Урок на тему «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» (6 класс)

5
0
Материал опубликован 9 February

УРОК 6. (6 класс)

ОТРАЖЕНИЕ ВО ФРАЗЕОЛОГИИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДА

Тип урока: урок-диалог, элементы исследования на уроке

Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры .

Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль, коррекцию.

Предметные: осознавать национальное своеобразие русского родного языка, роль русского родного языка в жизни человека, понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их.

Опорные понятия, термины: история, культура, язык, ключевые слова, фразеологизм, фразеологический словарь.

Инструментарий учителя: учебник: упр.1, 3, 4, 51, эпиграф к разделу «Язык и культура» (стр. 4), рубрики «Диалог культур», «Лингвистические заметки»; «Круг чтения»; «Толковый словарь», Учебный фразеологический словарь русского языка ( на парте)

Домашнее задание: §6, упр. 50


 

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах. Знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Вы имеете опыт работы с фразеологизмами. Вспомните информацию. Вам в помощь презентация. ( презентация 1.2.3 слайды).

Фразеологизмы- устойчивые словосочетания, которые имеют свою особенность. В чём она? Обратимся к упр 45. Прочитайте задание. Дайте объяснение каждому словосочетанию. В чем их особенность? (Имеют переносное значение)

-Толкование каких словосочетаний- фразеологизмов вызвало затруднения?

Обсуждение. Какие обороты можно понимать как в буквальном так и в переносном смысле? (заварить кашу, сказка про белого бычка)

Какие обороты из представленных вам приходилось слышать?

Сегодня мы расширим знания о фразеологизмах и докажем, что в них отражается история и культура народа. Русский язык является формой и зеркалом культуры. Он вбирает в себя и своеобразно преломляет всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Своеобразие национальной культуры, отражённой в языке, наиболее ярко проявляется в лексике, и фразеологизмы русского языка служат тому прекрасным примером. В исконно русской фразеологии отражается картина “русского мира”. Быт, традиции, обычаи, нравы русского народа, природные явления, родственные отношения, религиозные представления, история – все нашло в них отражение.

Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение во фразеологии истории и культуры народа »

Этап 2. Ценностно- познавательный

Учитель. Как во фразеологизмах отразилась культура народа, быт, история?

Прочитайте «Лингвистические заметки» стр. 50 и поготовьте связное высказывание по данному вопросу, постарайтесь запомнить фразеологизмы, которые проиллюстрируют ваш ответ, объясните их значение.

Работа в парах: о русской грамотности

о детских играх

о денежной системе

об охоте и рыбалке

о русской природе (флоре и фауне)

о трудовых обязанностях

особенности быта

устройство крестьянского двора

Ученики работают с материалом, готовят связное высказывание. При необходимости пользуются словарями.(Учебный фразеологический словарь русского языка . Группа авторов Быстрова, Окунева , Шанский, словари Грамота. ру)

Высказывания учеников

Учитель. Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи высказывания были удачными, соответствовали коммуникативной задаче, построены логично, связно, грамотно. (поставить отметку за выступления)

Учитель. Итак, повседневный быт , трудовая деятельность, обычаи – все стороны жизни нашли отражение во фразеологизмах.

- Какой предмет изображён на фотографии к тексту на стр.48 ?

Выясните , используя подсказки учебника.( Изображена КОТОМКА-сумка, носимая за плечами.)

Учитель. О чём свидетельствует помета в Толковом словаре? –Устаревшее слово. Это слово можно встретить в русских народных сказках.

Прочитайте текст в упр.48. С какой целью авторы включили его в материал урока?

(Проиллюстрировать историческую эпоху- предметы ушедшего быта и деятельность крестьян, которые отразились в русском языке, во фразеологии)

Выполнение заданий учебника: определение значения устаревших слов; нахождение синонимов к слову ШИТЬ –что такое синонимы?–как называются слова с противоположным значением?; объяснение слов СУНДУК, КОШЕЛКА, КОРОБ, ЛУКОШКО (Толковый словарь-работа в группах.)

Разбейте текст на смысловые части и запишите к каждой из них ключевые слова. Используя получившийся план, расскажи о происхождении устойчивого оборота НЕ ЛЫКОМ ШИТ. Выступления учеников по плану.

Многовековой человеческий опыт, закреплённый в произведениях искусства и народной мудрости, не оставил без внимания ни одну проблему, в том числе и культуру взаимоотношений людей. Большое количество фразеологических единиц посвящено теме согласия, сплочённости людей в работе, в стремлении к достижению единых целей: “рука об руку”, “бок о бок”, “плечом к плечу”, “идти нога в ногу”, “в один голос”, “в единый кулак”, “дело идёт на лад”, “находить общий язык”, “по рукам”, “за компанию”, “водой не разольёшь”. –Уточнение у учащихся значение данных фразеологизмов.

Учитель. Познакомьтесь с материалом рубрики « Диалог культур». С какой целью включена данная информация? ( Язык каждого народа отражает его культуру и историю .

Учитель. Самостоятельна работа – слайд 4 .

- С какими фразеологизмами познакомились? Какой вопрос поставил в тупик? (Уточнение использованного фразеологизма).

-Действительно, чтобы ответить на вопрос 4, надо знать следующий материал. (Знакомство с 5,6, 7 слайдами презентации). Решение задания 4.

Учитель. Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной ,выразительной и яркой. Старайтесь запоминать их и использовать в своей речи, делайте это уместно. Приходилось ли слышать фразу: «Мал золотник, да дорог»?

Подготовьте выразительное чтение упр.51

Слушание вариантов чтения, оценивание. (Комментарии учителя дополняют ученические ответы) –Какие моменты вы не оставили без внимания?

Пунктуационный диктант. Укажи предложения с однородными членами, где необходима запятая? (1и 2)

Укажи номер предложения с вопросительным знаком? -3

Где следует поставить тире? -4.

Прокомментируйте свое решение.

-О каком знакомом, однокласснике, приятеле, друге вы могли бы отозваться, используя данный фразеологизм (будем использовать слово МАЛ , указывая на возраст шестиклассника) и почему? Какие нравственные качества, досто -инства оценили, выделили вы? Как вы думаете , какие качества ценились на Руси? Постройте сложносочиненное предложение с союзами ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО.

Орфографический практикум: прокомментируйте написание слов, где следует решить орфографическую задачу.


 

Этап 3. Ценностно-рефлексивный

Учитель. Обратимся к упр. 49. Закончите фразеологизмы . Объясните их значение и ситуации употребления.

Самостоятельная работа: используя фразеологический словарь, подбери три примера для аналогичного задания и предъяви его своему товарищу. (Прокомментируйте работу в парах, поделитесь успехами)

Учитель. Сегодня на уроке мы пользовались «Учебным фразеологическим словарем русского языка», Толковым словарем.

Познакомьтесь с разделом «Круг чтения» стр. 48. Это литература-путеводители . Откуда же родом фразеологизмы? Как они появились? Именно эти сборники дадут ответ на поставленные вопросы.

Учитель. С какими вопросами работали на уроке? Что нового узнали? Какие фразеологизмы запомнили? Запишите в тетрадь по памяти.

Каким интересным материалом вы сможете поделиться дома?

Дом. задание: упр. 50. Какие источники вы постараетесь использовать при подготовке?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ,

ПРИЛОЖЕНИЕ:

К упр. 45 и презентация к уроку

Играть в бирюльки

Разг. Пренебр. Заниматься чем-либо ничего не значащим, попусту тратить время. …Заглянула в дверь — люто полосует свои чертежи. Рвёт и приговаривает: — Пристыдили меня, мать. Говорят — война, а ты в бирюльки играешь (Г. Николаева. Талант). — От названия старинной игры, заключавшейся в том, что из беспорядочно разбросанных бирюлек (крошечных вещичек: топориков, лопаток, рюмочек, бочоночков, корзиночек и т. п.) нужно было вытащить маленьким крючком все, одну за другой, но так, чтобы не задеть остальных. Лит.: Михельсон М. И. Русская мысль и речь… — СПб., 1912. — Т. 1. — С. 358. 

каша в голове

Разг. Неодобр. Нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо. У кого? у товарища, у школьника, у девочки… каша в голове; каша в голове от чего? от волнения, от усталости, от переутомления…

«Как прошла у тебя первая неделя занятий?» – «Сказать по правде, у меня полная каша в голове.

заваривать/заварить кашу

Разг. Неодобр. Затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело (о человеке, который своими действиями создает сложное или неприятное положение). одноклассник… заварил кашу; заварить кашу чем? выступлением, поступком…

Ну и заварил же ты кашу своим выступлением на собрании!


 

Сказка про белого бычка

Разг. Пренебр. Надоедливое повторение одного и того же, возвращение к одному и тому же.


 


 


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации