Памятка для учителя по формированию навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ

1
0
Материал опубликован 17 October 2023

Памятка для учителя по формированию навыков смыслового чтения

у детей с ОВЗ

Дислексия-это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтения.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - связана с недоразвитием функций фонематической системы. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.


2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения

3. Аграмматическая дислексия наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия - смешивают буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает буквы.



Этапы формирования навыков чтения.

Первый этап формирования навыка чтения: Знакомство с буквами.

1.Узнай букву и назови.

2.Найди букву среди других букв в тексте и назови.

3.Изобрази букву и назови.

(От звука к букве- работа над артикуляционным укладом, показ правильной артикуляции звука. Если есть нарушение звукопроизношения, то проводится работа над постановкой и автоматизацией звука.)

Второй этап формирования навыка чтения: Знакомство со слогом.

1. Узнай слог.

2. Изобрази слог.

3.Прочитай и добавь слог.

4.Раздели слова на слоги.



Третий этап формирования навыка чтения: Чтение первых слов.

Сразу же начинается работа над смыслом слова.

Упражнения, используемые при семантической дислексии:


1.Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама; 2.Слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;(В это время исследуется звуко-буквенный и слоговой состав слова. Для учеников, имеющих нарушения слоговой структуры слова проводится коррекционная работа над формированием слоговой структуры слова)

3.Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

4.Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.

5.Прочитать слово, уточнить понимание значения слова через приёмы словообразования (сложные по слоговой структуре слова)



Четвёртый этап работы: Чтение предложений.


1.Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.

3.Дополнить прочитанное предложение другими словами ( с помощью вопросов какой? где? куда? и т.д.)

4. Повторить прочитанное предложение, чистоговорку, скороговорку.


Пятый этап работы: Работа с текстом.


1.Найди в тексте ответ на заданный вопрос.

2.Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.

3.Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.

4.Составь план прочитанного текста.

5. Придумать конец или начало прочитанного текста.


Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

8. Метод «озвученного» чтения.

9. Метод словесных анаграмм.

10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации