Урок на тему «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» (6 класс)
УРОК 6. (6 класс)
ОТРАЖЕНИЕ ВО ФРАЗЕОЛОГИИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДА
Тип урока: урок-диалог, элементы исследования на уроке
Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры .
Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль, коррекцию.
Предметные: осознавать национальное своеобразие русского родного языка, роль русского родного языка в жизни человека, понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их.
Опорные понятия, термины: история, культура, язык, ключевые слова, фразеологизм, фразеологический словарь.
Инструментарий учителя: учебник: упр.1, 3, 4, 51, эпиграф к разделу «Язык и культура» (стр. 4), рубрики «Диалог культур», «Лингвистические заметки»; «Круг чтения»; «Толковый словарь», Учебный фразеологический словарь русского языка ( на парте)
Домашнее задание: §6, упр. 50
Этап 1. Ценностно-эмоциональный
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах. Знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Вы имеете опыт работы с фразеологизмами. Вспомните информацию. Вам в помощь презентация. ( презентация 1.2.3 слайды).
Фразеологизмы- устойчивые словосочетания, которые имеют свою особенность. В чём она? Обратимся к упр 45. Прочитайте задание. Дайте объяснение каждому словосочетанию. В чем их особенность? (Имеют переносное значение)
-Толкование каких словосочетаний- фразеологизмов вызвало затруднения?
Обсуждение. Какие обороты можно понимать как в буквальном так и в переносном смысле? (заварить кашу, сказка про белого бычка)
Какие обороты из представленных вам приходилось слышать?
Сегодня мы расширим знания о фразеологизмах и докажем, что в них отражается история и культура народа. Русский язык является формой и зеркалом культуры. Он вбирает в себя и своеобразно преломляет всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Своеобразие национальной культуры, отражённой в языке, наиболее ярко проявляется в лексике, и фразеологизмы русского языка служат тому прекрасным примером. В исконно русской фразеологии отражается картина “русского мира”. Быт, традиции, обычаи, нравы русского народа, природные явления, родственные отношения, религиозные представления, история – все нашло в них отражение.
Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение во фразеологии истории и культуры народа »
Этап 2. Ценностно- познавательный
Учитель. Как во фразеологизмах отразилась культура народа, быт, история?
Прочитайте «Лингвистические заметки» стр. 50 и поготовьте связное высказывание по данному вопросу, постарайтесь запомнить фразеологизмы, которые проиллюстрируют ваш ответ, объясните их значение.
Работа в парах: о русской грамотности
о детских играх
о денежной системе
об охоте и рыбалке
о русской природе (флоре и фауне)
о трудовых обязанностях
особенности быта
устройство крестьянского двора
Ученики работают с материалом, готовят связное высказывание. При необходимости пользуются словарями.(Учебный фразеологический словарь русского языка . Группа авторов Быстрова, Окунева , Шанский, словари Грамота. ру)
Высказывания учеников
Учитель. Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи высказывания были удачными, соответствовали коммуникативной задаче, построены логично, связно, грамотно. (поставить отметку за выступления)
Учитель. Итак, повседневный быт , трудовая деятельность, обычаи – все стороны жизни нашли отражение во фразеологизмах.
- Какой предмет изображён на фотографии к тексту на стр.48 ?
Выясните , используя подсказки учебника.( Изображена КОТОМКА-сумка, носимая за плечами.)
Учитель. О чём свидетельствует помета в Толковом словаре? –Устаревшее слово. Это слово можно встретить в русских народных сказках.
Прочитайте текст в упр.48. С какой целью авторы включили его в материал урока?
(Проиллюстрировать историческую эпоху- предметы ушедшего быта и деятельность крестьян, которые отразились в русском языке, во фразеологии)
Выполнение заданий учебника: определение значения устаревших слов; нахождение синонимов к слову ШИТЬ –что такое синонимы?–как называются слова с противоположным значением?; объяснение слов СУНДУК, КОШЕЛКА, КОРОБ, ЛУКОШКО (Толковый словарь-работа в группах.)
Разбейте текст на смысловые части и запишите к каждой из них ключевые слова. Используя получившийся план, расскажи о происхождении устойчивого оборота НЕ ЛЫКОМ ШИТ. Выступления учеников по плану.
Многовековой человеческий опыт, закреплённый в произведениях искусства и народной мудрости, не оставил без внимания ни одну проблему, в том числе и культуру взаимоотношений людей. Большое количество фразеологических единиц посвящено теме согласия, сплочённости людей в работе, в стремлении к достижению единых целей: “рука об руку”, “бок о бок”, “плечом к плечу”, “идти нога в ногу”, “в один голос”, “в единый кулак”, “дело идёт на лад”, “находить общий язык”, “по рукам”, “за компанию”, “водой не разольёшь”. –Уточнение у учащихся значение данных фразеологизмов.
Учитель. Познакомьтесь с материалом рубрики « Диалог культур». С какой целью включена данная информация? ( Язык каждого народа отражает его культуру и историю .
Учитель. Самостоятельна работа – слайд 4 .
- С какими фразеологизмами познакомились? Какой вопрос поставил в тупик? (Уточнение использованного фразеологизма).
-Действительно, чтобы ответить на вопрос 4, надо знать следующий материал. (Знакомство с 5,6, 7 слайдами презентации). Решение задания 4.
Учитель. Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной ,выразительной и яркой. Старайтесь запоминать их и использовать в своей речи, делайте это уместно. Приходилось ли слышать фразу: «Мал золотник, да дорог»?
Подготовьте выразительное чтение упр.51
Слушание вариантов чтения, оценивание. (Комментарии учителя дополняют ученические ответы) –Какие моменты вы не оставили без внимания?
Пунктуационный диктант. Укажи предложения с однородными членами, где необходима запятая? (1и 2)
Укажи номер предложения с вопросительным знаком? -3
Где следует поставить тире? -4.
Прокомментируйте свое решение.
-О каком знакомом, однокласснике, приятеле, друге вы могли бы отозваться, используя данный фразеологизм (будем использовать слово МАЛ , указывая на возраст шестиклассника) и почему? Какие нравственные качества, досто -инства оценили, выделили вы? Как вы думаете , какие качества ценились на Руси? Постройте сложносочиненное предложение с союзами ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО.
Орфографический практикум: прокомментируйте написание слов, где следует решить орфографическую задачу.
Этап 3. Ценностно-рефлексивный
Учитель. Обратимся к упр. 49. Закончите фразеологизмы . Объясните их значение и ситуации употребления.
Самостоятельная работа: используя фразеологический словарь, подбери три примера для аналогичного задания и предъяви его своему товарищу. (Прокомментируйте работу в парах, поделитесь успехами)
Учитель. Сегодня на уроке мы пользовались «Учебным фразеологическим словарем русского языка», Толковым словарем.
Познакомьтесь с разделом «Круг чтения» стр. 48. Это литература-путеводители . Откуда же родом фразеологизмы? Как они появились? Именно эти сборники дадут ответ на поставленные вопросы.
Учитель. С какими вопросами работали на уроке? Что нового узнали? Какие фразеологизмы запомнили? Запишите в тетрадь по памяти.
Каким интересным материалом вы сможете поделиться дома?
Дом. задание: упр. 50. Какие источники вы постараетесь использовать при подготовке?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ,
ПРИЛОЖЕНИЕ:
К упр. 45 и презентация к уроку
Играть в бирюльки
Разг. Пренебр. Заниматься чем-либо ничего не значащим, попусту тратить время. …Заглянула в дверь — люто полосует свои чертежи. Рвёт и приговаривает: — Пристыдили меня, мать. Говорят — война, а ты в бирюльки играешь (Г. Николаева. Талант). — От названия старинной игры, заключавшейся в том, что из беспорядочно разбросанных бирюлек (крошечных вещичек: топориков, лопаток, рюмочек, бочоночков, корзиночек и т. п.) нужно было вытащить маленьким крючком все, одну за другой, но так, чтобы не задеть остальных. Лит.: Михельсон М. И. Русская мысль и речь… — СПб., 1912. — Т. 1. — С. 358.
каша в голове
Разг. Неодобр. Нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо. У кого? у товарища, у школьника, у девочки… каша в голове; каша в голове от чего? от волнения, от усталости, от переутомления…
«Как прошла у тебя первая неделя занятий?» – «Сказать по правде, у меня полная каша в голове.
заваривать/заварить кашу
Разг. Неодобр. Затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело (о человеке, который своими действиями создает сложное или неприятное положение). одноклассник… заварил кашу; заварить кашу чем? выступлением, поступком…
Ну и заварил же ты кашу своим выступлением на собрании!
Сказка про белого бычка
Разг. Пренебр. Надоедливое повторение одного и того же, возвращение к одному и тому же.