Материал на проверке

Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста

4
0
Материал опубликован 2 October 2015

1. Краткий анамнез речевого развития.

Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

Варианты формулировок:

  • речевое развитие без особенностей;
  • речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
  • задержка темпов речевого развития;
  • позднее появление речи;
  • речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

 

2. Речевая среда и социальные условия.

Варианты формулировок:

  • речевая среда без особенностей;
  • социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
  • двуязычие в семье;
  • у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
  • ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
  • речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
  • недостатки речи  у близких родственников (указать, какие).

 

3. Общая и мелкая моторика.

Варианты формулировок:

  • нарушений ручной моторики не наблюдается;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • ведущая рука – правая (левая);
  • предпочитает работать левой (правой) рукой;
  • неправильно держит ручку;
  • испытывает трудности при овладении графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;
  • мышцы руки быстро утомляются при письме;
  • замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;
  • отмечается общая заторможенность движений;
  • характерное двигательное беспокойство.

 

4. Артикуляционный аппарат.

Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

Варианты формулировок:

  • анатомическое строение без аномалий;
  • строение артикуляционного аппарата без особенностей;
  • органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

е) артикуляционная моторика:

Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

Варианты формулировок:

  • двигательные функции сохранны;
  • наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;
  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
  • движения замедленные, с затруднениями;
  • наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);
  • объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений достаточная;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
  • точность выполнения движений сохранна;

 

5. Общее звучание речи.

Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

Варианты формулировок:

  • без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;
  • речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих;
  • разборчивость речи не нарушена (снижена);
  • речь выразительная (невыразительная);
  • речь интонационно оформленная;
  • речь монотонная:
  • затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

 

6. Понимание речи.

Варианты формулировок:

  • обращённую речь понимает в полном объёме;
  • понимание обращённой речи затруднено;
  • требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;
  • понимает речь в пределах уровня интеллекта;
  • правильно выполняет действия по речевой инструкции.

 

7. Активный словарь.

Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

Варианты формулировок:

  • соответствует возрасту;
  • ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;
  • преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;
  • преимущественно использует глагольную лексику;
  • незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;
  • с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;
  • испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;
  • допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;
  • неточность в употреблении слов;
  • вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
  • обобщающие понятия сформированы;
  • использует слова в переносном значении.

 

8. Грамматический строй.

Оценивается:

  1. тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;
  2. развернутость предложения (длина в среднем);
  3. степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;
  4. уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
  5. характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

Варианты формулировок:

  • речь без аграмматизмов;
  • в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;
  • грамматический строй недостаточно сформирован;
  • в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
  • составляет предложения по опорным словам;
  • использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);
  • сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
  • ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
  • наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;
  • отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;
  • аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;
  • неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
  • понимает и употребляет предлоги;
  • использует приставки при образовании сущ. и гл.;
  • имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;
  • трудности в словообразовании / словоизменении;
  • операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

 

9. Слоговая структура:

Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

Оценивается: характер ошибок.

Варианты формулировок:

  • пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;
  • очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
  • при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;
  • слоговая структура сохранна;
  • нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;
  • слоговая структура слова не нарушена;
  • правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;
  • невозможность воспроизведения слов;
  • переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;
  • допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);
  • замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

 

10. Звукопроизношение.

Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

Указываются:

  • звуки, имеющие дефектное произношение;
  • характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);
  • устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

 

11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

Варианты формулировок:

а) фонематическое восприятие:

  •  сформировано;
  • не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);
  • дифференциация звуков не нарушена;
  • правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки; 
  • при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;
  • наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

б) звуковой анализ и синтез:

  • способность выделить звук на фоне слова сформирована;
  • определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;
  • первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;
  • способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;
  • навык звукового анализа и синтеза сформирован;
  • владеет звуковым анализом слов (указать, каких);
  • при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);
  • доступен звуковой анализ слов (указать, каких);
  • правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;
  • слово из звуков (указать количество) синтезирует;
  • звуковой синтез не доступен.

 

12. Связная речь

Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

Оценивается:

  1. самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
  2. степень развернутости (примерное количество предложе­ний);
  3. тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);
  4. связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
  5. последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

Варианты формулировок:

А) рассказ по серии картинок:

Критерий смысловой целостности:

  • рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
  • допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;
  • выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
  • отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

  • рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
  • рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;
  • встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
  • рассказ не оформлен;

Б) пересказ текста:

Критерии смысловой целостности:

  • воспроизведены все смысловые звенья;
  • смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
  • пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
  • невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления:

  • пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;
  • пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;
  • отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
  • пересказ недоступен;

Критерии самостоятельности выполнения:

  • самостоятельный пересказ после первого предъявления;
  • пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;
  • пересказ по вопросам;
  • даже по вопросам пересказ недоступен.

 

13. Темп и плавность речи

Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

Варианты формулировок:

  • без особенностей;
  • темп ускорен / замедлен;
  • речь скандированная;
  • наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;
  • наличие продолжительных пауз хезитации;
  • наличие проявлений заикания (каких?).
  • темп речи замедленный (быстрый, нормальный);
  • речь не торопливая (чрезмерно  быстрая);
  • паузы и ударения употребляет правильно;
  • наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • паузы в речи использует излишне часто.

 

14. Письмо

Варианты формулировок:

  • при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
  • в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;
  • графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);
  • специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;
  • отсутствие выделения начала предложения;
  • орфографические ошибки.

 

15. Чтение

Оценивается:

  1. способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);
  2. тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;
  3. количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;
  4. понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

 

Формулировки логопедических заключений  для учащихся общеобразовательных классов

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

 

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с ЗПР

1. Несформированность языковых средств.

2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

 

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с УО

1. Системное недоразвитие речи.

2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

  • значительное / незначительное улучшение речи;
  • динамика улучшения речи положительная / незначительная;

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

  • речевое развитие соответствует возрасту;
  • речь развита в пределах возрастной нормы.

 

Рекомендации.

Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

  • продолжить логопедические занятия;
  • автоматизация в речи звуков (указать каких);
  • логопедические занятия по развитию фонематических процессов;
  • обследование на ПМПК.
Комментарии

Ответ #332960 был удален 5 November 2020

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 8 декабря 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

25 November 2020

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников на лучшую поделку «Чудеса из пластилина»

28 November 2020

Очень хочется принять участие в конкурсе, примите пожалуйста работу

28 November 2020

Добрый день, Виктория Николаевна. Для участия в конкурсе работа вашего ученика должна быть опубликована на вашей странице в соответствующем разделе. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

30 November 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ПОЛУЧАЕТ: Виктор Автомонов (Подготовительная группа) «Поделка из цветного пластилина композиция «Лыжник» Куратор: Юмашева Антонина В личных кабинетах участников, победителей и членов жюри автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призёром и не дисквалифицированными участниками в ближайшее время. С уважением, администрация.

23 December 2020