Открытое занятие «Путешествие по русским народным сказкам»
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: Формирование у детей знаний об одном из жанров фольклора – народной сказке, развитие речевой и познавательной активности.
Дежурный сдает рапорт
Ход занятия:
Воспитатель: Мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не просто в путешествие, а в путешествие по сказкам. Скажите пожалуйста, а вы любите путешествовать?
Дети отвечают. (Да)
Воспитатель: Что такое сказка?
Дети отвечают. ( Сказка — это рассказ о выдуманных событиях, о том, чего на свете не бывает.)
Воспитатель: а какие сказки вы знаете?
Дети отвечают: (…)
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: А кто скажет, почему их называют русскими – народными?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.
Воспитатель: И сегодня, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: встретиться с русскими народными сказками. Путешествовать мы будем с вами по станциям. На каждой станции вы будете получать пазл. А когда наше с вами путешествие закончится, мы с вами должны собрать картинку. Итак,
1 станция. «Загадки»
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(Айболит)
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду триста лет.
Там, на неведомых дopoжках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба-Яга)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? — ...
(Буратино)
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок...
(Винни-Пух)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...
(Колобок)
2 станция «Угадай-ка)
К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
Какая избушка была у лисы? (ледяная)
И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)
Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили – были)
Физкультминутка:
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
3 станция «Исправь ошибку»
Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван (не Иван, а Емеля).
- Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот, а волк).
- Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).
- Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).
- Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен
У троих козлят (не козлят, а поросят).
- А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки - щёлк да щёлк
Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).
- Лягушка со стрелою
Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).
4 станция «Кто говорит эти слова?»
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Рефлексия:
Воспитатель: молодцы ребята, мы с вами собрали все пазлы. А теперь нам с вами нужно собрать картинку и назвать сказку которая у вас получилась. (Гуси – лебеди)
Кто назовет тему сегодняшнего занятия?
О чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?