Памятка для учителя по формированию навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ
Памятка для учителя по формированию навыков смыслового чтения
у детей с ОВЗ
Дислексия-это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтения.
Виды дислексии.
1. Фонематическая дислексия - связана с недоразвитием функций фонематической системы. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения
3. Аграмматическая дислексия наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия - смешивают буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает буквы.
Этапы формирования навыков чтения.
Первый этап формирования навыка чтения: Знакомство с буквами.
1.Узнай букву и назови.
2.Найди букву среди других букв в тексте и назови.
3.Изобрази букву и назови.
(От звука к букве- работа над артикуляционным укладом, показ правильной артикуляции звука. Если есть нарушение звукопроизношения, то проводится работа над постановкой и автоматизацией звука.)
Второй этап формирования навыка чтения: Знакомство со слогом.
1. Узнай слог.
2. Изобрази слог.
3.Прочитай и добавь слог.
4.Раздели слова на слоги.
Третий этап формирования навыка чтения: Чтение первых слов.
Сразу же начинается работа над смыслом слова.
Упражнения, используемые при семантической дислексии:
1.Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама; 2.Слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;(В это время исследуется звуко-буквенный и слоговой состав слова. Для учеников, имеющих нарушения слоговой структуры слова проводится коррекционная работа над формированием слоговой структуры слова)
3.Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
4.Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.
5.Прочитать слово, уточнить понимание значения слова через приёмы словообразования (сложные по слоговой структуре слова)
Четвёртый этап работы: Чтение предложений.
1.Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.
3.Дополнить прочитанное предложение другими словами ( с помощью вопросов какой? где? куда? и т.д.)
4. Повторить прочитанное предложение, чистоговорку, скороговорку.
Пятый этап работы: Работа с текстом.
1.Найди в тексте ответ на заданный вопрос.
2.Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.
3.Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.
4.Составь план прочитанного текста.
5. Придумать конец или начало прочитанного текста.
Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:
1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.
6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
8. Метод «озвученного» чтения.
9. Метод словесных анаграмм.
10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам