальс играется так: на счет «раз» играется бас, на счёт «два» и «три» играются два аккорда. Это упражнение – на основе упражнений «басы» и «аккорд». Исполнение)

Дети садятся на места.

«Как с помощью гитары научиться петь правильные звуки?» (Предполагаемый ответ: есть упражнение «шаги» на открытой первой струне. Мы играем упражнение приемом «удар» и поём на этом звуке «i - mi - m…». Затем усложняем упражнение: зажимаем на первой струне I, II,III, IV лады и поём эти звуки. Исполнение.)

Проблемный вопрос: дети, обязательно петь именно«i - mi - m…»? (подвести к ожидаемому ответу – можно петь любые звуки или слоги)

 

Педагог: мы сейчас бегло и фрагментарно освежили знания и умения по темам «СТРОЕНИЕ ГИТАРЫ» и «первые навыки владения инструментом»

 

Физкультминутка (2 минуты)

 

Учащиеся стоя выполняют упражнения для корпуса

 

1.Наклоны вправо-влево, руки на поясе.
2. Вертикальные движения руками с хлопками над головой.
3. Круговые движения головой.
4. Приседания.

 

Переход к песне «Бабушка»


5. Дети ритмично топают ногами. Педагог хлопками исполняет ритмический рисунок песни «БАБУШКА». Получается звучание двух разных ритмических рисунков.

Вопрос«Вы догадались, чем мы сейчас займемся? (Предполагаемый ответ: будем работать над песней «БАБУШКА»

 

III Практическая работа. (20 минут)

 

Игра (ударами) и пение песни с начала до конца. Вопрос: какую пользу приносит такой способ исполнения? (Предполагаемый ответ: мы вспоминаем схемы аккордов, учимся их быстро и в нужном месте ставить, вспоминаем то, что заучили наизусть. Стараемся петь чисто всю песню)

 

ИСПОЛНЕНИЕ СИДЯ

 

Еще один вопрос от родителей: «Как вы научились играть «БОЕМ»? (Предполагаемый ответ: сначала научились глушению струн ребром ладони, затем записали схему короткого боя по 4 пунктам. Учились играть со счетом вслух)

 

Игра 1 куплета (запева) стоя, наизусть. Педагог при этом тихо напевает мелодию, поскольку некоторым детям пока трудно сочетать ровный ритм аккомпанемента с синкопированным ритмом мелодии.

 

Дети садятся на свои места

 

Игра и пение БРИДЖА и ПРИПЕВА. Если есть время, дети могут рассказать, что такое «БРИДЖ». Определение записано в «Музыкальный словарик» в конце тетради.

 

Работа над вокально-трудными местами с помощью гитары (дети играют небольшие мотивы из 3-4 слогов на 1 струне. Как это делать - записано в тетради. Стараются чисто подпевать).

 

 

IV. Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Рефлексия учащихся. (5 минут)

Давайте подведем итоги занятия, ответив на вопросы:

 

Как вы думаете, нашим родителям стала более понятной наша работа?......(…..)

У вас было желание порадовать наших гостей красивым звучанием голоса, качественной игрой и правильными ответами на вопросы? (….)

Сегодняшнее занятие вы считаете полезным для вас (….)

А какое у вас сейчас настроение? (…..)

Вы за время занятия устали? (…..)

А кто доволен своей работой, поднимите пожалуйста руку. (….)

 

Подведение итогов мини-конкурса и работы на занятии. Грамоты, конфеты).

 

V К нам пришли ребята-гитаристы из старшей группы. Они вместе со мной исполнят для всех присутствующих песню «Если можешь помочь – помоги».

 

Исполнение песни ансамблем старших гитаристов.

 

Подведение итогов мини-конкурса

 

Я благодарю всех, кто присутствовал на сегодняшнем занятии. Детям – спасибо за работу и активность. Уважаемым родителям и гостям – за искреннюю заинтересованность и доброжелательную атмосферу.

Анализ занятия

Общие сведения о занятии
Дата проведения: «30» ноября 2023 года
Группа 1, 5-7 класс музыкальная студия ОРФЕЙ, Дворец детского творчества
ФИО преподавателя: Николаева Татьяна Олеговна
Количество учащихся по списку: 8
Количество присутствующих: 7 (один человек на больничном)_
Место проведения: Малый зал. ЦДО ЛИДЕР.


Обстановка в зале способствовала плодотворной работе. Присутствие родителей успокаивало ребят и рождало желание продемонстрировать хорошие результаты работы. (в зале чисто, уютно,освещение хорошее). Организационный момент настроил детей на работу, родителей – на внимательное наблюдение..

Тема:
«Открытое занятие для родителей. Формы работы с гитаристами 1 года обучения.. Аккомпанирующая гитара» является итоговой в списке тем 1 полугодия. На неё выделено 2 часа. (1.5 часа собственно занятие и 0.5 ч. – общение с родителями, ответы на их вопросы)

Задачи урока:

Образовательные:

в рамках темы «Формы работы с гитаристами 1 года обучения» познакомить родителей с разнообразием работы на музыкальных занятиях;

закреплять у детей знания и умения в музицировании;

продолжать формирование практических умений учащихся при работе с изученным материалом;


 

Развивающие:

развивать творческие способности обучающихся;

развивать эстетический и музыкальный вкус обучающихся;

развивать исполнительскую и певческую культуру;

прививать навыки самостоятельности в работе;


 

Воспитательные:

прививать интерес к совместному музицированию;

воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;

поддерживать стремление детей порадовать родителей творческими успехами;

замечать и поощрять заинтересованность родителей в детских творческих успехах;

формировать навыки работы в группе.

Стремиться порадовать родителей успехами.


 


Тип и структура урока.
Тип урока - комбинированный, Форма проведения: занятие – практикум. Структура подобрана в соответствии с темой и дидактической целью занятия. Все этапы шли последовательно, мною заранее была предусмотрена их продолжительность. Время на уроке я постаралась распределить экономно, чтобы удалось затронуть изученный теоретический материал и в практической работе для присутствующих была возможность прослушать группу (ансамбль) и ребят- индивидуально. В конце занятия подведены итоги, поставлено несколько вопросов на контроль изученного материала. Проведена рефлексия.

Содержание занятия.
Тема занятия соответствует плану дополнительной программы. Это занятие – итоговое. На нём не объясняется новый материал. Я обращала особое внимание на активизацию мыслительных операций (теория) и практическую работу. Во время работы на уроке дети работали фронтально и индивидуально.

Методы и приемы обучения.
На занятии использовались различные формы обучения: индивидуальная, групповая, а также методы: опрос, беседа, практическая работа с инструментом, пение. Все эти методы отвечали содержанию учебного материала, целям и задачам занятия. Санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены.

Выводы:
Моя триединая дидактическая цель (ТДЦ) занятия предусматривала взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Чётко поставлены образовательные, воспитательные и развивающие цели. На мой взгляд, эти цели были достигнуты.
На занятии активно работали все дети, и даже родители. Задания в основном были выполнены.
Тип занятия – занятие использования умений и навыков. Его логика соответствует структуре занятия данного типа. Включает следующие этапы: организационно-мотивационный момент, актуализация полученных знаний, где мы вспомнили понятия предыдущих занятий, много практической работы, (в том числе «мини-конкурс» с обсуждением, подведение итогов урока, рефлексия.
На этапе подготовки к основному этапу занятия была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний и умений. Методы оптимально подобраны под содержание дидактической задачи.
Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему этапу занятия. На данном этапе было обеспечено осмысление способов действий репродуктивного и конструктивного уровня. Все аспекты ТДЦ занятия нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Мною были учтены возможности группы и особенности изучаемого материала, поэтому постаралась оптимально выбрать методы: словесные, наглядные, практические.
Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе занятия. Дети работали сидя или стоя, что обеспечило двигательную активность. В ходе проведения практического занятия была проведена физкультминутка для рук, корпуса.
Рефлексия показала, что занятием довольны все учащиеся и родители.
Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.
Постаралась использовать разнообразные (словесные, наглядные, практические, логические и другие) методы обучения, чтобы они способствовали лучшей демонстрации детских достижений.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации