Тема занятия: «Осенний натюрморт».
Цель занятия: выявить навыки обучающихся по пройденной теме, с помощью выполнения практической работы «Осенний натюрморт».
Задачи:
-закрепить у детей навыки работы с бумагой в технике рельефной аппликации;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое мышление, фантазию.
-учить детей работать сплоченно для достижения единого результата, объединять отдельные изготовленные фрагменты в готовую композицию;
Оборудование и материалы:
-цветной картон;
-разноцветные столовые салфетки;
-картон белый А3;
-ножницы;
-клей ПВА;
-картины-натюрморты.
Организационный момент.
Вступительное слово.
Педагог: «Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами будем изготавливать панно в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт». С рельефной аппликацией мы уже знакомы. Какие материалы мы используем для работы в этой технике. Правильно, мы используем разноцветные столовые салфетки, картон белый или цветной, клей ПВА. А вот понятие «натюрморт» для нас пока еще не знакомо. «Натюрморт» это один из жанров в живописи, он может быть очень разнообразным, может состоять из таких предметов, как: ваза с цветами, графин с водой, стоящий на столе, блюдо с фруктами, и т.д. Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, а в переводе на русский обозначает «мертвая натура», т.е. изображение неодушевленных предметов. Есть даже стихотворение о натюрморте, послушайте его, пожалуйста:
«Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт».
А.Кушнер
Педагог: «Сегодня мы с вами тоже создадим свой натюрморт, с помощью салфеток, клея и нашей фантазии. Так как наш натюрморт осенний, значит и фрукты, которые мы будем с вами использовать для создания натюрморта, должны относиться к осеннему урожаю? Давайте назовем их: это яблоки, груши, айва, виноград и т.д. Именно эти фрукты мы и изобразим на нашем панно».
Основная часть.
Сортировка материала (салфеток), по размеру и цвету. Распределение между детьми определенных фрагментов.
Практическая работа.
Педагог: «Перед тем, как начать работать, давайте вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем:
- какими ножницами мы пользуемся, и где они должны находиться, когда мы ими не работаем? (ножницы должны быть с тупыми концами, они должны лежать с правой стороны в закрытом состоянии)
- как правильно передавать друг другу ножницы? (кольцами вперед)
- как мы пользуемся клеем? (аккуратно, не размахивая флаконом, ничего не пачкая, а если такое приключилось, нужно незамедлительно протереть влажной салфеткой, и еще, не нужно пить клей, он не вкусный)
Педагог: «Все правильно ребята, а теперь за дело! Для начала нам нужно сделать наброски нашего натюрморта, определить, какого цвета салфетки мы будем использовать, для того или иного фрукта. Ребята возьмите салфетку нужного вам цвета, разорвите ее на 16 равных частей, методом складывания. Из полученных кусочков начинаем катать комочки. (Выполнение детьми практической работы) А теперь, для того чтоб ваши ручки и пальчики намного отдохнули, я предлагаю вам немного поиграть».
Упражнение «Солнышко»
для развития моторики рук.
- Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.
- Как светит солнышко осенью?
Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
- Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку. Упражнение повторяется несколько раз.
Педагог: «Ну что ребята, отдохнули? Значит, продолжим. Те, кто накатал достаточно комочков для своего фрукта, могут начинать заклеивание. Незабываем о том, что комочки на должны выходить за границы нарисованного фрукта, и что на поверхности фрукта не должно оставаться пустых мест. Клей наносим непосредственно на поверхность панно, при необходимости можно нанести небольшое количество на комочек. (Выполнение детьми практической работы) Ну что, «ребята – мастерята», давайте немного отдохнем, сыграем в игру «Знак вопроса»?
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочек кладутся карточки с вопросами. Участники по очереди подходят и наугад достают из мешочка карточку с вопросом. По возможности отвечают самостоятельно, если ребенок не справляется, ему помогает весь коллектив.
- какой материал используется при работе в технике рельефной аппликации? (цветные столовые салфетки)
- что такое натюрморт? (изображение неодушевленных предметов)
- когда собирают урожай? (осенью)
- что такое яблоко, груша, айва? (фрукт)
- что такое виноград? (ягода)
- что такое «Оригами»? (искусство складывания фигурок из бумаги)
Педагог: «Для общего вида завершенности, нашей работе не хватает рамки. Рамку мы тоже сделаем из разноцветных комочков, по тому же принципу, что и вся поделка». (Выполнение практической работы).
Рефлексия.
В центре стола кладется «солнышко», вокруг которого будут выкладываться бумажные облака и тучки. Дети по очереди выбирают облако (все понравилось), или тучку (не очень понравилось, было скучно) объясняя свой выбор.
Педагог: «Ребята наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями. А сделаем мы это можно при помощи вот этих тучек и облаков (педагог ставит в центре стола блюдце с вышеперечисленными предметами). А теперь ребята, я попрошу вас выбрать тот предмет, который соответствует вашему настроению, после нашего занятия. Если вы довольны и вам все понравилось, выбирайте «облачко» и кладите его возле нашего солнышка. Ну, а если вам было скучно, или что-то не понравилось, выбирайте «тучку». (Выполнение рефлексии).
Педагог: « Вот и закончилось наше занятие. Ребята, вы только посмотрите, какое замечательное панно у нас получилось, как много нового мы с вами сегодня узнали. Правда, здорово?! А еще ребята, я очень рада тому, что возле нашего солнышка совсем не видно тучек, одни облака. Это значит, что наше занятие было интересным и познавательным.
«Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год».
М. Ивенсен.
До свидания ребята, но прощаюсь я с вами ненадолго, а всего лишь до следующего занятия».