Памяти военных лет посвящается

0
1
Материал опубликован 25 March в группе

Сценарий устного журнала «Памяти военных лет посвящается…»

Цель: формирование у учащихся патриотизма, гордости за Отечество, гражданской памяти о воинской славе России.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

2. Воспитывать уважение к ветеранам, подвигам защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

3. Развивать патриотические, нравственные и гражданские качества учащихся, чувство ответственности и гордости за свою страну.

4. Способствовать повышению интереса к изучению военной истории, воспитанию чувства сопричастности к героической истории Родины.

6.Соответствие конкурсного материала воспитательным задачам, связь с

современностью.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Говорят, что годы стирают из памяти многие события, которые были на жизненном пути человека. Да, незначительные эпизоды, отдельные даты, фамилии, имена, действительно, забываются, но есть такие события, которые остаются в памяти навсегда и передаются из поколения к поколению. Одно из таких событий – Великая Отечественная война.

Ведущий 2. В истории человечества было много войн. Но войны, подобной второй мировой, мир никогда не знал. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой меткой пометив 1941 – 1945 годы двадцатого столетия. Она унесла более 56 миллионов человеческих жизней, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.

Ведущий 3. Много лет тому назад отгремели последние орудийные залпы. Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом. Это память, понимание своей зависимости от того, что была война.

Ведущий 1. Ежегодно в майские дни мы собираемся вместе, приходим семьями на праздничные мероприятия, посвящённые Дню Победы, чтобы впитать в себя добрую и светлую память единства, вспоминаем имена родных, прошедших через страшные события войны.

Ведущий 2. И сегодня, накануне празднования 80 – летия Великой Победы, мы пролистаем страницы истории великого события 20 века – Великой Отечественной войны.

Классный руководитель: Но прежде я хочу задать вам несколько вопросов.

- Что вы, дети 21 века, знаете об этой войне? (ответы учащихся)

- Вы знаете, почему война называется Великой Отечественной? (ответы учащихся) 

Ученик: Великой война называется потому, что она захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.

Ученик. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

Классный руководитель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ученик

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Но глазами, полными слёз.

Ученик

Не смею говорить я о войне

Но я скажу: есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Классный руководитель: Война ушла в историю, но не ушла из истории. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы и посвящаем сегодняшнее мероприятие, которое будет проходить в форме устного журнала, листая страницы которого, мы почтим память тех далёких военных дней.

Ученики (по очереди)

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил …. 
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах…
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну…
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену… 
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов… 
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше мероприятие. 

Ведущий 3. Итак, мы открываем наш устный журнал. И первой его страницей будет рассказ о начале войны.

Страница 1. «22 июня 1941 года»

Ведущий 1. Июнь 21 число 1941 года. В школах шли выпускные вечера… Мальчишки и девчонки строили планы на будущее. Кто-то мечтал поступить в институт, кто-то хотел сразу идти работать. Но все надежды и мечты оборвались на другое утро 22 июня 1941 года, когда в жизнь нашей страны ворвалось зловещее слово – война. 

Ученик

Мирно страна проснулась 
В этот июньский день, 
Только что развернулась 
В скверах ее сирень. 
Радуясь солнцу и миру, 
Утро встречала Москва. 
Вдруг разнеслись по эфиру 
Памятные слова… ( Слова Левитана )

Голос уверенно-строгий 
Сразу узнала страна, 
Утром у нас на пороге 
заполыхала война… 

Ведущий 2. В 4 часа утра 22 июня 1941года уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск – по дорогам страны уже шла война. 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий 3. 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу и чувствовали себя победителями. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков – все это двигалось на нас, на нашу Родину. 

Ведущий 1. Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявил: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ». 

Ученик

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времён,

Затянуть эту дату нельзя!

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Ведущий 2. 22 июня 1941 года была объявлена мобилизация. В военкомат шли тысячи людей – мужчин и женщин. Пожилые и молодые шли с одной просьбой – немедленно отправить их добровольцами на фронт.

Ведущий 3. Страница 2. «Родина – мать зовёт!»

Ученик

От бескрайней равнины сибирской 

До полесских лесов и болот 

Поднимался народ богатырский, 

Наш великий, могучий народ! 

Выходил он: свободный и правый, 

Отвечая войной на войну

Постоять за родную державу, 

За могучую нашу страну! 

Ведущий 1.  Вся страна поднялась на защиту своей Родины. А уже через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации стихотворения композитор А. В. Александров написал к ним музыку.

Аудиозапись песни «Священная война», сл. Лебедева-Кумача В.И.,

муз. Александрова А.В.

Ведущий 2.  Внезапность и мощь германских оккупантов, численное превосходство врага позволили летом–осенью 1941 года продвинуться ему вглубь советской земли. Занимая советские территории, враги несли кругом слезы, разорение и смерть. Упорные бои Красной Армии с врагом шли под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой.

Ведущий 3. Вместе с русскими на фронтах Великой Отечественной и в глубоком подполье воевали украинцы, белорусы, татары, осетины, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки… Масштабным было и партизанское движение.

Ученик

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши-

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!     

Ведущий 1.  Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Мальчики в военной форме исполняют песню «Шли солдаты на войну».

Слова и музыка Игоря Русских.

Ученик

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина!

Ведущий 2. На защиту Родины встали все. В суровые дни войны рядом с взрослыми встали дети. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ведущий 3. Страница 3. «Дети войны»

Ведущий 1. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. Они старались ни в чём не уступать взрослым. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Ведущий 2. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями.

Ведущий 3. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ученик

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

Ведущий 1. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну: освобождённые из плена, братья и сёстры погибших солдат, осиротевшие мальчишки и девчонки или дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшим нам Победу.

Ведущий 2.  За мужество и бесстрашие многие дети были удостоены звания Героя Советского Союза. 

Ученик

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны,

Были настоящими героями.

Ведущий 3.  Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.

Ведущий 1.  На море, как Саша Ковалев.

Чтец:

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден – орден Красной Звезды – Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени – юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Саша Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет. 

Ведущий 2.  В небе, как Аркаша Каманин.

Чтец:

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком. Мальчику очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолет. Однажды во время воздушного боя вражеской пу3лей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. Затем освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил! Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений. 

Ведущий 3.  В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Чтец:

Леня рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев не сколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с не большим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 1.  В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Чтец:

О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах… Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

Ведущий 2.  В подполье, как Зина Портнова.

Чтец:

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, Если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина, выхватив у следователя пистолет, застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик

Юные, безусые герои! 
Юными остались вы навек! 
Перед вашим вдруг ожившим строем 
Мы стоим, не поднимая век. 
Боль и гнев сейчас тому причина, 
Благодарность вечная вам всем, 
Маленькие стойкие мужчины, 
Девочки достойные поэм. 

Ведущий 3.  За годы войны было много сражений, много героических страниц: Сталинградская битва, Курская дуга, оборона Одессы, Керчи и Севастополя, героизм советских лётчиков и моряков, партизан и подпольщиков… Всего и не перечислить. Про каждое из этих событий можно говорить и говорить. Но особенное место среди них занимает блокада Ленинграда.

Ведущий 1. Страница 4. «Блокада Ленинграда».

Ведущий 2. Беспримерной в истории героизма и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Чтец:

В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. 8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных

районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Население стало получать норму хлеба – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни».
Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. Поэтому каждый рейс по озеру был подвигом.  За это время затонуло 40 грузовиков.

Ученик

 Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Ведущий 3. Дети в блокадном Ленинграде… Что чувствовали и переживали они? 15 тысяч 249 детей блокадного города получили медаль «За оборону Ленинграда». 

Ведущий 1. Пронзительно поведала людям о войне, которая принесла столько горя её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые лаконичные записи. Сама Таня, хотя и была вывезена из блокадного Ленинграда, к сожалению, умерла. 

Ведущий 2. Сегодня её дневник выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – на витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разного возраста и разных национальностей, вглядываются в простые слова.

« Женя умерла 28 декабря 12.30 ч. утра 1941г.

Бабушка умерла 25 января 3ч.дня 1942…

Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г.

Дядя Ваня умер 13 апр. 2ч. ночи 1942г. 

Дядя Лёша 10 мая в 4ч дня 1942г умер…

Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942г. … Савичевы умерли… Умерли все, осталась одна Таня…» 

Ведущий 3. Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.

Ведущий 1. Страница 5. «Мы помним!»

Ведущий 2. Все дальше, год за годом, уходят в историю страны военные огненные годы. Да уходят, но никогда в памяти народной не изгладится великий подвиг солдат, погибших за свою Родину, выполнявших свой сыновей долг. Честно и добросовестно служили и наши земляки в разных частях, на разных фронтах, выполняли общее дело, спасали родную землю от врага. Из нашего района Тербунским РВК было призвано на фронт 10178 человек. С территории Нагорнинского сельского совета ушли на фронт 685 человек. Светла наша память о людях, которые остались на поле боя. В «Книге Памяти» 5960 имён тербунцев, погибших на фронте, из них 260 жителей сёл Нагорнинского сельского совета: М-Борки, Нагорное, Васильевка.

Ведущий 3. На территории нашего села не осталось ни одного ветерана. Они ушли из жизни, но память о них навсегда останется в наших сердцах. Они всегда в строю. Это наш бессмертный полк.

У каждого из них своя судьба, свой характер, но их объединяло нравственное величие человека, защищавшего свою Родину. Давайте их вспомним и назовём поимённо.

Ученики (по очереди)

1.Гусев Алексей Фёдорович. Призван на военную службу 13 июня 1941г. Попал на Западный фронт вблизи Киева. В 1942г. перевели на Карельский фронт в Мурманск, где и встретил Победу. Метеоспециалист 122 – ой авиационно – истребительной дивизии, радист 147 батальона. Для лётчиков стал ангелом – спасителем: составлял маршруты для ночных бомбардировщиков.

2. Башкарев Василий Васильевич. В июле 1941г. ушёл на фронт. В тяжёлых боях под Смоленском получил первое тяжёлое ранение. В Иваново – второе. Был комиссован домой.

3. Федорин Филипп Алексеевич. Белорусский фронт, 65-я танковая бригада под командованием Жукова. Брянск, Орёл, Сталинград, Европа, Берлин – таков боевой путь ветерана. Три тяжёлых ранения не сломили бойца. Он вновь и вновь возвращался в строй.

4.Филин Николай Матвеевич. На фронт призван в октябре 1941г. Его направили в разведку. Он доставлял нужные сведения о численности и местонахождении противника. Форсировал Днепр, сражался в Будапеште.С боями дошёл до Чехословакии. Войну закончил в Праге.

5.Федорин Филипп Иосифович. На фронт был призван в августе 1941 года. Воевал в седьмой авиационной дивизии. Был специалистом быстроходных тягачей. Сражался под Орлом, держал оборону под Сталинградом, освобождал узников концлагерей в Польше. Дошёл до Берлина. Расписался на стенах рейхстага.

6. Лукашов Александр Дмитриевич. На фронт призвали в июне 1942г. Дважды ранен. Прошёл Воронежский, 3-й Украинский, Белорусский фронты, Польшу, Германию. Участвовал в форсировании рек Днепр и Одер. Брал Берлин.

7. Машков Семён Макарович. В 1939г. ушёл служить в армию. Служил на границе с Германией. Форсировал Днепр. Освобождал Полтаву, Донбасс, Харьков. Воевал на Юго-Западном фронте. Трижды был ранен. Дошёл до Берлина. Затем был направлен на Дальний Восток .Войну закончил в Японии.

8. Глеков Николай Егорович. В июне 1942г. был призван на фронт. Воевал в первом танковом корпусе 89 – ой танковой бригады. Участвовал в Курской дуге, сражался на первом и втором прибалтийских фронтах. Освобождал Литву, Латвию, Белоруссию. Дошёл до Восточной Пруссии.

9. Коноплёв Иван Петрович. В 1943 году семнадцатилетним парнем добровольцем ушёл на фронт. Сражался героически и отважно за родную землю. Бил врага из семидесяти пяти миллиметровой пушки. Был трижды ранен под Витебском и в Прибалтике. Дошёл до Берлина.

10 Саввин Сергей Дмитриевич. Был призван на фронт в 1942 году. Ему было всего 17 лет. Воевал на Юго – Западном фронте. С боями прошёл всю Россию. Война для него закончилась в Польше.

Ученица

Дорогие наши ветераны!

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

Ученик. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава! 

Все: Слава! 

Страница 6. «Минута молчания».

Сразу, без пояснений, звучит фонограмма «Минута молчания - метроном». Во время звучания фонограммы чтецы по очереди (мальчик-девочка) произносят слова из Реквиема Роберта Рождественского «Вечная слава героям»:

1 чтец.(мальчик) Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

2 чтец.(девочка) Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

3 чтец (девочка) Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
4 чтец. (мальчик) Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?

5 чтец. (мальчик) Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит оркестра печальная медь…
Только самое страшное, —
даже страшнее, чем смерть:
знать,
что птицы поют на земле
без нас!
Что черешни цветут на земле
без нас!
Что светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

6 чтец. (девочка) Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

7 чтец. (мальчик) Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

8 чтец.(девочка) Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (звучит хронометр)

Ведущий 1.

Минута молчания. Ты так коротка,
но часто, вмещая года и века,
набатом стучишься ты в наши сердца,
чтобы помнили всех, кто стоял до конца.

Ведущий 2.

Минута молчанья - и слов не найти...

Минута молчанья - из самой груди,
Из самого сердца сорвётся - не крик,
Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг…

Ведущий 3.Далеко не все страницы той страшной и кровопролитной войны мы с вами сегодня пролистали. И о многом ещё нужно и можно рассказать. Главное – помнить, какой ценой завоеван мир на земле, помнить о погибших и героях наших и знать, что МИР – самое ценное на нашей планете.

Классный руководитель. Война показала глубину, передовой характер, духовную силу советского народа. В суровое время  войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

- Какие же качества характера помогли советским людям одержать Великую Победу?

Вывод: одержать победу, выстоять советскому народу помогли:  выдержка, смелость, самопожертвование сила духа, ненависть к захватчикам, беспримерный героизм военное искусство, опыт полководцев, вера в победу единство наций и народов, неустанный труд, мужественная борьба партизан.

- Как вы думаете, должны ли современные россияне обладать этими качествами? Какие из них актуальны сегодня?

- Какие из них можете воспитывать в себе вы? Для чего?  (Чтобы сохранить мир на планете, чтобы чего-то добиться в жизни….)

Ученик

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!

Классный руководитель. Вот и закончился наш устный журнал, и я обращаюсь ко всем, кто присутствует в зале, словами Роберта Рождественского:

Люди, Покуда сердца стучатся

Помните, какой ценой завоевано счастье

Пожалуйста, помните! Не плачьте!

Через года, через века - помните!

О тех, кто уже не придет никогда! Помните

Встречайте трепетную весну.

Люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года!

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда,-

Заклинаю, помните!​​​​​​​

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.П. Герои Великой Отечественной войны: рассказы. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 64с.

Баграмян И.X. Так начиналась война. – М.: Голос, 2000. – 512с.

Великая Отечественная война 1941–1945: словарь-справочник. Под ред. М.М. Кирьяна. М.: Политиздат, 1988. – 559 с.

Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов.— М.: Советская энциклопедия, 1985. — 832 с.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история. –М.: Воениздат, 1984. — 560 с.

Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС , 2005. 512 с

Видянин В.М., Касаткина Н.А.: Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. М.: Дрофа, 2006.311с.

Кульков Е. Н., Мягков М. Ю., Ржешевский О.А. Война 1941–1945: Факты и документы. – М., 2001. — 480с.

Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (9 мая) Автор: Мишина И. А., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. – М.,2018. — 45с.

Некрасова Н.Н.: Войны священные страницы навеки в памяти людской.// Классный руководитель.- 2005.-№ 1. с. 99109.

Сборник мероприятий ко Дню Победы и другим патриотическим праздникам/авт-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2010. – 280с.

Сурков А.А. Утро победы. М.: Сов. Россия, 2009. 116с.

Троицкая Н.Б., Королёва Г.А.: Сценарии школьных праздников. М.: Дрофа, 2004.288с.

Уткин А.И. Вторая мировая война. – М.: Алгоритм, 2003. —864с.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Считаю необходимой визуализацию объемного текста публикации, представленной в формате устного журнала.

0
26 March