Откуда есть пошла Красногорская земля?

1
0
Материал опубликован 5 November 2019

                                    Сосны брянские шумят,

                                           Ели красногорские стоят.

                                               Светлы и Беседь, и Десна –

                                      Всё это Брянщина моя!

Лидия Мурашкина

«…Факты свидетельствуют, что Попова Гора – одно из ранних поселений Киевской Руси – существовала уже в первой половине X века. А само её название связано с принятием христианства на Руси. Сколько лет Красной Горе?

Как хотелось бы с точностью до года ответить на этот вопрос. Не будем торопиться называть точную дату. Бесспорно одно: она значительно старше, чем принято сейчас считать». Эти строки взяты из статьи Сергея Ивановича Святогора – краеведа, ветерана, корреспондента, заслуженного педагога и моего земляка –, опубликованной в газете «Брянский рабочий» в 1987 году, когда отмечалось 600-летие посёлка. В нынешнем, 2017 году, моя малая родина празднует 630-летие. И мне небезразличны ни страницы её прошлого, ни будущее Красной Горы. В связи с этим я решила написать небольшой очерк об истории и памятниках своего родного и любимого края.

Попова Гора (таким было её название до 1922 года) издавна самым теснейшим образом связана с Киевской Русью. В отношении времени возникновения Поповой Горы историки XIX века считают, что это «поселение древнее, дотатарское». Таково мнение известных историков Александра Лазаревского и Филарета Черниговского (Гумилёвского). А историк Павловский помещает Попову Гору между поселениями, возникшими в 862-1054 годах. Об этом сообщается в книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии, книга пятая. Чернигов, 1874г.».

Исторической наукой доказано, что территорию нынешнего красногорского края издавна населяли восточно-славянские племена – радимичи. Радимичи – это древнерусское племенное объединение последних веков I тысячелетия нашей эры. О жизни радимичей рассказывает широко известная русская летопись «Повесть временных лет». Название радимичи получили от своего вождя – Радима. Жили они посёлками, которые располагались на высоких берегах рек. Для обороны от врагов использовали природную защиту. Где было необходимо, поселения обносили частоколом или бревенчатой стеной. Таким было и поселение на высоком левом берегу Беседи, в черте нынешней Красной Горы. Место это носит название «Городище», а современные жители посёлка именуют его «Городком». Отсюда начиналась Попова, а ныне Красная Гора.

Накануне двадцать восьмой годовщины Победы над фашистской Германией была проведена реконструкция Красногорского городища. Оно было выровнено, облагорожено. По склонам посадили деревья. Городище стало ниже высотой, но красивее и уютнее. В этот 1973 год было принято решение о сооружении на красногорском городище памятника тем, кто погиб за Родину в боях с врагом. Вскоре в торжественной обстановке памятник был открыт. Высоко в небо устремился обелиск с надписью: «Героям - красногорцам, отдавшим жизнь за Советскую власть, благодарные земляки». В память о почти пяти тысячах воинов из Красногорского района, не возвратившихся с поля брани Великой Отечественной войны был установлен этот памятник.

Но не менее интересна история возникновения городища, его значение в основании Поповой Горы. Давайте, хотя бы мысленно, совершим экскурсию на это место и представим, каким оно было в давние от нас времена. Очень уютно и привольно разместилось древнее городище на высоком берегу реки Беседи, когда-то полноводной, величественной, неоспоримо красивой. Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы на этом месте поселился человек. В дремучих, девственных лесах, которые когда-то здесь шумели, водилось много разных зверей и птиц, в изобилии было грибов и ягод. В дуплах старых деревьев гнездились дикие пчёлы. И люди могли заниматься сбором мёда - бортничеством. Полноводные реки – Беседь и Полонка – изобиловали рыбой и служили надежными путями сообщения. Соединяясь вместе, они образовывали угол, который был трудно доступен с севера и востока. Обороне от врагов способствовали также высокие склоны и глубокие овраги. Поэтому и основали здесь в своё время одно из древнейших поселений Брянского края наши предки славяне - радимичи. Опираясь на исследования историков и археологов, сегодня мы можем лишь догадываться о том, что представляло собой это поселение. Скорее всего, на месте нынешнего городища было несколько наземных столбовых построек или полуземлянок. Общая высота жилища с подземной и надземной частью составляла два– два с половиной метра. Земляная засыпка помогала удерживать в жилье тепло, задерживала воду, предохраняла от пожаров. В глубине из камней и глины сооружалась печь. Дым выходил в помещение, согревая его. Для варки пищи на печке устраивались особые приспособления – нечто вроде глиняной жаровни, намертво соединённой с самой печью. На ней в горшках варилась похлёбка. Вдоль стен жилья устраивались лавки, сколачивались деревянные лежанки. Славянский посёлок у Беседи был обнесён прочным забором – укреплением из толстых кольев и брёвен и напоминал крепость. Так видится с позиции наших дней первое поселение в красногорском городище. А археологические раскопки позволили найти монеты, вещи, камни с крестом, относящиеся к XI веку. Об этом сообщается в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии». В этой же книге помещено и предание о Поповой Горе. «При Владимире, – сообщает оно, – местный жрец – князь, приняв христианство, был местным священником…». Священников же в народе называли попами. Это и послужило тому, что за поселением на высоком берегу реки Беседи закрепилось название Попова Гора.

Особо необходимо отметить и другие археологические памятники Красной Горы. В 1891 и 1894 годах археолог П.М. Ерёменко произвёл здесь раскопки и исследовал семнадцать курганов. В статье «Радимичские курганы», напечатанной в «Записках императорского русского археологического общества» (1896г.) он подробно рассказал о своих раскопках. В двух верстах от Поповой Горы, в урочище «Боровина», Ерёменко обнаружил до ста двадцати могильных радимичских курганов. Эти курганы Ерёменко относил к первой половине X века. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: на месте нынешней Красной Горы уже в первой половине X века существовало древнее поселение радимичей. В пользу мнения Ерёменко говорит и находящаяся ныне под охраной государства курганная группа «Красная Гора», относящаяся к эпохе Древней Руси. Расположен этот археологический памятник в двух километрах северо-восточнее посёлка Красная Гора, среди полей и лесопосадок. К сожалению, курганы эти во многом испорчены и временем, и людьми. Радимичские курганы в урочище «Боровина» уже вошли в черту границ посёлка в его южной части. Места эти давно заняты жилыми постройками. Отдельные дома и другие строения высятся на взгорках былых радимичских курганов – могил. И, к сожалению, хозяева даже не подозревают об этом. Возможно, радимичские курганы и не представляют большой материальной ценности, но они бесценны для науки и поэтому требуют к себе уважительного и бережного отношения. Ведь археологические памятники – это остатки материальной культуры древнего человеческого общества.

Ответить точно, сколько лет Красной Горе, в каком году она была основана, мы не имеем возможности. Нет таких документальных источников, которые бы дали ответ на эти вопросы. Нашему Брянску пришлось отмечать свою юбилейную дату дважды: в 1971 году (по данным летописи) – 825-летие, а в 985 году – 1000-летие. Это произошло благодаря тому, что в Брянске были проведены археологические раскопки. Выводы об их результатах были представлены Институту археологии Академии наук. Брянские археологи настойчиво доказывали, что Брянск имеет тысячелетнюю историю. Институт археологии пришёл к следующему заключению: «…Есть основание полагать, что древний Брянск был основан в 80-е годы Х века». Можно спорить о том, что считать датой отсчёта лет того или иного населённого пункта первое о нём упоминание нецелесообразно, ведь эти упоминания зачастую носят случайный характер и не отражают исторической достоверности. Так нельзя принимать за год основания Красной Горы ни 1387, ни 1396 годы. К тому времени она уже была существующим поселением. Однако все исследованные материалы дают основание предполагать и об её тысячелетней истории.

Не менее интересна судьба нашего посёлка в XX и XXI веках. В 1919 году Суражский уезд с волостью Попова Гора входил в состав Гомельской губернии. Осенью 1921 года она вошла в состав вновь образованного Клинцовского уезда и была переименована. С января 1927 года Клинцовский уезд вошёл в Брянскую область, а в 1929 образовался и Красногорский район. В 1937 году Красногорский район вошёл в состав Орловской области, а пятого июля 1944 года вновь вернулся в Брянскую. Ярко проявились героические традиции наших земляков в годы Великой Отечественной войны. С августа 1941 по сентябрь 1943 годов территория района была оккупирована фашистскими захватчиками. За период оккупации было расстреляно и замучено 168 человек, а 770 было угнано в Германию. Ущерб от оккупации составил 170 миллионов рублей в ценах того времени. За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага сотни жителей Красногорского района награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены Дмитрий Иванович Ковалёв и Иван Никифорович Лысенко – участник победоносного взятия Рейхстага. Уроженец села Заборье Иван Семёнович Буйневич – полный кавалер орденов Славы. В районе свято чтут память о земляках, не вернувшихся с полей сражений. В центре посёлка, в уютном сквере, расположен памятник – братская могила, где покоится прах шестидесяти шести советских воинов, отдавших свои жизни во имя Родины.

В послевоенные годы немало замечательных имён полеводов, животноводов, рабочих, агрономов, строителей, учителей, врачей вписал наш район в летопись Брянщины. Это дважды Герой Социалистического труда Валентина Николаевна Голубева, Герой Социалистического труда Ульяна Тихоновна Карпеченко, Ксения Александровна Голофаст, награжденная орденом Ленина, и многие другие. В наше время историю Красногорской земли создаёт молодое поколение, которое, следуя историческим и патриотическим традициям прошлого, вносит свой вклад в сохранение и приумножение благ своей малой родины, на долю которой выпало пережить чернобыльскую трагедию.

Закончить своё сочинение я хочу проникновенными строками из стихотворения поэта и журналиста, ещё одного моего земляка - Леонида Моргача. Ведь они так точно и искренне отражают всю мою любовь и преданность родной земле:

Красногорье моё родное!

Нет на свете прекрасней тебя,

Когда рожь колосится стеною

И когда расцветает земля.

Твоей Беседи светлые воды,

Синева твоих ясных озёр

И берёзок - сестриц хороводы –

Всё ласкает и радует взор.

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.