Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста
1. Краткий анамнез речевого развития.
Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).
Варианты формулировок:
- речевое развитие без особенностей;
- речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
- задержка темпов речевого развития;
- позднее появление речи;
- речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.
2. Речевая среда и социальные условия.
Варианты формулировок:
- речевая среда без особенностей;
- социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
- двуязычие в семье;
- у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
- ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
- речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
- недостатки речи у близких родственников (указать, какие).
3. Общая и мелкая моторика.
Варианты формулировок:
- нарушений ручной моторики не наблюдается;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- ведущая рука – правая (левая);
- предпочитает работать левой (правой) рукой;
- неправильно держит ручку;
- испытывает трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
- мышцы руки быстро утомляются при письме;
- замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;
- отмечается общая заторможенность движений;
- характерное двигательное беспокойство.
4. Артикуляционный аппарат.
Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.
Варианты формулировок:
- анатомическое строение без аномалий;
- строение артикуляционного аппарата без особенностей;
- органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;
а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);
б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);
в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);
г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);
д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);
е) артикуляционная моторика:
Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Варианты формулировок:
- двигательные функции сохранны;
- наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движения замедленные, с затруднениями;
- наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);
- объем движений неполный;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений достаточная;
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- точность выполнения движений сохранна;
5. Общее звучание речи.
Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.
Варианты формулировок:
- без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;
- речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;
- разборчивость речи не нарушена (снижена);
- речь выразительная (невыразительная);
- речь интонационно оформленная;
- речь монотонная:
- затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
6. Понимание речи.
Варианты формулировок:
- обращённую речь понимает в полном объёме;
- понимание обращённой речи затруднено;
- требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;
- понимает речь в пределах уровня интеллекта;
- правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Активный словарь.
Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.
Варианты формулировок:
- соответствует возрасту;
- ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;
- преимущественно представлена конкретная бытовая лексика;
- преимущественно использует глагольную лексику;
- незначительный объем прилагательных, наречий и др.;
- с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;
- испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;
- допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;
- неточность в употреблении слов;
- вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
- обобщающие понятия сформированы;
- использует слова в переносном значении.
8. Грамматический строй.
Оценивается:
- тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;
- развернутость предложения (длина в среднем);
- степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;
- уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
- характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены) предлогов, др.
Варианты формулировок:
- речь без аграмматизмов;
- в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;
- грамматический строй недостаточно сформирован;
- в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
- составляет предложения по опорным словам;
- использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);
- сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
- ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
- наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;
- отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;
- аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;
- неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
- понимает и употребляет предлоги;
- использует приставки при образовании сущ. и гл.;
- имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;
- трудности в словообразовании / словоизменении;
- операции словоизменения и/или словообразования затруднены.
9. Слоговая структура:
Указывается: тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).
Оценивается: характер ошибок.
Варианты формулировок:
- пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные;
- очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
- при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;
- слоговая структура сохранна;
- нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;
- слоговая структура слова не нарушена;
- правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;
- невозможность воспроизведения слов;
- переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;
- допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);
- замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.
10. Звукопроизношение.
Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.
Указываются:
- звуки, имеющие дефектное произношение;
- характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);
- устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
Варианты формулировок:
а) фонематическое восприятие:
- сформировано;
- не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);
- дифференциация звуков не нарушена;
- правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;
- при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;
- наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
б) звуковой анализ и синтез:
- способность выделить звук на фоне слова сформирована;
- определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;
- первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;
- способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;
- навык звукового анализа и синтеза сформирован;
- владеет звуковым анализом слов (указать, каких);
- при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);
- доступен звуковой анализ слов (указать, каких);
- правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;
- слово из звуков (указать количество) синтезирует;
- звуковой синтез не доступен.
12. Связная речь
Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии картинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).
Оценивается:
- самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
- степень развернутости (примерное количество предложений);
- тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
- связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
- последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой);
Варианты формулировок:
А) рассказ по серии картинок:
Критерий смысловой целостности:
- рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
- допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;
- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
- отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
- рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;
- встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
- рассказ не оформлен;
Б) пересказ текста:
Критерии смысловой целостности:
- воспроизведены все смысловые звенья;
- смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
- пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
- невыполнение.
Критерии лексико-грамматического оформления:
- пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;
- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;
- отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
- пересказ недоступен;
Критерии самостоятельности выполнения:
- самостоятельный пересказ после первого предъявления;
- пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;
- пересказ по вопросам;
- даже по вопросам пересказ недоступен.
13. Темп и плавность речи
Оценивается темпо-ритмическая организация речи.
Варианты формулировок:
- без особенностей;
- темп ускорен / замедлен;
- речь скандированная;
- наличие слов с неправильно выделяемым ударным слогом;
- наличие продолжительных пауз хезитации;
- наличие проявлений заикания (каких?).
- темп речи замедленный (быстрый, нормальный);
- речь не торопливая (чрезмерно быстрая);
- паузы и ударения употребляет правильно;
- наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;
- словесное ударение употребляет правильно;
- паузы в речи использует излишне часто.
14. Письмо
Варианты формулировок:
- при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
- в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;
- графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);
- специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;
- отсутствие выделения начала предложения;
- орфографические ошибки.
15. Чтение
Оценивается:
- способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);
- тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;
- количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;
- понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).
Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов
1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).
4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.
5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).
Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР
1. Несформированность языковых средств.
2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.
Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО
1. Системное недоразвитие речи.
2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.
В заключении можно так же отразить динамику развития речи:
- значительное / незначительное улучшение речи;
- динамика улучшения речи положительная / незначительная;
В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:
- речевое развитие соответствует возрасту;
- речь развита в пределах возрастной нормы.
Рекомендации.
Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.
Варианты формулировок:
- продолжить логопедические занятия;
- автоматизация в речи звуков (указать каких);
- логопедические занятия по развитию фонематических процессов;
- обследование на ПМПК.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Рязанова Виктория Николаевна
Рязанова Виктория Николаевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»