12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
натали51
работаю в школе 30 лет учителем биологии и химии
Россия, Крым респ., Симферопольский район, село Чайкино





Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Устный журнал

«Памяти военных лет посвящается...»


t1627398173aa.png





Хруцкая Наталья Валериевна

учитель биологии,

специалист высшей категории

МБОУ «Чайкинская школа»









2021 год

Пояснительная записка

День Победы – важнейшая дата отечественной истории в деле формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, российской идентичности, в основе которой – гордость за принадлежность к народу-победителю, сопричастность подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мировую цивилизацию от «коричневой чумы», от очередных посягательств на установление чьего-то мирового господства. 76 лет назад жители полуострова стали свидетелями решающей битвы за освобождение Крыма.

Тематическая направленность моего внеклассного мероприятия «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Воспитание российской идентичности проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.

Данная направленность является актуальной. И вот почему. Работа по изучению своей малой и большой Родины формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия 9-12 лет ( 3-5 классы )

Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Знание основных событий истории Родины, края, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирует чувства гордости за свой род, семью, город, Родину.

Цель проведения мероприятия: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за наш народ и героические страницы истории России и Крыма, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения:

1.Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера влияния России на ход международных событий в современном мире как правопреемницы СССР – страны-победительницы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

2. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории Великой Отечественной войны формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России, уважение к исторической памяти народов России в связи с пережитой войной.

4. Опора на региональный материал - Крым в годы Великой Отечественной войны (включение в содержание фактов участия в защите Родины местных жителей)

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Форма проведения: беседа с элементами игры, устный журнал. Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Такие формы и методы позволяют ярко, эмоционально донести важную информацию. Часть журнала, который освещает один какой-то вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его 5 страниц. Каждая «страничка» «представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости, от содержания может быть проиллюстрировано экспонатами, короткометражными фильмами, магнитофонными записями, песнями, танцами.

Педагогические технологии, которые были использованы при проведении – групповая технология, а также поисково-исследовательская. Эти формы работы обеспечивают учет индивидуальных особенностей учащихся, открывают большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности, взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущие к активизации распределения начальных действий и операций коммуникации, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

кадровые: классный руководитель, представители администрации (директор школы, завучи), коллеги по работе, приглашенные дети войны, родители;

материально-технические: проектор, ноутбук, телевизор, доска магнитная, мягкая доска-вертикальный стенд для крепления фотографий с ветеранами, флаги, шарики, вырезанные журавли на натянутых нитях у доски (имитация летящих косяком птиц), тумба обтянутая бушлатом, солдатская каска, высокая ваза с цветами, стекла на окнах украшенные звездами, журавлями, «Вечным огнем».

методические и информационные: презентации «День знаний. Урок победы» и «Минута молчания по погибшим в ВОВ», фонограммы: песня «Журавли», «диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан», «Ленинградский метроном», «утро - рассвет с пением птиц », фотографии на стендах участников войны, проживающих на территории села (бессмертный полк).

Важно вовремя приготовить стулья для учащихся, парты лучше разместить вдоль стен, преподавательский стол также сместить. Желательно так расположить мебель, чтобы создавалось впечатление что класс- это зал для выступления где есть сцена и ряды для зрителей.

Данная методическая разработка рекомендована классным руководителям при проведении классного часа, вечера памяти героев, встречи с ветеранами или детей войны, может быть фрагментом тематической концертной программы.

Такая форма проведения мероприятия позволяет раскрыть способности детей, помогает им проявить свои разноуровневые таланты, при этом не утомляя и не перегружая донести важную ценность информации, что немаловажно в условиях нынешнего времени.











Основная часть

При подготовке воспитательного мероприятия заранее распределяются обязанности и устанавливаются сроки. Немаловажно учесть индивидуальные особенности учащихся, так как они открывают большие возможности для кооперирования, адекватные условия деятельности и выбор соответствующих способов действия.

Группа девочек под руководством художественного руководителя (Логиновой М.В.) отрабатывают танец, определяются чтецы и ведущий, принимаются на рассмотрение разные проекты по оформлению помещения, ведется отработка правильной интонации и акцентов, проводится подбор цитат, подготавливаются плакаты, книги для выставки, сбор материала и оформление стенда о земляках нашего посёлка  «Они защищали Родину»; назначаются ответственные за уборку помещения и расстановку мебели, а также техническое оборудование и исполнение деталей для оформления ( вырезание и крепление журавлей и звезд, надувание шариков).


Устный журнал

«Памяти военных лет посвящается...»

Устный журнал представляет собой рассказ, сопровождаемый песнями и танцами по страницам с определённой тематикой:

1 страница – «Утро 41-го…»

2 страница – «Родина- мать зовет!»

3 страница – «Минута молчания».

4 страница – « Журавли »(танцевальная )

5 страница – «От героев…»(музыкальная)



СЦЕНАРИЙ
Ход мероприятия:

Ведущий:    

 Добрый день, уважаемые гости нашего мероприятия – устного журнала «Памяти военных лет посвящается...».

Много лет тому назад отгремели последние орудийные залпы. Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом. Это память, понимание своей зависимости от того, что была война. Война ушла в историю, но не ушла из истории.

Сегодня, листая наш устный журнал мы почтим память тех дней.

А начнём с первой страницы «Утро 41-го…»

Звучит фонограмма со звуками утреннего рассвета, пения птиц, а затем летящих самолетов-бомбардировщиков, звуки летящих бомб и взрывы.

По окончанию включить фонограмму «диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан».

1 чтец.          4 часа утра 22 июня 1941года.  Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск – по дорогам страны уже шла война.

         Июнь... Клонился к вечеру закат. 
                     И белой ночи разливалось море, 
                     И раздавался звонкий смех ребят,
                     Не знающих, не ведающих горя.

  2 чтец.       Июнь: Тогда еще не знали мы,
                    Со школьных вечеров шагая,
                    Что завтра будет первый день войны,
                    А кончится она лишь в 45-м, в мае.

3 чтец.         Казалось, было холодно цветам,

                      И от росы они слегка поблекли.

                      Зарю, что шла по травам и кустам,

                      Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец.          Такою всё дышало тишиной,

                     Что вся земля ещё спала, казалось.

                      Кто знал, что между миром и войной

                      Всего каких-то пять минут осталось!

5 чтец.          Сорок первый! Июнь.

                      Год и месяц борьбы всенародной

                      Даже пылью времён,

                      Затянуть эту дату нельзя!

                      Поднималась страна

                      И на фронт уходила поротно,

                      Кумачовые звёзды

                      На полотнах знамён унося.


t1627398173ab.pngt1627398173ac.jpgt1627398173ad.jpg


Ведущий: 2 страница – «Родина- мать зовет!»

Просмотр презентации «День знаний. Урок победы»

(желательно выбрать слайды 6-10 и 15-18)

Ведущий:

Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. И 9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией. 


А сейчас, ученик из нашего класса расскажет о своем прадедушке.

(На стенде фотографии участника ВОВ.)



t1627398173ae.jpgt1627398173af.jpg


Ведущий:    3 страница – «Минута молчания»

Сразу, без пояснений, звучит фонограмма «Минута молчания-метроном», ее использовать желательнее всего, т.к. в ней сначала есть звуки радиосигнала, одновременно на экране телевизора Вечный огонь у Могилы Неизвестному Солдату

Во время звучания фонограммы чтецы (желательно чередовать: мальчик-девочка) из Реквиема Роберта Рождественского Вечная слава героям произносят слова:

1 чтец.(мальчик) Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

2 чтец.(девочка) Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

3 чтец (девочка) Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
4 чтец. (мальчик) Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?

5 чтец. (мальчик) Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит оркестра печальная медь…
Только самое страшное, —
даже страшнее, чем смерть:
знать,
что птицы поют на земле
без нас!
Что черешни цветут на земле
без нас!
Что светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

6 чтец. (девочка) Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

7 чтец. (мальчик) Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

8 чтец.(девочка) Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (звучит хронометр)

Ведущий:    

Минута молчания. Ты так коротка,
но часто, вмещая года и века,
набатом стучишься ты в наши сердца,
чтобы помнили всех, кто стоял до конца..

Минута молчанья - и слов не найти... 
Минута молчанья - из самой груди, 
Из самого сердца сорвётся - не крик, 
Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг… 

Минута молчания - символический ритуал в память о каком-либо трагическом событии и погибших в нем людях. Люди, участвующие в ритуале, встают и в полном молчании чтят память, не произнося речей и не разговаривая друг с другом.

Первым почтить таким образом память погибших во время Первой мировой войны в мае 1919 года предложил австралийский журналист Эдвард Джордж Хани. Он написал письмо в газету «The Times» с идеей организации в День Перемирия пятиминутного поминального молчания в память жертв войны.

9 мая 2005 года (в связи с приездом в Москву на празднование 60-летия Победы большого числа руководителей иностранных государств) общенациональная Минута молчания была включена в официальный протокол мероприятий и непосредственно предшествовала праздничному концерту на Красной площади.



Ведущий:

4 страница – « Журавли » (танцевальная )


Звучит песня Марка Бернеса «Журавли». Группа девочек исполняет танец

t1627398173ag.jpgt1627398173ah.jpg

5 страница – «От героев…» (музыкальная)

1 чтец. Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

2 чтец. Война закончилась. Но с каждым годом
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

3 чтец. Война закончилась. И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы – лучший день в году.

Учащаяся класса исполняет под минусовку песню из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен»

t1627398173ai.jpg

Ведущая: Далеко не все страницы той страшной и кровопролитной войны мы с вами пролистали. И о многом ещё нужно и можно рассказать. Главное – помнить, какой ценой завоеван мир на земле, помнить о погибших и героях наших и знать, что МИР – самое ценное на нашей планете


t1627398173aj.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.